Рабочая программа по технологии 4 класс с региональным компонентом
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Трахова Зульфия Аскербиевна

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология» (сборник «Концепция и программы для начальных классов», «Школа России», Москва, Издательство «Просвещение», 2008 г., II ч., с. 20).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


        
Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология» (сборник «Концепция и программы для начальных классов», «Школа России», Москва, Издательство «Просвещение», 2008 г., II ч., с. 20).

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • Освоение продуктивной проектной деятельности.
  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
  • формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
  • развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
  • формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
  • развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;
  • формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  • обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;
  • формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
  • формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
  • формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
  • формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
  • формирование потребности  в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Изменения:

В авторскую программу внесены изменения: на изучение технологии в 4  классе отводится 2 ч в неделю, также добавлено 2 часа, согласно учебному плану школы, который рассчитан на 35 учебных недель. Добавлено в разделы:

«Земля и человек» – 19 ч

«Человек и вода» – 4 часа

«Человек и воздух» – 5 часов

«Человек и информация» - 4 часа

Для реализации программы используется УМК:

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник 4 кл, Просвещение 2011
  2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь 4 кл, Просвещение 2011

На изучение технологии в 4  классе отводится 2 ч в неделю.

Курс рассчитан   70 ч -  (35 учебных недель).

Формы организации учебного процесса

Урок, как основная форма

  • индивидуальная
  • групповая
  • в парах, тройках, четвёрках
  • работа с интерактивными ресурсами
  • проект исследования
  • коллективная работа

Требования к уровню подготовки обучающихся

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

• применять приёмы  безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать  чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

  1. Конструирование и моделирование.

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).

  1. Практика работы на компьютере.

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Календарно-тематическое планирование

70 часов, 2 часа в неделю

п/п

Раздел. Название темы.

Кол-во часов

Сроки прохождения

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Плановые

Фактические

1

Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу.

1

Отвечать на вопросы по материалу,

изученному в предыдущих классах.

Планировать изготовления изделия

 на основе «Вопросов юного технолога»

 и технологической карты.

Земля и человек.

16

2-4

Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон.

3

Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников.

Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля.

5-7

Полезные ископаемые. Буровая вышка.

РК: Полезные ископаемые Адыгеи

3

Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России  крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции.

8-10

Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка.

РК: завод «Русские самоцветы» (поселок Каменномостский) производство сувениров

3

Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета.

11-13

Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика.

3

Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ)

14-17

Монетный вор. Стороны медали. Медаль.

4

Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги.

18-20

Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза.

3

Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий.

21-23

Швейная фабрика. Прихватка.

РК: Футляры для ножниц, газетницы,  веера, украшенные адыгейским орнаментом

3

Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства.

24-27

Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка.

4

Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия.

28-31

Обувное производство. Модель детской летней обуви.

РК: адыгейские чувяки

4

Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви.

32-33

Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений.

2

Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем.

III четверть

8

34-35

Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье»

 РК: гуубат, хатык, курамбий

2

Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики.

36-37

Бытовая техника. Настольная лампа.

2

Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами.

38-41

Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы.

4

Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания.

Человек и вода

7

42-43

Водоканал. Фильтр для воды.

2

Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить  эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить  струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком  за 1 минуту при разном напоре водяной струи.

44-45

Порт. Канатная лестница.

2

Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и  прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания.

46-48

Узелковое плетение. Браслет.

РК: Виды адыгейской тесьмы: круглая, плоская, с дырками

3

Освоить приемы выполнения одинарного и двойного  плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме».

Человек и воздух

12

49-52

Самолетостроение. Самолет.

4

Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты.

IV четверть

18

53-56

Ракетостроение. Ракета-носитель.

4

Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать  лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр.

57-60

Летательный аппарат. Воздушный змей.

4

Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием.

Человек и информация

10

61-62

Создание титульного листа.

2

Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании.

63-64

Работа  с таблицами.

2

Закрепить знание и умение работы на компьютере. Освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе MicrosoftWord.

65-66

Создание содержания книги.

2

Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги.

67-68

Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника».

2

Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики.

69-70

Итоговой урок.

2

Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы.

Содержание учебного предмета «Технология»

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.  Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор  и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние,  и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

4. Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Формы и средства контроля

Источник информации:

  • работы учащихся;
  • деятельность учащихся;
  • статистические данные.

Методы:

  • наблюдение;
  • оценивание процесса выполнения;
  • портфолио.

Критерии:

  • поощрение всех видов речевой деятельностей, осуществляемой в разнообразных целях.

Перечень учебно-методических средств

Для учителя. 

  1. Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2010
  2. Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.  
  3. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
  4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., ФрейтагИ.П.:Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений., УМК «Школа России», Просвещение 2011
  5. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 4 класс (128 с.), Просвещение 2011

Для учащихся.

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 4 кл, Просвещение 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе с региональным компонентом.УМК "Школа России"

В тематическом планировании, кроме тем уроков, предлагается материал по региональному компоненту Архангельской области...

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс с региональным компонентом

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс с региональным компонентом

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАССАВТОРЫ: Л.Ф.КЛИМАНОВА, М.В.ГОЛОВАНОВА, В.Ф ГОРЕЦКИЙ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, 68 часов...

Рабочая программа для 2 класса по программе "Перспективная начальная школа" с Регионально-национальным компонентом

Рабочие программы по предметам по программе ПНШ для 2 класса с Регионально-национальным компонеттом (Бурятия). Программа содержит пояснительную записку и полное календарно-тематическое планирование ...

Рабочая программа для 3 класса по Региональной программе кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни»

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 3 «А» класса  разработана в соответствии с требованиями ФГОС НО, Примерной основной образовательной программой образ...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру с региональным компонентом "Мы - дети природы"

Адаптированная рабочая программапо окружающему миру, вариант 7.1для 2 класса2020/2021 учебный год...

Рабочая программа "Радужный английский 4 класс" с региональным компонентом

Рабочая программа "Радужный английский 4 класс" с региональным компонентом....