Программа кружка «Квиллинг»
календарно-тематическое планирование по технологии на тему

Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения  элементов квиллинга,  развивая моторику руки,   способствует  интеллектуальному своему развитию. Квиллинг  создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины,  нарядные поздравительные открытки,  оригинальные настенные панно, объемные композиции  рассказывают о самом  авторе, о его внутренним мире.  Сегодня квиллинг наиболее тесно связан с самым молодым видом искусства – дизайном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_kvilling_14-15.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

           

Программа кружка

 «Квиллинг»

                                                               Направленность: художественная

                           Возраст детей: 7 лет

                                                   Срок реализации: 1  год обучения

                                                             

                                                               Митрофанова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

 п. С-Коммунар,  2014 г

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                    

    Настоящая программа составлена на основе книг: А. Быстрицкая «Бумажная Филигрань», Д.Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек», Х.Уолтер «Узоры из бумажных лент» и предусматривает дополнительное обучение детей 6-9 лет в области создания изделий и композиций в технике квиллинг.

    Программа составлена с учетом знания возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего возраста.

Программа знакомит детей с древнейшим искусством бумажной филиграни – квиллингом. На занятиях учащиеся овладевают   методикой выполнения разнообразных оригинальных  изделий. Принцип выполнения их заключается в закручивании серпантином бумажных полосок, которые принимают ажурный филигранный вид. Скрутив их в спираль и придав нужную форму, любой  ребенок сможет  сделать изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно и даже объемные композиции. Сегодня  этот вид творчества становится очень популярным в нашей стране.

  

       Направленность программы  – художественная.       

Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных  композиций в технике квиллинг.

Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало  различным ремёслам. Квиллинг (бумагокручение, или бумажная филигрань) искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше  своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства,  квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.

 

Новизна программы.

Новизна программы заключается в разработке, изготовлении   и применении дидактического материала, учитывающего   возрастные  особенности  детей.  Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого  ребенка.

 

Актуальность программы.

Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения  элементов квиллинга,  развивая моторику руки,   способствует  интеллектуальному своему развитию. Квиллинг  создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины,  нарядные поздравительные открытки,  оригинальные настенные панно, объемные композиции  рассказывают о самом  авторе, о его внутренним мире.  Сегодня квиллинг наиболее тесно связан с самым молодым видом искусства – дизайном.

 

Педагогическая целесообразность программы.       

     Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка  новое  мышление, способствуют развитию  визуальной культуры, навыками и умениями  художественного творчества. Ребенок с детских лет учится  находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

 

  Образовательная область программы.

     Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения  квиллинга,  основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное,  они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.

 

   Отличительные особенности программы.

    Отличительные особенности программы заключаются в том, что:

Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.

Подобран  и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.

Формирование необходимых знаний, умений  и навыков происходит во время обучения.

В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.

Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.   

        

 Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике квиллинг. Сформировать у детей  чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

 

Задачи программы 1-го года обучения:

Обучающие:            

- формировать  у детей практические навыки  работы с бумагой в технике «квиллинг»;

- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;

- обращение с простейшими орудиями труда;

- создавать сувенирные изделия, выполненные  из бумажных полосок.

Развивающие:

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

- развивать сенсорные и умственные способности;

- развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

-  воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;

- совершенствовать трудовые навыки;

 - формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 

 Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:

Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств.

Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.

 Принцип доступности – материал дается  в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.

Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов,  проверенные временем методы и технологии.

Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

 

Возрастная категория детей – 7-8 лет.

     Срок реализации программы – 1год.

 

Форма и режим проведения занятий

        Форма проведения занятий – групповая, индивидуальная. Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-15 человек.

 Режим занятий – 3 раза в неделю по 1 часу – 108 часов в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.

Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 1года детьми 7-8лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок.

 

Ожидаемые результаты 1-го года обучения:

В результате обучения  у учащихся:

- появятся   представления  об истории возникновения  квиллинга,

 -  будут знать основные свойства  материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,

- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги  в технике «квиллинг»,

- научатся обращаться с простейшими орудиями труда,

- смогут создавать сувенирные изделия, выполненные  из бумажных полосок,

- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,

- разовьют  сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,

- научатся  аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать

в порядке рабочее место.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-го года обучения

 

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практ

 

Вводное занятие

2

2

-

1

История квиллинга 

4

2

2

1.1

История возникновения квиллинга. 

2

1

1

1.2

Посещение выставки

2

1

1

2

Материаловедение

4

2

2

2.1

Знакомство с материалами и инструментами. Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон цветной. Основные  их свойства и  качества.

2

1

1

2.2

Знакомство  с  различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой  Основные  их свойства и  качества.

2

1

1

3

Основы композиции и цветоведения

8

4

4

3.1

Основные законы композиции.

2

1

1

3.2

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

2

1

1

3.3

Цветовой круг.

2

1

1

3.4

Теплые и холодные цвета.

2

1

1

4.

Техника выполнения квиллинга

20

7

13

4.1

Основные элементы квиллинга: плотная катушка

4

2

2

4.2

Основные  элементы квиллинга: . “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

8

2

6

4.3

Листья

6

2

4

4.4

Эскиз

2

1

1

5

Цветочные композиции

78

21

21

5.1

Композиция «Колокольчики»

10

3

5

5.2

Композиция «Виноград»

8

3

5

5.3

Композиция «Ромашки»

10

3

7

5.4

Композиция «Васильки»

10

3

7

5.5

Композиция «Нарциссы»

10

3

7

5.6

5.7

5.8.

Композиция «Подсолнухи»

Композиция «Маки»

Композиция «Цветочная поляна»

10

10

10

3

3

3

7

7

7

6.

Итоговое занятие

2

1

1

 

Итого:

108

37

35

 

 

  

     Предполагаемые результаты полученных знаний к концу 1 года обучения:

  Знать:

- основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга

- различные приемы работы с бумагой

- историю искусства бумагокручения

Уметь:

- читать и зарисовывать схемы изделий

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг

- пользоваться различными приемами работы с бумагой.

   

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первого года обучения

 

Вводное занятие

1. История квиллинга (4 часа).  

1.1. История возникновения квиллинга. 

Цель: Знакомство с историей возникновения квиллинга.

Теория: Использование этого вида искусства в жизни человека.

Практика: Знакомство с необходимыми  материалами и инструментами.

1.2 Посещение выставки.

   Знакомство с лучшими работами учащихся школы и педагога.

2. Материаловедение (4 часа).

2.1 Знакомство с материалами.

Теория:   Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными  свойствами  и  качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями.

Теория: Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

3. Основы композиции и цветоведения (8 часов)

Цель: Изучение основных законов композиции и цветоведения.

3.1 Основные законы композиции.

Теория: Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции  для декоративного произведения.

Практическая работа: зарисовка  композиций.

3.2 Основные  и составные  цвета.

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

Практическая работа: зарисовка  композиций.

3.3 Цветовой круг.

Знакомство с цветовым кругом.  Знакомство с основными и составными     

 цветами.  Дополнительные цвета.

 Практическая работа: зарисовка цветового круга.

 3.3 Теплые и холодные цвета.

 Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его  

 светлость. Цветовой контраст.

 Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.

4. Техника выполнения квиллинга.(20 часов).

Цель: Научить выполнять основные элементы квиллинга.

4.1 Основные элементы квиллинга – плотная катушка.

Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги - плотная катушка.

Практическая работа: техника  выполнения  плотной катушки

4.2 Основные элементы квиллинга – “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

4.3 Изготовление  листьев

Практическая работа: выполнение листьев из листа  бумаги

4. 4. Выполнение эскиза.

 Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.

Практическая работа: техника выполнения  эскиза композиции.

Технико- технологические сведения:

Материалы и приспособления.        

Сочетание цветовых оттенков.

Гармония контрастных цветов. 

5.  Цветочные композиции

Цель: Научить составлять композиции из элементов квиллинга.

Технология выполнения изделий:

Подбор бумаги, выбор основы изделия и клеевого состава.

- правила построения композиции;

- определение композиционного центра;

- соблюдение законов цветоведения;

- способы оформления изделий из бумаги;

5.1  Композиция «Колокольчики»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «Колокольчики» Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев.

Практическая работа: изготовление заготовок  цветов и листьев.

 Составление композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу

 5.2.Композиция «Виноград»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа: Разработка  эскиза «Виноград» по предложенному образцу.

 Изготовление необходимых элементов для композиции «Виноград»

Практическая работа: изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них грозди винограда. Изготовление листьев из бумаги. Изготовление длинной спирали.

 Составление композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по разработанному эскизу.

5.3. Композиция «Ромашки»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «Ромашки».

 Изготовление необходимых элементов для композиции «Ромашки» Практическая работа: изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок

 Составление композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу

 5.4..Композиция «Васильки»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа:  разработка эскиза композиции

Изготовление необходимых элементов для композиции

Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги

Составление композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу

 5.5.Композиция «Нарциссы»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа:  разработка эскиза композиции

 Изготовление необходимых элементов для композиции

 Практическая работа:  изготовление заготовок  листьев, цветов, лепестков.

 Составление композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу

5.6.Композиция «Подсолнухи»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «Подсолнухи»

 Изготовление необходимых элементов для композиции

 Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев

 Сборка цветов

Практическая работа: сборка цветов из заготовок лепестков

Составление композиции по эскизу

Практическая работа: составление композиции из заготовок

5.7 Композиция «Маки»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа:  разработка эскиза композиции «Маки»

 Изготовление необходимых элементов для композиции

 Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев

 Сборка цветов

 Составление композиции по эскизу

Практическая работа: составление композиции из заготовок

5.8. Композиция «Цветочная поляна»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа:  разработка эскиза композиции

Изготовление необходимых элементов для композиции

Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок,  стеблей и листьев из бумаги

Составление композиции

Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу

6. Итоговое занятие.(2 часа).

Проводится в форме итоговой выставки.  Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.

  

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1.   Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.

Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.

Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.

Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.

Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.

Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.

 2.   Необходимые условия реализации программы

Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое.

   Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.

        Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий

Бумажные полоски шириной  3 мм, 5мм, 7мм.

Полоски гофрированного  картона

Зубочистки.

Пинцеты.

Цветной картон

Ножницы.

Клей

Рамки для оформления работ.

Карандаш,

Ластик.

Бумага для эскизов, калька.

 

Дидактические материалы:

- Наглядные пособия – таблицы, изготовлены преподавателем:

«Цветовой круг. Смешивание цветов»;

«Основные элементы квиллинга»;

Композиция «Колокольчики»

Композиция «Виноград»

Композиция «Ромашки»

Композиция «Васильки»

Композиция «Нарциссы»

Композиция «Подсолнухи»

Композиция «Маки»

Композиция «Цветочная поляна»

- Работы преподавателя

- Работы  учащихся.

- Фотографии  с различных выставок.

- Презентации :

История появления бумаги и картона,

История возникновения квиллинга,

Основные законы композиции.,

Цветовой круг,

Теплые и холодные цвета,

Основные элементы квиллинга: плотная катушка,

Основные элементы квиллинга: капля.

Ажурные  элементы квиллинга.

 

Инструкции по технике безопасности.

Правила поведения в образовательном учреждении.

 

                                          Формы и виды контроля

                Разделы

Вид контроля

Форма контроля

Сроки проведения

1

Вводное занятие

Вводный

Собеседование

Сентябрь

2

Изготовление основных элементов квиллинга

Рубежный

Выставка детских работ

Декабрь

3

Изготовление цветов в технике квиллинга

Рубежный

Итоговое занятие

Январь

4

Цветочные композиции

Рубежный

Выставка детских работ

Март

5

Цикл творческих работ

Итоговый

Итоговое занятие

Май

               

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Быстрицкая  А.  Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.

Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001.

Каменева Е.  Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998.

Сокольникова Н.М.  Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.

Сокольникова Н.М.  Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

      1. Букина С. Букин М.  Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-

            Дону: 2011

      2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –  

Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

       3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:   

           Эксмо,2009.

       4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО  

        Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008

       5.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2  –  

           ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007

       6.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3.  –  

         М.:  ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Квиллинг - волшебный завиток"

Кружок "Квиллинг - волшебный завиток" в 3 б классе я веду второй год. Квиллинг - это искусство бумагокручения, в давние времена это занятие было возможно среди дам из высшего общества, т.к. ...

Образовательная программа по квиллингу

Программа рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа кружка «Бумагопластика (квиллинг)» 4 класс

Рабочая программа кружка «Бумагопластика (квиллинг)» для учащихся 4 класса коррекционной школы-интернатаПредлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, котора...

Программа “Волшебный квиллинг”

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает нео...

Рабочая программа "Волшебный квиллинг" 1-4 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный квиллинг" (художественно-эстетическое направление), с календарно тематическим планом...

Рабочая программа "Волшебный квиллинг"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный квиллинг" для учащихся 1-4 классов....