Рабочая программа кружка «Бумагопластика (квиллинг)» 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Квашина Елена Викторовна

 

Рабочая программа кружка «Бумагопластика (квиллинг)» для учащихся 4 класса коррекционной школы-интерната

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, квиллинг обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)  школа-интернат

 ст-цы Медведовской

Рабочая программа кружка

«Бумагопластика (квиллинг)»

4 класс

                 

Учитель начальных классов

Квашина Елена Викторовна

первая квалификационная категория

Пояснительная записка

Бумагопластика – техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях бумагопластикой является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Так же занятия  бумагопластикой позволяют развивать мелкую моторику ребенка, что тоже является одним из способов коррекции.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

          Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник: бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация.

Программа кружка предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

 Цели программы:

- Создание условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

- Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Основные задачи программы:

Обучающие:

 - знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;

 - обучать различным приемам работы с бумагой;

 - формировать умения следовать устным инструкциям;

 - знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;

 - обогащать словарь ребенка специальными терминами;

 - создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

- развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к искусству квиллинга;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- вырабатывать терпение и усидчивость;

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

- способствовать умению работать в группе (команде);

- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

-  доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Бумагопластика (квиллинг)”, обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, квиллинг обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Квиллинг является важной и неотъемлемой частью общего художественного образования и эстетического воспитания обучающихся. Детские художественные способности формируются во взаимосвязи разного рода творческой деятельности, которые, чередуясь и дополняя друг друга, обеспечивают полноценное и эффективное обучение. Это занятия сюжетной композицией, аппликацией, конструированием и т.д.

Занятия квиллингом способствуют эстетическому развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление, а так же чувство стиля и цветовой гармонии, расширяют кругозор и формируют представление детей о роли искусства в жизни общества.

         Квиллинг является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Кружковая работа организуется по перспективному плану, составленному к началу учебного года. Работа рассчитана на 1 год обучения детей. Годовой курс программы рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 10 до 12 лет. Оптимальное количество – 8  детей, чтобы педагог смог оказать индивидуальную помощь каждому ребёнку. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. При создании коллективной работы дети объединяются в группы.

Руководитель кружка  следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места, хранением законченных и незавершенных работ, пособий и материала. Материал, необходимый для работы, хранится в определенном месте.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Обучающиеся должны знать:

- начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых в работе;

- безопасные приемы работы;

- начальные сведения о цветовом сочетании;

- условные обозначения основных форм.

Должны уметь:

- пользоваться схематичным описанием рисунка;

- выполнять простейшие элементы квиллинга;

- подбирать инструменты и материалы для работы;

- изготавливать работу;

- в процессе работы ориентироваться на качество работы.

Условия реализации программы.

· Наличие материально-технического обеспечения.

· Систематичность посещения кружка «Бумагопластика (квиллинг)».

· Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, обучающихся, сотрудников и гостей школы.

· Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества различного уровня.

Список использованной литературы.

1. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. - "Просвещение", Москва 1999.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Мир книги, 2008.

2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - "Росмэн", Москва 1996.

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. - "Университет", Москва 2014.        

4. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М: Издательство Эксмо, 2006. 5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.

5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.

6. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

Календарно – тематический план работы кружка «Бумагопластика»

на 2017-2018 учебный год

Тема мероприятия

Дата

1

История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Правила техники безопасности.

06.09.17

2

Вырезание полосок для квиллинга. Основные формы: «капля», «круг», «завиток».

08.09.17

3

Вырезание полосок для квиллинга. Основные формы: «капля», «круг», «завиток».

13.09.17

4

 «Осеннее дерево».

15.09.17

5

«Осеннее дерево».

20.09.17

6

«Астра».

22.09.17

7

Коллективная работа «Букет рябины».

27.09.17

8

Коллективная работа «Букет рябины».

29.09.17

9

Кисть винограда.

04.10.17

10

«Дождик».

06.10.17

11

Коллективная работа «Букет незабудок».

11.10.17

12

Коллективная работа «Букет незабудок».

13.10.17

13

Изготовление бахромчатых цветов.

18.10.17

14

Коллективная работа. Композиция из цветов.

20.10.17

15

Коллективная работа. Композиция из цветов.

25.10.17

16

Изготовление осенних листьев оригами.

27.10.17

17

Изготовление декоративного осеннего венка.

08.11.17

18

Изготовление декоративного осеннего венка.

10.11.17

19

Пчела в технике квиллинг.

15.11.17

20

Топиарий «Осень».

17.11.17

21

Топиарий «Осень».

22.11.17

22

Изготовление открытки для мамы.

24.11.17

23

Изготовление оригами цветов.

29.11.17

24

Изготовление снежинок.

01.12.17

25

«Ёлочка» (новогодняя открытка).

06.12.17

26

Изготовление объемных снежинок.

08.12.17

27

Изготовление новогоднего венка.

13.12.17

28

Изготовление новогоднего венка.

15.12.17

29

Коллективная работа «Новогодняя ёлочка».

20.12.17

30

Коллективная работа «Новогодняя ёлочка».

22.12.17

31

Подсвечник новогодний.

27.12.17

32

Изготовление животных в технике.

12.01.18

33

«Бабочка – красавица».

17.01.18

34

«Совушка – сова».

19.01.18

35

«Совушка – сова».

24.01.18

36

Аппликация «Пушистый друг».

26.01.18

37

Вот какие у нас кораблики!

31.01.18

38

 Многослойная аппликация - айрисфолдинг.

02.02.18

39

«Цветок солнца – подсолнух».

07.02.18

40

Открытка «Валентинка».

09.02.18

41

Аппликация из скрученной бумаги.

14.02.18

42

Подарочные открытки с маргаритками.

16.02.18

43

Фоторамка в технике модульного оригами с элементами квиллинга.

21.02.18

44

Коллективная работа. Панно «Звездное небо».

23.02.18

45

Коллективная работа. Панно «Звездное небо».

28.02.18

46

Изготовление открытки к 8 Марта.

02.03.18

47

Скручивание элементов для изготовления шкатулочки.

07.03.18

48

Изготовление формы для шкатулочки. Оклеивание шкатулки элементами.

09.03.18

49

Изготовление крышки для шкатулки. Оклеивание крышки элементами.

14.03.18

50

« Ромашка – цветок чистоты и верности»

16.03.18

51

«Пасхальное яйцо».

21.03.18

52

«Верба».

23.03.18

53

«Одуванчики».

04.04.18

54

Бумажная мозаика.

06.04.18

55

Выполнение цветов из гофрокартона.

11.04.18

56

Изготовление цветов сложной формы для композиции «Весенний букет»

13.04.18

57

Коллективная работа «Весенний букет».

18.04.18

58

Коллективная работа «Весенний букет».

20.04.18

59

Изготовление игрушек из гофрокартона. «Веселые зайчата».

25.04.18

60

Изготовление игрушек из гофрокартона. «Птичий двор».

27.04.18

61

Открытка «Ландыш майский»

02.05.18

62

 Панно «Летний мотив».

04.05.18

63

Панно «Летний мотив».

09.05.18

64

Изготовление ромашек и мелких цветов.

11.05.18

65

Изготовление роз.

16.05.18

66

Изготовление мелких цветов и листьев.

18.05.18

67

Изготовление корзинки. Работа над композицией.

23.05.18

68

Сборка зачетной работы «Букет цветов в корзинке». Выставка композиций.

25.05.18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Патриот" 1 класс

Программа кружка составлена в соответствии ФГОС НОО....

Рабочая программа кружка"Эрудит" 4 класс математика

Пролграмма направлена на развитие математических способностей учащихся 4 класса....

Рабочая программа кружка для 1 класса "Развитие речи. Штриховка"

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливает необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятел...

Рабочая программа кружка для 1 классов "Юный книголюб"

Кружок  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика...

Рабочая программа кружка для 3 класса (УМК "Школа России" ФГОС)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Занимательная математика" для 3 класса. ФГОС. ...

Рабочая программа кружка "Домисолька" 4 класс

Рабочая программа кружка "Домисолька" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...