Программа и тматическое планирование по легоконструированию 2-4 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Паушкина Анна Сергеевна

Конструкторы LEGO, благодаря своей качественной продукции, стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментировать, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению.

          Одним из самых значительных явлений последнего десятилетия в образовании  России стало распространение идей развивающего обучения, т.е. системы образовательных технологий нового поколения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_i_poyasnitelnaya_zapiska_lego.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа учебного курса

« лего - конструирование» для 1-4 классов.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,

В силу своей универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предподчительными наглядными    пособиями    и развивающими     игрушками, позволяющими разнообразить процесс      обучения,      в комплексе     решать   многие задачи, стоящие перед школой.

ЦЕЛЬ КУРСА - воспитание социально активной личности, с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности и способности учащихся решать любые задачи творчески, изобретательские. Работа с ЛЕГО даёт возможность ребёнку проявить многие скрытые качества, свою индивидуальность, развивает мышление, внимание, сообразительность, фантазию, воображение, речь; учит программированию своих действий; развивает творческие способности у детей; формирует моторные навыки; служит ненавязчивому закреплению материала, пройденного на уроках чтения, окружающего мира; способствует воспитанию положительных нравственных качеств.

При изучении этих и других предметов учащиеся не только воспринимают и запоминают содержимое того, о чем говорит учитель, но и сами активно конструируют многочисленные модели. ЛЕГО  пробуждает работать в равной степени и голову, и руки учащихся.

Работа с ЛЕГО помогает детям войти в мир социального опыта. Работая с ЛЕГО, мы соблюдаем принципы:

-Адаптивности

В процессе работы задействованы все дети,  в том числе и те, кто по той или иной причине оказался позади сверстников, а так же дети с разной подготовленностью и разными интересами.

-Психологической комфортности.

В ходе работы снимаются все стрессообразующие факторы учебного процесса. Предполагается создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы. Мы опираемся на внутреннюю мотивацию успешности, постоянного движения вперед ( неудачных работ не бывает).

- Целостности и интегративности

У детей складывается единое  и целостное представление о предметном и социальном мире. Ребенок учится решать проблемы, применяя знания из различных областей.

Конструирование позволяет младшему школьнику познать мир техники, развить конструкторские способности, расширяет политехнический кругозор, техническое мышление, представляет широкие возможности для дифференциации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Это проявляется в выборе объектов конструирования, адаптации учебных заведений к индивидуальным возможностям детей.

      Дети приобретают навыки труда. Культура труда проявляется в том, как ученик готовит свое рабочее место, соблюдает его в течение всего урока. Умеет ли правильно соединять детали, соблюдает ли меры безопасности, правильно ли распределяет время на изготовление модели, способен ли обеспечить качество работы, может ли выполнять работу коллективно.

Курс ЛЕГО - конструирования имеет направленность на формирование у детей навыков самоконтроля, умения планировать, т.е. устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы. Ученик действует в системе наглядно выраженных требований, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся умения планировать, выполнять действия про себя, что , как подчеркивают психологи является существенным в развитии личности школьника.

Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению операций, что сказывается на  качестве изделия ребёнка, позволяет ему познать радость труда.

Формы и методы занятий: Практическая работа, наблюдение, беседа. Дидактические игры, подготовка к праздникам. Учитель сам решает, какие методы,  и формы он будет использовать на уроках.

Оборудование ЛЕГО класса.

   Детали конструктора хранятся в специальных коробках. Для хранения можно использовать другие подручные средства. Элементы конструктора можно потерять в ходе урока, поэтому следует напоминать детям, что с деталями нужно обращаться бережно и необходимо следить за их сохранностью, ведь потерянная деталь может пригодиться на следующем уроке.

   Организация пространства классной комнаты может быть различной, исходя из реальных возможностей школы. Для занятий с ЛЕГО ДАКТА удобнее расставить

 столы группами.

   На первом уроке  учитель предлагает детям познакомиться с конструктором ЛЕГО. Договаривается об определенных правилах работы.

Правила работы с конструктором ЛЕГО.

  • Работаем дружно, весело, сообща. Помогаем друг другу.
  • Приходим на урок с чистыми руками
  • Нельзя обмениваться деталями конструктора с соседними группами.
  • Нельзя уносить детали конструктора домой.
  • На уроке соблюдаем тишину.

  В процессе беседы ребята приходят к выводу о том, что конструктор- это наш друг и помощник.

  В наборах много разнообразных деталей. Для удобства придумываем  совместно с детьми названия для них ( кирпичики, юбочки, глазки, сапожки). Затем дети знакомятся с видами крепежа, изучают подвижные и неподвижные соединения деталей, учатся выполнять задания по инструкции.

   Изготовление моделей должно усложняться от урока к уроку. Дети должны опираться на  опыта, полученный на прошлых уроках. Усложнение идет постепенно.1Выполнять по образцу с комментарием учителя.2. Только по образцу. 3. По технологической карте.4. создание модели по рисунку. 5. Создание модели по замыслу.

.   Ребята учатся устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы, сравнивать полученный результат с планируемым ранее, оценивать его.

    Работа с конструктором - это творчество для детей и учителя. Любая работа красочна и интересна. Учитель вправе вносить коррективы в порядок изучения учебного материала.

    Для проведения работ с ЛЕГО  необходимо подготовить коробки с конструктором. Каждая коробка должна быть скомплектована таким образом, чтобы обеспечить работой группу   от 2 до 6 человек. Помимо кирпичиков  ЛЕГО ДАКТА в наборе должны быть: черепица, окна, двери, колёса и другие вспомогательные детали. Дети должны иметь возможность создать любую модель.

Рекомендуем  выставлять на отдельную плату человечков, цветы, деревья, так как эти детали чаще всего теряются после уроков. В начале урока дети отбирают необходимое кол-во этих деталей. После окончания - возвращают на место.

Урок ЛЕГО даёт возможность решить многие задачи обучения:

  • расширение словарного запаса
  • развитие речи
  •  развитие логического и пространственного мышления, воображения
  • Развития умения обобщать и делать выводы
  •  Развитие коммуникативных навыков учащихся
  •  Развитие мелкой моторики

     Благодаря урокам  ЛЕГО повышается интерес к учёбе,  уровень качества знаний.

 ребята учатся работать парами, в группах и индивидуально, проявляя свою фантазию,

 творческие способности.

   На занятиях учащиеся не только воспринимают, обсуждают и запоминают содержание того, о чем говорил учитель, но и сами конструируют многочисленные модели.

   В 1 и 2 классе дети могут работать индивидуально, а в 3 и 4 классе - группами. Работы учащихся 3 и 4 класса более объёмны и требуют больших временных затрат. Работая в группе, дети учатся планировать свои действия.

   Структура занятия с использованием конструктора.

  • организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  • Постановка цели. 2мин.
  • Беседа с учащимися. Повторение материала по теме урока. 5-6 мин.
  • Работа с конструктором. Изготовление модели. 20-30 мин.
  • Представление моделей. Подведение итогов.  5-6 мин.

В конце каждого семестра 1-2 урока проводятся на свободную тему, это делается для того, чтобы обобщить знания детей, закрепить умение собирать модели и просто поработать в своё удовольствия.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

1 – 2 КЛАСС.

Учащиеся должны знать:

-   названия деталей конструктора;

-   способы соединения деталей;

-   виды подвижных соединений;

-   последовательность изготовления несложных моделей;

Учащиеся должны уметь:

-   организовывать рабочее место и поддерживать на нём порядок;

-   под руководством учителя проводить анализ модели, планировать последовательность её изготовления и осуществлять контроль результата своей практической работы по технологической карте или рисунку;

-   Работать индивидуально, парами и группой с опорой на готовый план в виде рисунков, технологических карт, осуществлять контроль качества работы друг друга;

   -соблюдать правила безопасности работы с конструктором;

-   подбирать детали необходимые для работы;

-   проверять модель в действие;

-   классифицировать детали по различным признакам;

-   выполнять работу в заданное время.

3 – 4  КЛАСС.

Учащиеся должны уметь:

-   самостоятельно выполнять работу по инструкции, по своему замыслу;

-   осуществлять взаимоконтроль;

-   изменять конструкцию модели с заданными условиями;

-   организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нём;

-   работать парами и группами, опираясь на готовый план, осуществлять контроль;

-   сличать промежуточные этапы с образцом;

-   выполнять работу в заданное время;

-   эстетично выполнять задание;

-   собирать модели действующих игрушек, транспортных средств и т.д.

-   оказывать посильную помощь напарникам.

Любой конечный результат необходимо фиксировать, используя фотоаппарат.( камеру, рисунки..) Это нужно делать для того , чтобы сохранить то, что создавалось усилиями одного или нескольких людей.

С помощью видеокамеры можно снять:

*    интересный мультфильм;

Снимать нужно по одной детали. Впоследствии, прокручивая плёнку вперед или назад можно увидеть, как появляется или исчезает модель.

  • увлекательный фильм.

Снимать можно со звуком и без него. Впоследствии, при демонстрации пленки каждый ребенок сможет озвучить фильм по-своему.

С помощью цифровой камеры можно быстро перенести изображение построенной модели в компьютер. Впоследствии, с помощью  программы ЛЕГОМИРЫ сделать штампы. Построенные из кирпичиков лего объекты будут двигаться, разговаривать.

Это увлекательная и интересная работа.

       

Планирование занятий по легоконструированию

   

 2 класс (одно занятие за две недели)

        ДАТА

 

КОЛЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ  

ТЕМЫ УРОКОВ

 

 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

 .

  • Вводный урок. Знакомство с конструктором. История лего.
  • Правила работы с конструктором. Заголовки из ЛЕГО П.р.
  • Виды крепежа. П.р. карточка  №2а
  • Работа со схемой П.р. карточка № 2б
  • Сборка моделей машин. Колесо. Карточка № 3

  • Сборка моделей машин. Подъёмный кран
  • Механизмы. Оси и шестеренки. Мельница. П.р.
  • Новогодние забавы. П.р.
  • Шестеренки и валы П.р №2 Подъемный кран

  • Машины будущего П.р Применение навыков построения.
  • Мир вокруг нас. Животные, которые нас окружают.П.р Животные из конструктора.
  • МОЗАИКА. Плоскостное моделирование.  
  • Урок-загадка. Загадки и построение ответов из конструктора.

 

 

  • Улица полна неожиданностей. Машины будущего.
  • Сказочный терем, дворец. Дом в котором я живу
  • Декорации к любимым сказкам. Грибок-теремок

            ЛЕГО театр. Инсценировка сказки.

  • .Свободное конструирование.

 

Планирование занятий по легоконструированию

 

3 класс. ( Одно занятие за две недели)

ДАТА 

КОЛЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

ТЕМЫ УРОКОВ

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  • Вводный урок.  .Производство кубиков    ЛЕГО

      Повторение видов крепежа. П.р.

  • Геометрические фигуры. П.р.

       Весы. Равновесие фигур. П.р.

  • Знакомство с новым конструктором.
  • Свободное конструирование.

  • Московский Кремль. Кирпичная кладка. П.р.Башни Кремля. П.р.
  • Урок-игра
  • Готовимся к новому году. Новогодняя сказка.

  • Фасады домов . Дома Европы П.р.
  • Дом-коробка. Укладка черепицы.
  • Городской квартал. П.р.
  • Космос. Спутники и ракеты П.р. Викторина
  • Подарок маме. Нужные вещи из ЛЕГО. П.р.

  • Веселый зоопарк из ЛЕГО.
  • Парки города Москвы. Парк развлечений П.р.
  • Парад военной техники на главной площади Москвы. П.р.
  • Свободное конструирование. П.р.

Планирование занятий по легоконструированию

 

4 класс. (Одно занятие в две недели)

ДАТА

КОЛЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

ТЕМЫ УРОКОВ

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  • Вводное занятие. Инструктаж работы в кабинете. Знакомство с новыми конструкторами   ЛЕГО.
  • Правила дорожного движения с ЛЕГО

Городской квартал

  • Велосипедист и пешеход. П.р.
  • Осторожно! Дорожные работы. П.р.

  • Свободное конструирование. П.р.
  • Машины спецслужб. П.р.
  • Новогодний урок-игра. П.р.

  • Вокзалы и мосты П.р.
  • Забавные механизмы. Мотор «ПТИЧКИ» П.р.
  • Датчик движения .Принцип работы. «ВОЛЧОК», П.р
  • Кулачковая передача. «ВЕСЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНКА»П.р
  • Мир вокруг нас. НАСЕКОМЫЕ Экология

       П.р. ОТКРЫТЫЙ УРОК

   

  • Работа с программируемыми моделями из ЛЕГО. КРОКОДИЛ П.р.
  • Программируемые модели  ЛЕВ  П.р.
  • Создание собственной программируемой модели П.р.
  • Свободное конструирование. П.р.

Планирование занятий по легоконструированию

 

1 класс. (Одно занятие в две недели)

ДАТА

КОЛЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

ТЕМЫ УРОКОВ

 

 

 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  •  Знакомство с кабинетом. Правила работы с конструкторами   ЛЕГО.
  • Виды крепежа. Буквы и цифры из ЛЕГО
  • Светофор из  ЛЕГО. Правила пдд.
  • Геометрические фигуры: КУБ,  ПИРАМИДА,

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД.

  • Свободное конструирование. П.р.

  • Дом из кубиков. П.р.
  • Веселый человечек. П.р.
  • ЕЛОЧКА из ЛЕГО  П.р.
  • Свободное конструирование. П.р.

  • Мозаика из ЛЕГО П.р.
  • Детская площадка П.р.
  • Подарочная открытка. П.р.
  • МОЗАИКА из ЛЕГО. П.р.
  • Свободное конструирование. П.р.

  •  Работа с тематическим конструктором П.р.
  • ЛЕГО  WEDU «ВОЛЧОК». Работа со схемой
  • ЛЕГО  WEDU
  • Свободное конструирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «...

Рабочая программа и Тематическое планирование по математике в 4 классе , автор М.И.Моро

Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-след...

Рабочая программа и тематическое планирование уроков здоровья для 2 класса

Уроки здоровья проводятся в нашей школе во 2 классе согласно учебному плану школы 1 раз в две недели....

рабочая программа и тематическое планирование по окр смир 1 класс

Рабочая программа и тематическое планирование  по окр мир 1 класс УМК Школа России с учётом ФГОС....

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова....

Программа и тематическое планирование по физической культуре 4 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по физической культуре,  авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 ...

Программа и тематическое планирование по русскому языку 2 класс. Программа - "Школа России".

Пояснительная записка.Статус документа:  - Рабочая программа составлена на основании программы начального общего образования Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составленной в соответствии с ФГОС НОО...