конспект урока по технологии для 2 класса
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Киселева Наталия Михайловна

Народные промыслы. Хохломская роспись.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое ХОХЛОМА Урок технологии, 2 класс Работу выполнила: Киселева Наталия Михайловна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 152 г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Хохломская роспись, Алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы. Рощи, перелески, Шелковые всплески, Солнечно-медовой Золотой листвы. У красы точеной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд? (П. Синявский)

Слайд 3

Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому или чёрному фону .

Слайд 4

В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. Свои изделия мастера делали похожими на драгоценные золотые и расписывали их орнаментом. Хохлома - это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам всей России. Изделия, выполненные с помощью техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали называть Хохломой. Постепенно хохломской стиль росписи стали применять и для оформления книг, шкатулок, мебели, а иногда — и целых помещений.

Слайд 5

Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!

Слайд 6

Хохломская легенда

Слайд 7

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Так и появились первые золотые расписные хохломские чашки. Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о такой беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. С тех пор оно передаётся из рук в руки, от учителя к ученику.

Слайд 8

План работы

Слайд 17

Готовое изделие

Слайд 18

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0 Используемые источники: Википедия. Хохлома Стихотворение «Хохлома! Хохлома!» Н.Глазков http://stranamasterov.ru/node/635988 Картинки http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1239-sh-498-fw-1014-fh-448-pd-1&p=1&text=хохлома&noreask=1&pos=51&rpt



Предварительный просмотр:

Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше

Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.

Задачи урока: познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивать умение изображать объекты природы, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи; развивать интерес к народному творчеству и народным промыслам.

Планируемые результаты: овладеть технологией изготовления изделий из папье-маше; уметь отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его.

Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.

Ресурсы и оборудование. У учителя: образец изделия из папье-маше, таблица «Приемы работы с бумагой», миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь. У учащихся: учебник, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь.

Ход урока

  1. Орг. момент

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

  1.  Актуализация знаний.

Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)
А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, …(Чашку)

О чем были загадки? (ответы детей)

Вспомните, видели ли вы посуду с узорами? (ответы детей).

Что на ней было изображено? (ответы детей).

А вы знаете, что посуду можно по-разному украшать?

  1. Мотивация учебной деятельности.

Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какая будет тема урока.

(Слайд 2)

Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.

Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)

(Ответы детей)

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов — хохломской росписью по дереву, а также с новой техникой создания изделий из папье-маше.
    

 4. Работа  над темой.

(слайд 3)

 Откройте учебник на с. 24 .Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи. (ответы детей).
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому или чёрному фону.

(слайд  4)

 В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. Свои изделия мастера делали похожими на драгоценные золотые и расписывали их орнаментом. Хохлома - это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам всей России.           Изделия, выполненные с помощью техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали называть Хохломой. Постепенно хохломской стиль росписи стали применять и для оформления книг, шкатулок, мебели, а иногда — и целых помещений.

 ( слайд 5)

Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!

(слайд 6)

Существует легенда о хохломской росписи.

(слайд 7)

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Так и появились первые золотые расписные хохломские чашки.

Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о такой беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. С тех пор оно передаётся из рук в руки, от учителя к ученику.

Прочитайте текст в учебнике на странице 24 под рисунком. Обратите внимание на слово „орнамент“. Что в нем особенного?» (Оно выделено голубым цветом, можно прочитать его определение в словарике юного технолога.) Дети читают определение понятия «орнамент» (с. 95). Учитель: «Орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. Он может быть растительным (использование растительных элементов), геометрическим (использование геометрических форм), зооморфным (использование мотивов, связанных с изображением животных), комбинированным (сочетание разных видов)».
       «Сейчас вы попробуете себя в роли хохломских мастеров, но сначала нам нужно сделать посуду, которую мы будем расписывать. А изготовим мы ее из папье-маше. Знаете ли вы, что это?» (Бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом и мелом, из которой изготовляют путем прессования различные предметы.)

(слайд 8-17)

Учащиеся читают план работы в учебнике на с. 25 и рассматривают изображения к нему, а затем под руководством учителя выполняют работу по этому плану до пункта «Оставьте изделие на просушку», после чего необходимо придумать орнамент в стиле хохломской росписи для украшения изделия. Если работа не высохла на этом уроке, то можно распределить работу над поделкой на два урока.
      
Подведем итоги. С каким материалом мы работали на уроке?

«Почему хохломскую посуду называют золотой?»

- Что нового узнали для себя?

- Что было трудно?

-Какая была цель урока?

- Достигли ли мы ее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии 1 класс

Дан подробный конспект урока с презентацией...

Конспект урока по технологии (2 класс)

Работа с бумагой. "Сюжетная аппликация "Летающая пчела" (2 класс)...

План-конспект урока по технологии 4 класс по теме"Работа с бумагой и картоном.Рамки для художественных работ."

Познакомить детей с форматами бумаги;познакомить с разными видами рамок для оформления работ и выполнить один из видов рамок....

Конспект урока по технологии 4 класс тема урока "Лесенка опора "

Конспект урока по технологии 4 класс тема урока "Лесенка опора "...

Конспект урока по технологии 2 класс тема урока "Изготовление помпона "

Конспект урока по технологии 2 класс тема урока "Изготовление помпона "...

Конспект урока по технологии 3 класс, программа: «Перспектива»; Учебник: Роговцева Н.И. Технология. 3 класс.

Цели: - Формирование  умений и навыков работы с бумагой;- Расширение представлений  о видах аппликации и технологии её изготовления из бумаги...

Конспект урока по технологии 1 класс. Тема урока: «Природные материалы. Как их соединить?»

Конспект урока по технологии для 1 класса на тему: "Природные материалы. Как их соединить?"  Пошаговая разработка урока со всеми необходимыми пунктами....