КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII вида 2 класс. Технология.
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс) на тему

Матвеева Светлана Николаевна

Обучение труду во 2-м классе направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:

— воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты;

— воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);

— ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями;

— воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;

— воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);

— сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;

— формирование знаний о различных видах ручного труда;

— ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;

— обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала;

— обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы во 2-м классе.

Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:

— коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании обще трудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);

— повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);

— компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);

— коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx63.94 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

на 2014-2015 учебный год

по предмету

Технология во 2 «Б» классе

2 часа в неделю, всего  68 часовbooks228577dtg3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа  составлена на основе Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2009 г.

Количество     часов     по     программе                                      68      

Количество часов в неделю по учебному плану                          2

Количество часов в год                                                                  68

Учебник: Технология Ручной труд 2 класс. Учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./  Л. А. Кузнецова. – Санкт-Петербург  «Просвещение», 2011 г.

       Обучение труду во 2-м классе направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:

— воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты;

— воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);

— ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями;

— воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;

— воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);

— сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;

— формирование знаний о различных видах ручного труда;

— ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;

— обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала;

— обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы во 2-м классе.

Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:

— коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании обще трудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);

— повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);

— компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);

— коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).

Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;

— взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);

— неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;

— замедленность обучения;

— подачу учебного материала малыми порциями;

— максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;

— предварение изучения нового материала пропедевтикой;

— руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;

— подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов;

— подбор доступных для работы поделочных материалов.

Во 2-м классе коррекционной школы VIII вида учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с при родными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами».

Работа с глиной и пластилином. Во 2-м классе знания школьников пополняются техническими сведениями о назначении и применении глины в промышленности: глина как строительный материал (l-я четверть); применение глины для изготовления посуды (2-я четверть); применение глины для изготовления скульптуры (з-я четверть). В ходе лепных работ дети знакомятся с геометрическими телами (брус, цилиндр, конус, шар) и их признаками. На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы (столярные предметы прямоугольной геометрической формы; посуда цилиндрической, конической и шарообразной формы). Работая с пластическим материалом, второклассники осваивают как новые приёмы их обработки (с применением резака, стеки), так и закрепляют и совершенствуют ранее освоенные в l-м классе (скатывание, сплюшивание, сдавливание, вытягивание, прищипывание, примазывание). Так же происходит закрепление практических умений лепить конструктивным способом изделия и фигурки (лепка из отдельных частей). Новым для второклассников является освоение пластического способа лепки изделий и фигурок (лепка из целого куска пластической массы), что является наиболее сложным для этих детей.

Объекты труда: бруски, кубики, башня, ворота, молоток, чашки, чайник, фигурки животных, птиц, макеты.

Работа с природными материалами. Во 2-м классе содержание учебного материала данного вида работы направлено на ознакомление школьников с разными видами природных материалов, их свойствами и применением (листья, скорлупа грецкого ореха и др.). Практическая работа с природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объёмных изделий с применением незнакомого детям инструмента (шило) или вспомогательного материала (палочки с заострёнными концами). Повторяются познавательные сведения об уже знакомых природных материалах, их свойствах и правилах заготовки (сухие листья, травы, цветы, шишки и др.). Закрепляются навыки обработки этих материалов (наклеивание) и использования их при изготовлении аппликационных работ и объёмных композиций (макетов).

Объекты труда: птички, парусник, черепаха, собачка, человечек, утка, композиции (макеты) и др.

Работа с бумагой и картоном. Во 2-м классе содержание учебного материала, предусмотренного программой, в этом виде труда пополняется новыми познавательными сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке (l-я четверть). Также новым для учащихся 2-го класса на уроках труда является освоение приёмов разметки бумаги с помощью линейки (з-я четверть). Опираясь на некоторый опыт в обращении с линейкой, полученный на уроках математики, дети применяют его в процессе разметки бумаги и картона. В то же время школьники продолжают работать с шаблонами, закрепляя умения, приобретённые в l-м классе. Содержание про граммы предусматривает работу по разметке бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур (l-я четверть) и форм сложной конфигурации (2-я четверть). Все шаблоны, образцы которых представлены в рабочей тетради, заранее заготавливаются учителем. Особое внимание во 2-м классе уделяется закреплению и совершенствованию таких важных умений и навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги. В процессе сгибания бумаги используются приемы: «сгибание с угла на угол», «сгибание пополам», «совмещение углов и сторон с опорными точками», «деление стороны на две равные части способом сгибания бумаги», «сгибание по типу гармошки». Работая ножницами, второклассники закрепляют приёмы прямолинейного и криволинейного вырезания: «надрез по короткой вертикальной линии», «разрез по короткой линии», «разрез по длинной линии», «вырезание по кругу». Продолжают осваивать способы: «симметричное вырезание» и «тиражирование деталей».

Объекты труда: аппликации, ёлочные игрушки, гирлянды, поздравительные открытки, композиции (макеты), предметы быта: пакет, книжки-игольницы, салфетки с прорезным орнаментом, закладки и др.

Работа с текстильными материалами. Во 2-м классе содержание данного раздела углубляется за счёт включения познавательных сведений о новых текстильных материалах (ткань, пуговица, тесьма, сутаж, тонкая верёвка, шпагат) и их видах, сортах, свойствах, применении и назначении (З-я четверть). В ходе практической деятельности дети овладевают разнообразными приёмами работы с этими материалами (пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями и с подкладыванием палочки, раскрой ткани по готовой выкройке, сшивание ткани и вышивание по канве смёточным стежком, выполнение стежка «шнурок»). Наряду с освоением перечисленных материалов дети повторяют имеющиеся у них первоначальные сведения о нитках (свойства ниток: цвет, толщина, разрываются, разрезаются, скручиваются, сплетаются). В l-й четверти программой предусматривается работа на повторение практических действий с нитками (намотка ниток на картон и в клубок, связывание в пучок, плетение косички, завязывание узелка на конце нити, вышивание).

Объекты труда: коллекция из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, ягоды, шарики и человечки из ниток, игольница, закладка и салфетка с вышивкой.

Определяющими требованиями в содержании обучения должна быть учебно  воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений, навыков школьников и его коррекционная направленность. Объекты труда подбираются с учётом их привлекательности, доступности выполнения, общественной пользы и расширения социального опыта ребёнка. Содержание учебного материала, предусмотренного программой 2-го класса, направлено на расширение и закрепление знаний и умений учащихся, полученных в l-м классе, способствующих выработке устойчивых положительных навыков и привычек. Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги. Школьники знакомились со всеми этапами урока уже в первый год обучения. Они приобрели некоторый опыт в правильном обращении с инструментами и приспособлениями для работы, получили первоначальные навыки обработки различных материалов. Дети с особенностями развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года. В связи с этим во 2-м классе трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце второго года обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования.

Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне.

Новизна данной учебной программы заключается в ее научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровье сберегающих информационно – коммуникативных и игровых технологий.

Учебно-методический комплекс.

Программа

  1. Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение

      Учебник:

  1. Л. А. Кузнецова «Технология: Ручной труд: 2 класс», учебник. М.: «Просвещение», 2011г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п /п

Тема урока

Кол-во ча

сов

Тип
урока

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля

Дата прове

дения

Стр. учебника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Повторение пройденного в первом классе.

1

Вводный урок.

Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда. Закрепление навыков по подготовке и содержанию в порядке рабочего места. Выявление знаний  о видах ручного труда, поделочных материалах и инструментах, используемых при их обработке. Закрепление навыка работы с учебником.

Знать правила поведения и работы на уроках труда.

Уметь работать с учебником.

Текущий

04.09

4-9

2

Работа с глиной и пластилином. «Брус».

1

Урок введения новых знаний.

Познавательные сведения о глине, пластилине и прямоугольном геометрическом теле «брус». Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы.

Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот, крепости.

Иметь представления о глине и пластилине, как о поделочных материалах.

Знать, что такое «брус».

Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Знать правила работы с пластилином.

Текущий

06.09

10-15

Работа с глиной и пластилином.

«Ворота».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

11.09

14-15

3

Работа с глиной и пластилином.

«Крепость».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

13.09

15

4

Работа с глиной и пластилином. «Молоток».

1

Урок введения новых знаний.

Закрепление навыков лепки из пластилина геометрических тел. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную форму.

Текущий

18.09

16-17

5

Работа с природными материалами. «Осенняя коллекция».

1

Урок введения новых знаний.

Экскурсия по пришкольному участку. Сбор природных материалов для уроков труда. Организация сушки и хранения собранных материалов.

Иметь представления о растительном мире (деревья, кустарники и травянистые растения), о разнообразии форм и окраски листьев, цветов.

Знать правила сбора, сушки и хранения разных природных материалов.  

Текущий

20.09

18-21

6

Работа с природными материалами. «Птичка», «Собачка».

1

Урок введения новых знаний.

Расширение знаний о растительном мире. Изготовление игрушек по образцу и самостоятельно.

Знать правила заготовки природных материалов.

Уметь из жёлудей изготавливать игрушки.

Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Текущий

25.09

22-23

Работа с природными материалами. «Зайчик», «Поросёнок».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

27.09

22-23

7

Работа с природными материалами. «Кораблик».

1

Урок введения новых знаний.

Познавательные сведения о плодах деревьев. Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха.

Знать правила заготовки природных материалов.

Уметь из скорлупы ореха изготавливать игрушки.

Уметь изготавливать изделия из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала (пластилин, бумага, палочки).

Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Текущий

02.10

24-25

8

Работа с природными материалами.

«Черепаха», «Рыбка».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

04.10

24-25

9

Работа с бумагой и картоном.

 «Виды и сорта бумаги».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Повторение пройденного в 1 классе по теме «Виды и сорта бумаги». Закрепление умения сравнивать бумагу разных сортов (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная; свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость).

Изучение внешнего вида бумаги на ощупь. Составление коллекции «Сорта бумаги».

Знать свойства бумаги.

Уметь сравнивать бумагу разных сортов.

Текущий

16.10

26-28

10

Работа с бумагой и картоном.

Аппликации: «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой».

1

Урок введения новых знаний.

Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу. Расширение представления о сезонных изменениях в природе (лето, осень, зима, весна). Знакомство с состоянием деревьев в разные времена года. Определение сходства и различия деревьев в этих состояниях. Развитие умения анализировать, ориентируясь на образец по вопросам учителя.

Знать приём сминания бумаги.

Знать о сезонных изменениях в природе.

Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Знать правила работы с клеем и кистью.

Текущий

18.10

29

11

Работа с бумагой и картоном.

«Маска собачки».

1

Урок введения новых знаний.

Закрепление навыков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги.

Расширение представления о животном мире. Закрепление умений называть геометрические фигуры: квадрат, треугольник. Сравнивать и устанавливать сходство и различие этих фигур (стороны, углы). Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа).и формирования умения ориентироваться в пространстве геометрической фигуры (верхний угол, нижний угол, правая сторона, середина). Развитие умения понимать инструкцию, содержащую пространственную характеристику. Формирование навыка чтения изобразительно-графического плана с помощью учителя. Закрепление умения сгибать квадрат пополам и с угла на угол (по диагонали), совмещать стороны с опорными точками.

Знать геометрические фигуры.

Уметь сравнивать и устанавливать сходство и различие этих фигур (стороны, углы).

Уметь ориентироваться в пространстве геометрической фигуры.

Уметь сгибать квадрат пополам и с угла на угол (по диагонали), совмещать стороны с опорными точками.

Текущий

23.10

30-31

12

Работа с бумагой и картоном.

«Пакет».

1

Урок введения новых знаний.

Изготовление пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с аппликацией из геометрических фигур для хранения изделий. Закрепление навыков обработки бумаги (резание ножницами, сгибание, разметка).

Закрепление знаний о правилах работы с шаблоном и полученных навыков. Обучение порядку обведения шаблонов геометрических фигур. Повторение правил хранения ножниц, передачи их другому лицу и работы с ними. Формирование навыка понимания и чтения изобразительно-графического плана с помощью учителя. Закрепление умения  сгибать прямоугольник, совмещая нижние углы с опорными точками. Закрепление навыков вырезания по длинной линии и кругу, не смыкая лезвия ножниц. Коррекция недоразвития координации движений рук.

Уметь обрабатывать бумагу (резание ножницами, сгибание, разметка).

Знать правила работы с шаблоном.

Знать хранения ножниц, передачи их другому лицу и работы с ними.

Уметь сгибать прямоугольник, совмещая нижние углы с опорными точками.

Текущий

25.10

35-37

13

Работа с текстильными материалами. «Свойства ниток».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Повторение пройденного 1-м классе по теме «Свойства ниток». Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок.

Закрепление знаний о свойствах ниток (длинные, короткие, цветные, разрываются). Расширение представлений о назначении ниток. Формирование умения анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства. Развитие навыков планировать изготовление изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Закрепление приёмов наматывания, связывания, резания ниток.

Знать свойства ниток и их назначение.

Уметь изготавливать стилизованные ягоды из ниток.

Уметь планировать изготовление изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя.

Знать приёмы наматывания, связывания, резания ниток.

Текущий

30.10

38-41

14

Работа с текстильными материалами.

«Ягоды».

1

Урок введения новых знаний.

Текущий

01.11

38-41

15

Работа с текстильными материалами.

«Пуговица с двумя сквозными отверстиями».

1

Урок введения новых знаний.

Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями.

Формирование представлений о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы. Осуществление социально-бытовой ориентировки учащихся. Расширение представления об одежде. Проверка знаний о нитках, инструментах, применяемых при работе с нитками. Закрепление умения вдевать нитку в иголку. Обучение пришиванию пуговиц с двумя сквозными отверстиями к ткани.  Развитие навыков планировать изготовление изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя.

Уметь пришивать пуговицу с двумя сквозными отверстиями.

Знать о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы.

Текущий

06.11

42-43

16

Работа с глиной и пластилином.

«Кружка».

1

Урок введения новых знаний.

Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «цилиндр». Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы.

Формирование представления о глине как о материале для изготовления посуды. Осуществление социально-бытовой ориентировки учащихся. Знакомство с геометрическим телом «цилиндр». Проверка знаний о пластилине и его физических свойствах. Обучение лепке чашки цилиндрической формы. Закрепление приёмов: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем». Обучение работе с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя.

Знать, что такое цилиндр.

Уметь лепить из пластилина предметы цилиндрической формы.

Знать, что глина – материал для изготовления посуды.

Уметь раскатывать пластилин в ладонях до овальной формы.

Уметь работать с опорой на предметно-операционный план.

Текущий

08.11

44-47

17

Работа с глиной и пластилином.

«Чашка из пластилиновых жгутиков».

1

Урок введения новых знаний.

Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «конус». Лепка из пластилина предметов конической формы.

Повторение сведений о пластилине о пластилине и его физических свойствах. Закрепление  умений лепить предметы конической формы. Овладение понятием «конус». Закрепление приёма «скатывание пластилина столбиком (палочкой)». Закрепление знаний о величине. Обучение работе с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя.

Знать, что такое конус.

Уметь лепить из пластилина предметы конической формы.

Знать, что глина – материал для изготовления посуды.

Уметь скатывать пластилин столбиком.

Уметь работать с опорой на предметно-операционный план.

Текущий

13.11

48-51

18

Работа с природными материалами. Аппликация из листьев: «Мальчик».

1

Урок введения новых знаний.

Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев ивы и клёна по образцу. Закрепление представления о деревьях, листьях. Развитие умения сравнивать и находить свойства и различия в листьях деревьев. Закрепление понятия «аппликация». Формирование умения составлять аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план.

Знать, что такое аппликация.

Уметь изготавливать аппликацию из сухих листьев по образцу.

Текущий

15.12

52-54

19

Работа с природными материалами. Аппликация из листьев: «Девочка».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

27.11

52-54

20

Работа с природными материалами. Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями берёзы, клёна.

1

Урок введения новых знаний.

Расширение знаний об использовании листьев для украшения предметов быта. Знакомство с функциональной значимостью рамок. Формирование умений анализировать образец, выполнять аппликацию

Знать, что такое природные материалы.

 Уметь изготавливать рамку для фотографии, аппликацию из сухих листьев по образцу.

Текущий

29.11

55

21

Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. «Машина».

1

Урок введения новых знаний.

Проверка знаний о картоне: сорт, цвет, физические свойства, особенности. Повторение правил работы с шаблонами. Овладение понятиями «контур», «силуэт». Закрепление умений вырезать ножницами по контурной линии. Развитие зрительно-двигательной координации.

Уметь обрабатывать бумагу (резание ножницами, сгибание, разметка).

Знать правила работы с шаблоном.

Знать хранения ножниц, передачи их другому лицу и работы с ними.

Уметь вырезать ножницами по контурной линии.

Текущий

04.12

56

22

Работа с бумагой и картоном.  Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией. «Яблоко».

1

Урок введения новых знаний.

Обучение приёмам изготовления плоских ёлочных  игрушек в форме стилизованных изображений (яблоко, рыбка).  Закрепление умений: разметка по шаблону, вырезание по контурной линии, обрывание бумаги, наклеивание небольших кусочков бумаги на основу. Развитие навыков изготовления изделий по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Развитие мелкой моторики.  

Текущий

06.12

56-57

23

Работа с бумагой и картоном.  Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией. «Рыба».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

11.12

56-57

24

Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков ниток. «Девочка».

1

Урок введения новых знаний.

Расширение представлений об изделиях из ниток как о декоративных украшениях. Формирование умения анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, детали, форма, величина, цвет, материал) по вопросам учителя. Развитие навыков изготовления изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Закрепление приёмов наматывания, связывания, резания ниток.

Знать свойства ниток и их назначение.

Уметь изготавливать стилизованные фигурки из ниток.

Уметь планировать изготовление изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя.

Знать приёмы наматывания, связывания, резания ниток.

Текущий

13.12

58-59

25

Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков ниток. «Мальчик».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

18.12

58-59

26

Работа с глиной и пластилином. «Чайник для заварки».

1

Урок введения новых знаний.

Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «шар». Лепка чайной посуды в форме шара.

Расширение представления о глине как о поделочном материале и её применении  для изготовления посуды. Формирование умения анализировать объект, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали). Совершенствование умения скатывать пластилин кругообразными движениями до получения формы шара.. Обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану. Формирование умения употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения. Формирование навыка правильного чтения слов: шар, чайник, чашка, круглый, поддон, носик, крышка, ручка, лепить.

Знать, что такое шар. 

Знать, что глина – материал для изготовления посуды.

Уметь скатывать пластилин кругообразными движениями до получения формы шара..

Уметь работать с опорой на предметно-операционный план.

Текущий

20.12

60-61

27

Работа с глиной и пластилином. «Чашка».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

25.12

60-61

28

Работа с бумагой и картоном. «Шар из кругов».

1

Урок введения новых знаний.

Изготовление из бумаги игрушек в форме шара. Закрепление знаний о геометрических формах «круг», «шар», их признаки (плоский, объёмный). Совершенствование навыка устанавливать сходства с предметами, имеющими округлую форму, и применят эти изделия в быту. Формирование умения анализировать объект, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали).  Обучение изготовлению шара из  бумаги, состоящего из двух кругов. Совершенствование  технических приёмов: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной по полам», «надрез по прямой линии». Обучение сборке способом соединения заготовок в прорези.

Знать, что такое шар, круг. 

Знать их признаки (плоский, объёмный).

Уметь обрабатывать бумагу (резание ножницами, сгибание, разметка).

Знать правила работы с шаблоном.

Знать хранения ножниц, передачи их другому лицу и работы с ними.

Уметь вырезать ножницами по контурной линии.

Текущий

27.12

62-63

29

Работа с бумагой и картоном. «Шар из полос».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

10.01

64

30

Работа с текстильными материалами. «Шарики из ниток разной величины».

1

Урок введения новых знаний.

Сматывание ниток в клубок. Расширение представления о нитках. Знакомство с правилами хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Закрепление знаний о геометрических формах «круг», «шар», их признаки (плоский, объёмный). Совершенствование навыка устанавливать сходства с предметами, имеющими округлую форму, и применят эти изделия в быту. Повторение приёмов наматывания ниток на картон. Обучение сматывания ниток в клубок и на бумажных шарик. Закрепление приёмов сминания бумаги и скатывания в шарик. Коррекция мелкой моторики.

Знать свойства ниток и их назначение.

Уметь сматывать нитки в клубок.

Уметь планировать изготовление изделия по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя.

Знать приёмы наматывания, ниток.

Текущий

15.01

65

31

Работа с глиной и пластилином «Медвежонок».

1

Урок введения новых знаний.

Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). Расширение представления о глине как  о поделочном материале и её применении для изготовления скульптуры. Знакомство с понятием «скульптура» и произведениями этого вида искусства. Закрепление умения лепить фигурки животных (заяц, медведь) конструктивным способом, т. е. из отдельных частей и деталей. Закрепление знаний о животных. Формирование умения анализировать образец, выделять в нём основные геометрические формы. Обучение самостоятельному составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность. Совершенствование приёма соединения деталей в одно целое.

Иметь представления о глине и пластилине, как о поделочных материалах.

Знать, что такое «скульптура».

Уметь лепить фигурки животных, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Знать правила работы с пластилином.

Текущий

17.01

66-67

32

Работа с глиной и пластилином «Заяц».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

22.01

66-67

33

Работа с глиной и пластилином. Лепка стилизованных фигур птиц.

«Утка».

1

Урок введения новых знаний.

Повторение сведений о скульптуре и её предназначении. Закрепление знаний о конструктивном способе лепки. Знакомство с пластическим способом лепки, т. е. вытягиванием деталей, частей и элементов из целого куска пластилина. Закрепление знаний о птицах. Закрепление приёмов лепки. Обучение самостоятельному составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность и с частичной помощью учителя. Коррекция двигательно-моторной сферы: развитие координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движения пальцев.

Иметь представления о глине и пластилине, как о поделочных материалах.

Знать, что такое «скульптура».

Уметь лепить фигурки птиц, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Знать правила работы с пластилином.

Текущий

24.01

68-69

34

Работа с глиной и пластилином. Лепка стилизованных фигур птиц.

«Петух».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

29.01

68-69

35

Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки человека.

1

Урок введения новых знаний.

Расширение представления о растительном мире (хвойные деревья). Закрепление знаний о ели и её характерных особенностях. Знакомство с сосной и её особенностями. Обучение самостоятельному сравнению этих деревьев и нахождению сходства и различия между ними.

Формирование умения изготавливать из шишек человека с использованием дополнительных поделочных материалов.(пластилин). Обучение самостоятельному составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность. Совершенствование приёма соединения деталей в одно целое.

Иметь представления о растительном мире (хвойные деревья).

Знать характерные особенности ели и сосны.

Уметь сравнивать эти деревья находить сходства и различия между ними.

Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Уметь из шишки делать фигурку человечка.

Текущий

31.01

70-71

36

Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. «Сова».

1

Урок введения новых знаний.

Расширение представления о растительном и животном мире (хвойные деревья, птицы). Формирование умения создавать образы птиц из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин, перья и другие природные материалы). Обучение самостоятельному составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность. Совершенствование приёма соединения деталей в одно целое.

Иметь представления о растительном и животном мире (хвойные деревья, птицы).

Знать характерные особенности хвойных деревьев

Знать названия и характерные особенности птиц.

Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Уметь из шишки делать фигурки птиц.

Текущий

05.02

72

37

Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. «Утка».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

07.02

72

38

Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. «Журавль».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Расширение представления о растительном и животном мире (хвойные деревья, птицы). Формирование умения создавать образы птиц из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин, перья и другие природные материалы). Обучение самостоятельному составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность. Совершенствование приёма соединения деталей в одно целое.

Иметь представления о растительном и животном мире (хвойные деревья, птицы).

Знать характерные особенности хвойных деревьев

Знать названия и характерные особенности птиц.

Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Уметь из шишки делать фигурки птиц.

Текущий

12.02

72

39

Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. «Лебедь».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

14.02

72

40

Работа с природными материалами.

Композиция «Пальма».

1

Урок введения новых знаний.

Изготовление композиции с использованием шишки, листьев дуба и пластилина.

Расширение представления о деревьях. Знакомство с пальмой и её особенностями. Формирование умения создавать образцы деревьев из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин и природные материалы). Обучение самостоятельному составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность. Совершенствование приёма соединения деталей в одно целое.

Иметь представления о растительном мире (пальма).

Знать характерные особенности пальмы.

Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Текущий

26.02

73

Работа с бумагой и картоном.  Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги и картона по линейке.

1

Урок введения новых знаний.

Знакомство с линейкой как измерительным инструментом. Закрепление умения проводить с помощью линейки линии (горизонтальные, вертикальные, наклонные). Обучение умению измерять отрезок, отсчитывать сантиметры от нулевого деления.

Знать назначение линейки.

Уметь проводить линии с помощью линейки (горизонтальные, вертикальные, наклонные).

Уметь измерять отрезок, отсчитывать сантиметры от нулевого деления.

Текущий

28.02

74-77

41

Работа с бумагой и картоном.

«Грузовик».

1

Урок введения новых знаний.

Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке.

Закрепление знаний о линейке. Закрепление умения узнавать и называть геометрические фигуры. Обучение умению анализировать композицию, состоящую из геометрических фигур. Закрепление способа разметки деталей по линейке. Закрепление навыков резания ножницами по размеченным линиям. Составление аппликации из размеченных деталей. Обучение умению отвечать на вопросы учителя связными предложениями. Воспитание аккуратности, точности.

Знать назначение линейки.

Уметь проводить линии с помощью линейки (горизонтальные, вертикальные, наклонные).

Уметь анализировать композицию, состоящую из геометрических фигур.

Уметь резать ножницами по размеченным линиям.

Уметь оставлять аппликацию из размеченных деталей.

Уметь отвечать на вопросы учителя связными предложениями.

Текущий

05.03

78-79

42

Работа с бумагой и картоном. «Поздравительная открытка «Сказочный цветок»».

1

Урок введения новых знаний.

Расширение социального опыта в процессе формирования представления об открытке. Закрепление знаний о праздниках. Обучение изготовлению поздравительной открытки по образцу. Развитие умения понимать инструкцию, содержащую пространственную характеристику. Формирование навыка чтения изобразительно-графического плана с помощью учителя. Обучение самостоятельному составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность. Совершенствование приёма соединения деталей в одно целое.

Знать что такое открытка, её назначение.

Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец.

Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

Текущий

07.03

92-93

43

Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тканях. «Коллекция тканей».

1

Урок введения новых знаний.

Составление коллекции тканей.

Формирование представления о ткани, применение и назначение ткани в жизни людей. Закрепление знаний о нитках. Формирование умения различать ткани по окраске и другим свойствам. Обучение составлению коллекции тканей.

Знать свойства ниток и их назначение.

Знать, что такое ткань и о её назначении в жизни людей.

Уметь различать ткани по разным свойствам.

Уметь составлять коллекцию тканей.

Текущий

12.03

80-88

44

Работа с текстильными материалами. «Квадраты из ткани 5Х5 см».

1

Урок введения новых знаний.

Раскрой из ткани заготовки изделия.

Закрепление представления о ткани. Знакомство с профессией портного. Ознакомление с инструментами и приспособлениями, необходимыми для швейных работ.

Знать, что такое ткань и о её назначении в жизни людей.

Текущий

14.03

88-89

45

Работа с текстильными материалами. «Упражнения на бумаге в клетку», «Квадраты из ткани 5х5 см».

1

Урок введения новых знаний.

Текущий

19.03

90-91

46

Работа с текстильными материалами. «Игольница».

1

Урок введения новых знаний.

Текущий

21.03

90-91

47

Работа с бумагой и картоном. «Автофургон».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке.

Закрепление знаний о линейке. Закрепление умения узнавать и называть геометрические фигуры. Обучение умению анализировать композицию, состоящую из геометрических фигур. Закрепление способа разметки деталей по линейке. Закрепление навыков резания ножницами по размеченным линиям. Составление аппликации из размеченных деталей. Обучение умению отвечать на вопросы учителя связными предложениями. Воспитание аккуратности, точности.

Знать назначение линейки.

Уметь проводить линии с помощью линейки (горизонтальные, вертикальные, наклонные).

Уметь анализировать композицию, состоящую из геометрических фигур.

Уметь резать ножницами по размеченным линиям.

Уметь оставлять аппликацию из размеченных деталей.

Уметь отвечать на вопросы учителя связными предложениями.

Текущий

26.03

78-79

48

Работа с пластилином. Изготовление композиции к сказке «Колобок».

«Лиса», «Колобок».

1

Урок введения новых знаний.

Текущий

28.03

94-95

49

Работа с пластилином. Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок».

«Ель», «Пень».

1

Урок введения новых знаний.

Текущий

02.04

94-95

50

Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции «Божья коровка на цветочной поляне».

1

Урок введения новых знаний.

Текущий

04.04

96-97

51

Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции на тему Космонавтика»

1

Урок введения новых знаний.

Текущий

16.04

96-97

52

Работа с бумагой и картоном. Изготовление модели дорожного знака.

1

Урок введения новых знаний.

Текущий

18.04

98-99

53

Работа с текстильными материалами. Вышивание смёточным стежком. «Закладка из канвы».

1

Урок введения новых знаний.

Текущий

23.04

100-102

54

Работа с текстильными материалами. Вышивание смёточным стежком. «Закладка из канвы».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

25.04

100-102

55

Работа с текстильными материалами. Вышивание стежком с перевивом. «Салфетка из канвы».

1

Урок введения новых знаний.

Текущий

30.04

103

56

Работа с текстильными материалами. Вышивание стежком с перевивом. «Салфетка из канвы».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

07.05

103

57

Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тесьме. «Салфетка, украшенная тесьмой».

1

Урок введения новых знаний.

Текущий

14.05

58

Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тесьме. «Салфетка, украшенная тесьмой».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий

16.05

59

1

Текущий

21.05

60

1

Текущий

23.05

61

1

Текущий

28.05

62

1

Текущий

30.05

Зав. учебной частью__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида. Математика.

Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида для 1 класса. Математика....

Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида. Ручной труд.

Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида для 1 класса. Ручной труд....

Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида. Гигиена и самообслуживание.

Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида для 1 класса. Гигиена и самообслуживание....

Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида. Изобразительное искусство.

Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида для 1 класса. Изобразительное искусство....

Календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

КТП составлено в соответствии с программой для специальных (коррекционных) образовательных  школ VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....