Рабочая программа по технологии для 3 класса
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Якименко Тамара Дмитриевна

Рабочая программа

 

по технологии

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_.docx55.13 КБ
Файл kalend-tem_plan.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Городское бюджетное общеобразовательное учреждение г. Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №29»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Рассмотрено»

«Утверждено»

Руководитель МК

ЗД поУВР

Педагогическим

Директор

советом

Л.А.Новикова

Протокол №

Протокол №

Приказ №

от «    »___ 2014

от «    »___ 2014

от «    »___2014

от «    »___ 2014

Рабочая программа

по технологии

для 3 – Б класса

уровень базовый

Количество часов в неделю: 1 час

Срок реализаци : 1 год ( 34 часа )

ФИО автора и  название примерной программы , на основе которой разработана данная рабочая программа:

 авторская  программа Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность»

 ФИО учителя, составившего данную программу:

 Якименко Тамара  Дмитриевна

                                                                 Севастополь

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       В основу рабочей программы по технологии для 3 класса ГБОУ г. Севастополя «Средней общеобразовательной школы № 29»  положена авторская  программа Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность» и обеспеченная учебником  Н.М. Конышевой «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 и рабочей тетрадью: Н.М. Конышева «Технология»  3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 (учебно-методический комплект «Гармония»).  Учебники комплекта "Гармония" рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067).                                                                                                                                                                                                     Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, а также примерной программе по технологии  для начальной школы.                                                                                                                                                     

       Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании социально значимых умений и общей творческой направленности личности, духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

1.Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

2.Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.

3.Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

4.Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

5.Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.

6.Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

7.Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов; личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Основная проблема, рассматриваемая в программе третьего класса, – «человек – предмет – среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.

        В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно- коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные  (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

     Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

     Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

     Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

     Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебнике 3 класса предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.

     Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


         Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

  1. Формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания. 
  2. Формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки.
  3. Воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении.
  4. Формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности.
  5. Воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации.
  6. Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

       Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами: 
· окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
· математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
· изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
· родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
· литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция,  объяснение,   демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б)  репродуктивный:

 воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Экскурсия                   

МЕСТО  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Технология» в 3 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на  34 ч  (34 учебные недели).

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Формы и образы природы – образец для мастера

8

2.

Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия

8

3.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля.

10

4.

От мира природы к миру вещей.

8

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Формы природы и форма вещей

         Изучение и анализ форм природы, их  переосмысление в декоративно- художественных  изделиях и предметах бытового назначения. Элементы бионики в изготовлении вещей с определенными конструктивными и декоративными свойствами.

         Композиция из природных форм: передача природных форм и образов в различных материалах: коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям.

         Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор декора к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации растительных и других природных мотивов.

Характер и настроение вещи. Гармония вещей.

         Целесообразность формы и декора в предметах быта.  Проектирование вещей определенного назначения с учетом конкретных закономерностей и основных принципов дизайна.

         Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убранство праздничного стола; украшения для елки и интерьера: игрушки, упаковки для подарков (конструирование, стилизация, комбинированная работа); обложка для книги (ткань, аппликация); записная книжка определенного назначения (простой переплет).

         Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты предметов интерьера: кухонный комплект, сервиз, комплект украшений).

 Новые материалы и технологии

         Новые приемы разметки: работа с циркулем (построение окружности, развертки, построение форм на основе круга); построение прямоугольника с помощью угольника; комбинированное построение разверток с использованием разных инструментов.

          Новые приемы обработки ткани и новые технологии шитья: изготовление выкройки; раскрой парных деталей с припуском и без припуска; швы « назад иголку», стебельчатый, тамбурный.

        Технология переплета. Простой переплет (книжка- тетрадь в мягкой обложке).

        Изготовление изделий из бисера. Чтение и составление простейших схем.

        Комбинаторика в формообразовании. Использование модулей в формообразовании предметов.

        Технология печати оттисков с матриц. Эстамп.

        Наблюдения и опыты в 3 классе: аналогии в формах и конструкциях природы и созданиях человека ( птица- самолет, рыба- подводная лодка, колючки репейника- застежка «репейник» и проч.); упорядоченное и строго закономерное строение объектов природы в соответствии с универсальными законами (семена в корзинке подсолнуха, чешуйки шишек, рыб; лепестки и листья растений,...); целесообразность и красота этих закономерностей; наблюдение и изучение форм животных, растений для последующего использования их в изделиях.

           Изучение образцов дизайна и декоративно- прикладного искусства: коллажи; посуда на основе стилизованных природных форм; декоративные предметы интерьера; декоративные игрушки и малая бытовая скульптура; стилизованные открытки и упаковки для подарков; комплекты предметов для кухни; сервизы; записные книжки; силуэты изображения; изделия из бисера; эстампы.

             Логические задачи и задания на пространственное мышление (мысленная трансформация плоской развертки в объемное изделие, вычисление размеров, внесение дополнений и изменений в конструкцию,...)

            Проекты : Кукольный театр с пальчиковыми куклами (коллективная работа).

планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:        

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

У учащихся могут быть сформированы:

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность  и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  • уважительное отношение к культурным традициям других народов.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и, культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

                                           Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • следовать при выполнении работы указаниям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;        
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.        

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять. поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Учащиеся получат возможность научиться:      

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В зависимости от этапа обучения  используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 3 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

Критерий оценки качественных результатов выполнения заданий:

  • чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по изделию;
  • соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
  • аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;        
  • целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

Характеристика цифровой отметки

•        “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

•        “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

•        “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, Отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания защищать проект.

СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕМ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ОСНАЩЕНИИ УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА:

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

Для учителя:

- Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс УМК «Гармония». Автор: Понятовская Юлия Николаевна. Редактор: Галанжина Елена Станиславовна. Издательство: Планета (уч), 2013 г. Серия: Образовательный стандарт: http://www.labirint.ru/books/367018/

- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014

- Рабочая тетрадь: Н.М.Конышева «Технология»  3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014.

- Методические рекомендации Н.М.Конышева «Технология»  3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.

Ресурсы Интернета

           - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/

  1. Инструменты для обработки различных материалов.
  2. Коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».
  3. Муляжи «Овощи», «Фрукты».
  4. Модели геометрических фигур.
  5. Таблицы по темам.
  6. Технологические карты.

Для детей:

- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014

- Рабочая тетрадь: Н.М.Конышева «Технология»  3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014.

Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 часа в неделю (34 часа).

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу третьего класса учащиеся узнают:        

  • виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
  • способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента, для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;        
  • способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
  • что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки[1];
  • условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;                
  • способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и % формы);
  • что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
  • что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
  • как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
  • что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
  •  как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
  • швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
  •  о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;                
  • о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

Учащиеся научатся:

  • правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
  • с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
  •  читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
  • выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
  • чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
  • выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
  • выполнять разметку по предмету;
  • выполнять изображения в технике барельефа;
  • лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
  • создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
  • выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
  • выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;        
  • выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
  • выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
  • выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
  • анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
  • придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Учащиеся получат возможность узнать:

-        что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);            

  • что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;
  • что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
  • что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;        
  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;        
  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;          

-        что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
  • выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;        
  • вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
  • создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

-        расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);    

          -        выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.




Предварительный просмотр:

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Элементы содержания

Страницы учебника

Формы и образы природы – образец для мастера (8 ч.)

1

04.09

Вводный урок. Обсуждение темы года и четверти

Ознакомление с порядком организации работы на уроках труда, с правилами по технике безопасности, с требованиями аккуратности и четкости выполнения

работы

С. 3-9

2

11.09

Образы природы в оригами..

Курица. Кролик. Голубь

Повторение: известные способы изготовления квадрата без помощи чертежных инструментов. Обучение чтению схем, усвоению основных приемов работы

в технике оригами.

Работа над развитием воображения, творческой смекалки

С. 14-17

3

18.09

Силуэт: красота линий и форм. Вырезание из бумаги.

Узоры-силуэты в квадрате.

Узоры-силуэты в полосе.

Обучение новым способам вырезания, развитие творческих способностей, фантазии. Обучение правильной работе с ножницами

С. 18 - 22

4

25.09

Образы природы в коллаже из ткани и бумаги.

Обучение созданию образов, навеянных природой, руководствуясь представлениями, основанными на реальных впечатлениях

С. 24-29

5

02.10

Помпон из ниток.

Обучение созданию образов, навеянных природой, руководствуясь представлениями, основанными на реальных впечатлениях

С. 30-31

6

09.10

Образы животных в пластике. Лепка животных по наблюдению и по памяти

Обогащение и детализация знаний и представлений о формах, образах животных, особенностях их пластики. Овладение способами пластического изображения животных в процессе лепки. Обучение передаче характерных особенностей животного в пластике.

С. 32-35

7

16.10

Стилизация и использование природных форм

в вещах. Чудо-посуда; лепка, роспись.

Формирование представлений о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах.

Совершенствование приемов лепки и кистевой росписи. Работа над развитием чувства формы, конструктивности, целесообразности, вариативности мышления

С. 36-43

8

23.10

Образы природы в изделиях из бисера. Цветы.

Ознакомление с технологией изготовления изделий из бисера. Расширение знаний и представлений о передаче разнообразных форм природы в декоративно-прикладных изделиях.

С. 44-48

Характер и настроение вещи (8 ч)

9

06.11

Пригласительные билеты.

Формирование представления о единстве формы и функции в вещах, умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проектным замыслом, развитие чувства стилевой гармонии; воспитания

художественного вкуса

С. 55 - 56

10

13.11

Поздравительные открытки. Открытка с окошком.

Формирование представления о единстве формы и функции в вещах, умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проектным замыслом, развитие художественного вкуса

С.56-63

11

20.11

Поздравительные открытки. Фигурные открытки.

Формирование представлений о характере, эмоционально-художественной выразительности, информативности вещей, о единстве формы и функции в вещах; развитие чувства стилевой гармонии

С.64-67

12

27.11

Настольная карточка.

Закрепление чертежно-графических знаний

и умений, приемов работы с бумагой, ножницами, клеем. Воспитание художественного вкуса

С. 68-71

13

04.12

Упаковка «Домик» для подарка к Новому году

Повторение и закрепление различных способов разметки, сборки и отделки изделий. Обучение украшению изделия в развертке. Развитие образного мышления, художественного вкуса Подведение итогов проделанной работы, отбор лучших работ для школьной выставки

С.72-81,

14

11.12

Новые приемы бумагопластики «Дед Мороз»

«Снегурочка»

Ознакомление с приемами бумагопластики. Развитие художественного вкуса. Обучение приемам изготовления фигурок для новогоднего

стола

С. 82-87  

15

18.12

Приемы построения и разметки форм с помощью циркуля. Фонарик из кругов.

Работа над овладением новыми сложными приемами разметки с помощью циркуля, развитием художественного вкуса, дизайнерского мышления

С. 88-97

16

25.12

Приемы построения и разметки форм с помощью циркуля.

Рождественская звезда.

С. 98-101

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. (10 ч.)

17

15.01

Простейшая выкройка. Изготовление выкройки кухонной прихватки для горячей посуды

Формирование первоначальных понятий стиля и стилевой гармонии, представления о функциональных и художественно-эстетических особенностях изделия, развитие приемов изготовления простейшей выкройки

С. 102-106

18

22.01

Изготовление выкройки из бумаги

Формирование первоначальных понятий стиля и стилевой гармонии, представления о функциональных и художественно-эстетических особенностях изделия, развитие приемов изготовления простейшей выкройки

19

29.01

Разметка и раскрой парных

деталей из ткани. Шов

«строчка». Прихватка для горячей посуды

Расширение и закрепление понятий и представлений о стилевом единстве в вещах. Формирование умений разметки и раскроя парных деталей из ткани. Развитие чувства стиля. Воспитание усидчивости и аккуратности. Повторение и закрепление приема выполнения швов

С.107-115

20

05.02

Разметка и раскрой прокладки из синтепона

Расширение и закрепление понятий и представлений о стилевом единстве в вещах. Формирование умений разметки и раскроя парных деталей из ткани. Развитие чувства стиля. Воспитание усидчивости и аккуратности. Повторение и закрепление приема выполнения швов

Разметка и раскрой

21-22

12.02

19.02

Закрепление приемов раскроя ткани и шитья. Грелка на чайник.

Продолжение и углубление темы. Обучение использованию технологии построения выкройки, разметки, раскроя парных деталей

из ткани, выполнению известных ручных швов, созданию стиля проектируемых вещей и их стилевого единства

С. 116-119

23

26.02

Конструирование более сложной выкройки. Обложка из ткани для книги.

Обучение приему более сложной выкройки. Закрепление и совершенствование приемов шитья. Развитие смекалки, конструктивности и вариативности мышления. Воспитание аккуратности, усидчивости и добросовестности в работе.

С. 120-126

24

05.03

Монограмма. Стебельчатый шов.

С. 127-129,

25 -26

12.03

19.03

Записная книжка в мягкой обложке

С. 130-139

От мира природы к миру вещей ( 8 ч. )

27

02.04

Лепка и роспись чудо-сосуда.

Овладение способами пластического изображения посуды в процессе лепки.

С. 140-143

28

09.04

Какие вещи можно назвать красивыми.

Развитие эстетического вкуса.

29

16.04

Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломки.

С. 144-151

30

23.

Работа с конструктором.

Виды соединения деталей.

Правила работы гаечным ключом и отверткой Подвижные и неподвижные соединения деталей

С. 152-159

31

30.04

Модели ракет из разных материалов.

Закрепление приемов работы с разными материалами

С. 161-164

32

07.05

Чертим и строим из кирпичиков.

Развитие чертёжных умений.

33

14.05

Проект: Детская площадка «Здоровье и красота».

Закрепление приемов работы с разными материалами. Формирование умения работать в группе.

С. 168-169

34

21.05

Проект : Дизайнерский сервиз.

Закрепление приемов работы с разными материалами. Формирование умения работать в группе.

С.170-172


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....