Метод проектов в начальных классах.
план-конспект урока (3 класс) по теме

 

Перед современным обществом стоит проблема нахождения путей для повышения эффективности обучения.  Наиболее актуальной в образовании становится цель – помочь ученику приобрести: опыт творческого созидания в конкретной школьной деятельности, опыт нахождения личностного и общественно-значимого места соответственно своей индивидуальности.

Одним главным стратегическим направлением развития систем образования в мировой педагогике является развивающее обучение, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нравственное развитие.

Развивающее обучение – тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения:

- учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности;

- развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти;

- познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания;

- процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания;

- основа процесса обучения - учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий.

Конечная цель развивающего обучения  состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом – значить иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять её посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.

Для повышения эффективности обучения, для формирования учебных действий использую в своей практике метод проектной технологии, где цель обучения определяется с позиции ученика, где педагог должен не столько учить, сколько понять и почувствовать, как ребёнок учится. Обучать учеников без принуждения, а через побуждение.

Цели проекта.

  • формирование у учащихся понятия «проектирование», обучение школьников проектированию от этапа анализа ситуации и выделения существующих проблем с последующим выдвижением проектной идеи до этапа презентации готового проекта (а в некоторых случаях-до реализации проекта);
  • выделение проблем, возникающих у учащихся и педагогов в учебном и внеучебном процессах, организуемых в рамках школы;
  • создание проектов, направленных на решение поставленных проблем.

Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития всех перечисленных интеллектуальных умений критического и творческого мышления. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность её решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности использовать совокупность перечисленных интеллектуальных умений. Всем этим умениям необходимо обучать.

Проектный метод повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что этот метод:

  • использует много дидактических подходов;
  • самомотивирует, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
  • поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

         Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Важным фактором учебной и творческой деятельности является мотивация. Формированию мотивации способствует яркое содержание материала, необычная форма его преподнесения, вызывающая у учащихся удивление; познавательные игры, споры.

Формирование мотивации совместной учебной деятельности – процесс сложный, состоящий из нескольких этапов:

  1. неприятия коллективной учебной работы;
  2. общего положительного отношения к коллективным формам учебной деятельности;
  3. резкого падения мотивации совместной учебной работы
  4. устойчивого роста мотивации совместной учебной деятельности.

Такая цикличность этапов развития мотивации отражает не только процесс развития совместной учебной работы школьников, но и становление другого важного новообразования этого вида деятельности – субъективной позиции ребенка.

Характер мотивации школьников во многом связан со степенью развития их учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_v_nachalnykh_klassakh.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в начальных классах.

Перед современным обществом стоит проблема нахождения путей для повышения эффективности обучения.  Наиболее актуальной в образовании становится цель – помочь ученику приобрести: опыт творческого созидания в конкретной школьной деятельности, опыт нахождения личностного и общественно-значимого места соответственно своей индивидуальности.

Одним главным стратегическим направлением развития систем образования в мировой педагогике является развивающее обучение, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нравственное развитие.

Развивающее обучение – тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения:

- учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности;

- развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти;

- познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания;

- процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания;

- основа процесса обучения - учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий.

Конечная цель развивающего обучения  состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом – значить иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять её посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.

Для повышения эффективности обучения, для формирования учебных действий использую в своей практике метод проектной технологии, где цель обучения определяется с позиции ученика, где педагог должен не столько учить, сколько понять и почувствовать, как ребёнок учится. Обучать учеников без принуждения, а через побуждение.

Цели проекта.

  • формирование у учащихся понятия «проектирование», обучение школьников проектированию от этапа анализа ситуации и выделения существующих проблем с последующим выдвижением проектной идеи до этапа презентации готового проекта (а в некоторых случаях-до реализации проекта);
  • выделение проблем, возникающих у учащихся и педагогов в учебном и внеучебном процессах, организуемых в рамках школы;
  • создание проектов, направленных на решение поставленных проблем.

Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития всех перечисленных интеллектуальных умений критического и творческого мышления. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность её решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности использовать совокупность перечисленных интеллектуальных умений. Всем этим умениям необходимо обучать.

Проектный метод повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что этот метод:

  • использует много дидактических подходов;
  • самомотивирует, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
  • поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

        Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Важным фактором учебной и творческой деятельности является мотивация. Формированию мотивации способствует яркое содержание материала, необычная форма его преподнесения, вызывающая у учащихся удивление; познавательные игры, споры.

Формирование мотивации совместной учебной деятельности – процесс сложный, состоящий из нескольких этапов:

  1. неприятия коллективной учебной работы;
  2. общего положительного отношения к коллективным формам учебной деятельности;
  3. резкого падения мотивации совместной учебной работы
  4. устойчивого роста мотивации совместной учебной деятельности.

Такая цикличность этапов развития мотивации отражает не только процесс развития совместной учебной работы школьников, но и становление другого важного новообразования этого вида деятельности – субъективной позиции ребенка.

Характер мотивации школьников во многом связан со степенью развития их учебной деятельности.

По тематическому плану на уроке труда планировалось провести урок «Моя любимая сказка» при работе с бумагой и картоном. На 1-м уроке ребята, посовещавшись, выбрали тему - сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», так как незадолго до этого урока они выучили наизусть стихотворение. Вид работы – групповая. 2-ой урок совпал с нашим очередным выездом на курсы в г. Якутск, работу докончили без меня. По приезду, когда оценивали работу, выяснилось: не добились ожидаемого результата. ( Таблица №1)

Во-первых, не понятно на какую тему работали;

Во-вторых, размеры фигур насекомых, деревьев, самовара не соответствуют друг с другом;

В третьих, цвет фона и фигур не гармонировали.

        Исходя, из допущенных ошибок, пришли к выводу:

  1. Прежде чем начать работу надо планировать.
  2. Нужна определённая тема.
  3. Договориться о размерах, цвете.
  4. Нужен эскиз работы.

Работу решили начать заново методом проектирования.

Было проведено 6 уроков по проектировании:

Урок 1. Урок чтения.

1. Определение способов и методов исследования, организация пар.         

2. Повторное чтение стихотворения.  Разделение стихотворения на несколько тем:

1.  «Муха-Цокотуха и денежка».

  1. «Базар».
  2. «Праздник».
  3. «Несчастье».
  4. «Спасение».
  5. «Именинница».

Урок 2. Урок рисования.

Пары по своим выбранным темам начали рисовать эскизы. Так как конечная работа предполагалась на уроке труда в виде аппликации с цветными бумагами, заранее учитывали цвет фона, соответствие размера и цвета.

По ходу работы возник спор: сколько ног у паука? Ребята сразу же переключились на исследовательский тип проектов.

Урок 3. Урок письма.

1.   Сбор информации о насекомых, описанных в произведении.

2. Посещение школьной библиотеки, подборка  энциклопедий, нужной литературы,

3.   Выполнение рефератов.

Урок 4. Урок труда.

По эскизам  завершение работы.

Урок 5. Урок чтения.

Подготовка к выступлению перед аудиторией, чтение готовых рефератов. С учащимися обсуждались критерии защиты  проекта по параметрам:

  • соответствие содержания заявленной теме
  • логика изложения
  • уровень самостоятельности
  • владение материалом
  • эстетика оформления
  • грамотность
  • эмоциональность
  • культура речи

Урок 6. Урок труда.

Отчёт проделанной работы  в виде открытого урока.

Таким образом, ребята, выполняя проект, приобретают не только необходимые знания, умения и навыки, но и развиваются как личности, получая необходимый заряд для самоопределения.

Помимо выполнения педагогических задач, достижения педагогических целей через приёмы, методы, формы работы, я получила следующие результаты:

  1. С помощью нашей совместной с учениками творческой работы улучшился психологический фон.
  2. Значительно повысился уровень мыслительной деятельности, умение анализировать, делать выводы.
  3. Появился устойчивый настрой на творческую работу, вырос их творческий потенциал. Успешно выступали с докладами на улусной научно-практической конференции «Шаг в будущее», где заняли II, III призовые места в 2004 г.
  4. Получили опыт творческого созидания в конкретной школьной деятельности.
  5. Рост самостоятельности учащихся.

Рост уровня навыков работы с литературой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в начальной школе

Одним из ведущих методов на уроках в школе является–метод проектов. Он широко используется не только в среднем  и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена и...

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

Особенности использования метода проектов в начальных классам школы VIII вида

Ведущим  принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности. Деятельностный подход в обучении позволя...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Использование метода проектов в начальных классах (тема по самообразованию: пояснительная записка и презентация)

Использование метода проектов в начальных классах (тема по самообразованию: пояснительная записка и презентация)...

Мастер-класс «Создание лэпбука как пример использования метода проектов в начальной школе»

Мастер-класс "«Создание лэпбука как пример использования метода проектов в начальной школе»...