Рабочая программа по технологии по системе Занкова 1 класс
материал по технологии на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе  примерных программ по учебным предметам (Начальная школа, Москва, Просвещение, 2010 г). сборника программ для четырёхлетней начальной школы (Самара, Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Фёдоров»; 2009г) и в соответствии с требованиями и содержанием  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (2009 г).

   В основу разработки рабочей программы по технологии для 1 класса положены требования к результатам освоения общеобразовательных программ и требования к результатам начального общего образования, а также  авторская программа  

Н.А. Цирулик, Т.Н. Просняковой

 Курс «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Он строится на предметно-практической деятельности, которая для младшего школьного возраста является необходимым звеном целостного процесса коммуникативного, духовного, нравственного и интеллектуального развития. Программа трудового обучения является составной частью системы общего развития школьников, разработанной под руководством Л.В. Занкова. Обучение детей в системе Л.В. Занкова основано на следующих дидактических принципах: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание школьниками самого процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; систематическая работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

       Реализация принципа обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности создает условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формирования на уроке творчества и самореализации. Этот принцип предусматривает организацию такой учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению той задачи, с которой каждый ребенок в отдельности не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить ее в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (соблюдение меры трудности). Мера трудности постепенно снижается в зависимости от способностей каждого ученика, вплоть до прямой подсказки ученику. Но сначала каждый учащийся должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и активизирует поисковую деятельность. Таким образом, имеется в виду не любая трудность, а трудность, заключающаяся в осознании необходимости нового знания, нового способа деятельности, новой технологии для создания того или иного художественного образа.

         Ведущая роль теоретических знаний реализуется в принципе осознания учащимися процесса учения. Обучение строится таким образом, чтобы дети поняли взаимосвязь понятий, изучаемых на уроках, осознали возникающие ошибки и что нужно сделать для их предотвращения и исправления.

          Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала предусматривает такие пути формирования умений и навыков, при которых приобретение новых знаний, выполнение новых способов действий строится так, что возвращение к пройденному становится совершенно естественным. Возвращаясь к ранее изученному, учащийся в то же время применяет знания в новых условиях. Каждый раз изученная технология выступает в новых связях и с разных точек зрения, и школьник без специально организованного повторения воспроизводит изученную технологию.

Общая характеристика учебного предмета

     Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

  • практико-ориентированная направленность содержания обучения;
  • применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
  • применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

      Образовательная область «Технология», с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования, обеспечивает в системе общего образования формирование у школьников технологической компетентности.

Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного

воображения, технологического и логического мышления, глазомера;

  • освоение знаний о роли трудовой деятельности в преобразование

окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и

результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: общетрудовые знания, умения и способы деятельности; технология изделий из различных материалов (опыт практической деятельности); домашний труд.

Место предмета в базисном учебном плане

   В соответствии с федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах начальной школы (135 часов), тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. В I классе на изучение технологии (труда) отводится 33 ч (1 час в неделю 33 недели).

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатам изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

Предметными результатами изучения технологи являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки

В результате освоения у учащихся должны формироваться общетрудовые  знания, умения и способы деятельности.

Трудовая деятельность в жизни человека.

Рукотворный мир как результат труда человека. Содержание труда людей ближайшего окружения (профессии).

Процесс труда: планирование, организация рабочего места, распределение рабочего, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности. Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой.

Технология изготовления изделий из различных материалов.

Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (называние, сравнение свойств, использование).

Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование, материалов.

Определение формы, размеров, последовательности изготовления по рисункам, схемам, эскизам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов.

Изготовление плоскостных и объемных изделий, декоративных композиций из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам. Овладение основными приемами обработки бумаги картона, природных пластических, текстильных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и кратка характеристика операций. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.

Домашний труд.

Мелкий ремонт одежды. Декоративное оформление предметов быта и жилища.

знать/понимать

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей):
  •  влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • область применения и назначение инструментов, различных машин,
    технических устройств (в том числе компьютеров);

уметь

  • выполнять инструкции при решении учебных задач;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях).

Формирование УУД.

Познавательные:

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Знаково-символическое моделирование.
  • Рефлексия результатов .Создание алгоритма деятельности.  Выбор  наиболее эффективного способа.

Личностные:

  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений   Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные:

  • Целеполагание;
  • Личностные УУД
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

Развернутое тематическое планирование (технология).

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

Виды художественной обработки материалов

1

Объяснение нового материала

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. Установка на здоровый образ жизни.

Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Умение вступать в диалог с учителем.

Умение организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

2

Лепка конструктивным способом несложных фигур

1

Урок-игра

Новый способ лепки. Свойства материала

Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности.

Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение адекватно принимать оценку учителя. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

3

Изготовление плоскостных изделий

1

Комбинированный

Свойства материалов. Приемы работы с клеем, пластилином

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали).

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

4

Нанесение мозаичного изображения на пластилиновой основе

1

Урок-фантазия

Приемы работы с бумагой, пластилином. Свойства материалов

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.

5

Аппликация из бумаги на бумажной основе

Урок-выставка

Приемы симметричного вырезывания

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

6

Аппликация из кусочков бумаги

1

Комбинированный

Мозаика (понятие). Приемы работы с бумагой, свойства материалов

Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности.

Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

7

«Печатаем» рисунки на пластилиновой основе

1

Комбинированный

Новый способ лепки. Свойства материала

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе.

Умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Умение рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

8

Аппликация из пластилина.

1

Комбинированный

Совмещение приемов аппликации и лепки

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

9

Художественное конструирование из природных материалов

1

Комбинированный

Свойства материалов. Приемы работы с клеем, пластилином

Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности.

Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

10

Плоскостная аппликация из листьев на бумажной основе

1

Комбинированный

Свойства материалов. Приемы аппликации. Правила работы с клеем

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников.

Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.

11

Прием гофрирования бумаги

1

Комбинированный

Новый прием складывания бумаги. Оригами (понятие)

Ориентирование на понимание причин успеха в деятельности.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

12-15

Складывание из бумажного квадрата с использованием схемы

1

Комбинированный

Новый прием складывания бумаги. Работа со схемой

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Умение распознавать объект, выделять существенные признаки и осуществлять их синтез.

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

16

Рисование жгутиками из пластилина

Урок-фантазия

Новый способ лепки. Свойства материала

Ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Формирование  умения договариваться, находить общее решение.

Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

17

Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону

1

Комбинированный

Разметка детали по шаблону. Работа с бумагой, клеем, ножницами

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

18

Моделирование и конструирование из правильных геометрических фигур

1

Комбинированный

Моделирование из правильных геометрических фигур по образцу

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

19

Моделирование и конструирование из простых форм

1

Комбинированный

Моделирование из правильных геометрических фигур, используя образец и фантазию. Приемы складывания бумаги

Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей.

Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

20-22

Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей

1

Комбинированный

Создание художественных образов из готовых геометрических форм. Работа с клеем

Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой.

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

23

Объемное моделирование и конструирование из бумаги путем скручивания

1

Комбинированный

Новый прием моделирования из бумаги. Свойства материала

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Формирование способности адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач.

Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

24

Приемы соединения изделий из природных материалов

1

Комбинированный

Свойства материалов. Приемы работы с клеем, пластилином

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.

Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали).

Умение обосновывать собственную позицию.

Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

25

Простейшее узелковое плетение

1

Комбинированный

Материалы, их свойства. Приемы плетения из текстиля

Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей.

Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение контролировать свои действия и действия партнёра . Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

26

Аппликация с использованием «косичек»

1

Комбинированный

Новые приемы плетения из текстиля

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

27

Плоское прямое плетение из полос бумаги

1

Комбинированный

Приемы плетения из бумаги

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

28

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями

1

Комбинированный

Приемы работы с ниткой и иголкой

Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

29-30

Шитье и вышивание. Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой

1

Комбинированный

Материалы, их свойства. Приемы работы с ниткой и иголкой. Правила техники безопасности при работе с острыми, колющими, режущими предметами

Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Формирование умения проводить сравнение; устанавливать аналогии.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

31

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм

1

Комбинированный

Создание технических моделей из готовых геометрических форм

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Формирование способности адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

32

Объемное моделирование и конструирование из бумаги

1

Комбинированный

Новый прием моделирования из бумаги. Свойства материала

Понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Развитие умения вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

33

Моделирование летательных аппаратов с использованием разметки по шаблону

1

Комбинированный

Создание выкройки для изделия, работа по схеме

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2класс система Занкова

Рабочая программа по курсу  «Технология» для 2 класса разработана на основе авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального...

Рабочая программа по технологии по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по технологии по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по русскому языку.Система Занкова .3 класс

Рабочая программа по русскому языку.3класс.Система Занкова...

Рабочая программа по математике по системе Занкова 3 класс

Пояснительная записка и тематическое планирование, составленные  по ФГОС...

Рабочая программа по чтению по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии по системе Занкова 3 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...