Программа летнего оздоровительного лагеря
рабочая программа по зож (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Рахмановская средняя общеобразовательная школа им. Е.Ф. Кошенкова
Павлово – Посадского муниципального района Московской области
142520 Московская область тел. (849643) 77 – 133
Павлово – Посадского района
с. Рахманово, д. 115 - а
«Утверждено» «Утверждено»
Педсоветом, протокол №7 Директор МОУ Рахмановская СОШ
от «28» мая 2012 г. ____________ / О.А. Кубырикова /
Программа летнего оздоровительного лагеря
на базе МОУ Рахмановской СОШ
им. Е.Ф. Кошенкова
Составила: Волчкова О.В.
2012 г.
Содержание.
I. Пояснительная записка
II. Цель и задачи программы
III. Принципы программы
IV. Содержание программы
V. Сроки и этапы реализации
VI. Режим работы лагеря
VII. План-сетка реализации программы
VIII. Ожидаемые результаты
IX. Материально – техническая база
X. Список используемой литературы
Пояснительная записка
Летний отдых – период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных, продолжение образования. Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в лагеря вне поселка, выехать из поселка к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья. Этот период благоприятен для развития творческого потенциала детей, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. Он является новым образом жизни детей: новый режим с его особым романтическим стилем и тоном, жизнь в новом коллективе, новая природосообразная деятельность. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения.
За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря на базе МОУ Рахмановская СОШ им. Е.Ф. Кошенкова «Лето, солнышком согрето». Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. По продолжительности является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены.
Основной состав лагеря – это учащиеся МОУ Рахмановская СОШ им. Е.Ф. Кошенкова.
Режим работы лагеря с 8.00 до 16.00
Продолжительность лагерной смены 20 дней в режиме пятидневной недели.
Цели:
- Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развитие их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно- значимую и личностно- привлекательную деятельность;
- Содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе;
- Воспитание у воспитанников навыков культуры поведения, бережливости, заботы о своем здоровье;
- Развитие творческих способностей воспитанников лагеря.
Задачи реализации программы:
- оздоровление детей и профилактика детских заболеваний;
- закрепление правил личной гигиены отдыхающих, воспитание аккуратности, дисциплинированности во время еды в столовой;
- развитие психических процессов детей (памяти, внимания, мышления, воображения, произвольной сферы, интеллектуального развития и др.);
- развитие ловкости, воспитание у отдыхающих любви к спорту и здоровому образу жизни;
- развитие у детей чувства единства и сплочения детского коллектива;
- развитие познавательной активности и интересов;
- развитие интересов к игровой деятельности;
- воспитание навыков культурного поведения, этикета, бережливости;
- воспитание у детей стремления к культурной жизни, правде, доброте, красоте;
- воспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи;
- гражданско-патриотическое воспитание.
Принципы программы
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- при развитии детского самоуправления;
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Содержание программы
Программа реализуется в форме игры. В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают бабочку. Кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнял у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч мастерства, луч интеллектуальности, луч дружбы, луч вежливости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик. Задача смены: накопить как можно больше бабочек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, бабочки, собранные детьми определяют победителя смены. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке отряда.
«Моё настроение».
Красный цвет – классный день!
Оранжевый – очень хороший день!
Зеленый – день как день.
Синий – скучный день.
Работа в лагере ведется по нескольким направлениям:
- профилактика детского дорожно – транспортного травматизма, ППБ, ЧС;
- экология;
- оздоровительная работа;
- патриотическое воспитание;
- нравственное воспитание.
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика; основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры; подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
- посещение бассейна.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Игра «Расскажи мне о себе»;
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Шишки, жёлуди, орехи», «Да» и «Нет» не говори!»;
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению ЧС и охране жизни детей в летний период
1.Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей во время прогулок», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
2. Беседы:
«Город, в котором мы живем», «Путешествие в страну Витаминов», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Беседа по правилам дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Уроки безопасности», «символика Российской Федерации».
Экологическое направление
- Викторина «Удивительное рядом».
- Игра «Поле чудес»
- Загадки, кроссворды, ребусы;
- Итоговая выставка поделок, рисунков.
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере предусмотрена работа по направлениям: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством, конкурс оформления отрядного уголка, стенной газеты.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Патриотическое направление
Важной является работа по патриотическому воспитанию, т.к. она способствует формированию уважительного отношения к памятникам истории, развитию интереса к изучению родного края, пробуждает в детях чувство любви к родине и семье.
- День России. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»,
- Беседа «Символика Российской Федерации».
- Конкурс рисунков «Наша дружная семья».
Нравственное воспитание
Воспитатель вместе с детьми знакомится с произведениями разных авторов, работают с текстом, выявляют положительных и отрицательных героев, анализируют поступки героев.
Беседы по темам: «Добро и зло», «Правда и ложь», «Хорошо и плохо».
Реализация программы проходит в несколько этапов:
Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря.
Второй этап короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
● встреча детей, выявление лидерских, организаторских и творческих способностей;
● запуск программы летнего оздоровительного лагеря;
● знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
● формирование законов и условий совместной работы;
● подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
Третий этап - включает реализацию основных положений программы. Участники оздоровительного лагеря:
● познают, отдыхают, трудятся;
● делают открытия в себе, в окружающем мире;
● помогают в проведении мероприятий;
● учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
● развивают способность доверять себе и другим;
● укрепляют свое здоровье;
● реализация основной идеи смены;
● вовлечение детей в различные виды коллективно- творческие дела;
Заключительный этап подводит итоги смены.
Режим работы лагеря
8.00 - 8.30 прием детей
8.30 - 8.45 зарядка
8.45 - 9.00 линейка, санитарно – гигиенические процедуры
9.00 – 9.30 завтрак
9.30 - 12.15 тематические мероприятия, подвижные и настольные игры,
пребывание на свежем воздухе
12.15 - 12.30 санитарно – гигиенические процедуры
12.30 - 13.00 обед
13.00 - 13.30 спокойные игры, чтение литературы
13.30 - 15.30 тематические мероприятия, подвижные и настольные игры,
пребывание на свежем воздухе
15.30 - 15.40 санитарно – гигиенические процедуры
15.40 - 16.00 полдник
16.00 - 16.10 уход детей домой
План-сетка реализации программы
№ | Мероприятия | Дата проведения |
1. | Знакомство с правилами лагеря. Проведение вводного инструктажа по ППБ и ТБ. Беседа «Город, в котором мы живем». Конкурс рисунков по теме: «Моя малая Родина». Подготовка к открытию лагеря. | 1.06.2012 г. |
2. | Репетиция к открытию лагеря. Придумывание названия отряда. Конкурс рисунков «Эмблема нашего отряда». Беседа «Путешествие в страну Витаминию» | 4.06.2012 г. |
3. | Открытие лагеря. Проведение инструктажа «Правила при поездках в автотранспорте». Посещение бассейна. Инструктаж «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий» Спортивная эстафета. | 5.06.2012 г. |
4. | Тренировочная эвакуация «Возгорание в коридоре 2 – го этажа. Беседа «Огонь друг или враг. Инструктаж «Правила пожарной безопасности». Правила поведения при пожаре». Игры на свежем воздухе. Конкурс рисунков на асфальте: «Ах, лето» | 6.06.2012 г. |
5. | Посещение бассейна. Беседа «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом». Подвижные игры на свежем воздухе. Викторина «Удивительное рядом». | 7.06.2012 г. |
6. | Литературная викторина « В стране сказок». Настольные игры. Чтение и обсуждение рассказов по теме: «Правда и ложь». Игры на свежем воздухе. | 8.06.2012 г. |
7. | Беседа «Символика Российской Федерации». Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия». Турнир по теннису. Игры на свежем воздухе. | 9.06.2012 г. |
8. | День мастеров. Изготовление поделок. Выставка работ воспитанников лагеря. Конкурс рисунков «Наша дружная семья» | 13.06.2012 г. |
9. | Посещение бассейна. День безопасности дорожного движения. Конкурс рисунков «Правила дорожные знать каждому положено». Игры на свежем воздухе. Беседа по правилам дорожного движения. | 14.06.2012 г. |
10. | Уроки мастерства: пластилиновые узоры. Минутка здоровья «О пользе лесных насаждений». Рейд «Все на борьбу с дядюшкой Мусором!» | 15.06.2012 г. |
11. | Беседа «Правила поведения и безопасности человека на воде». День песни. Конкурс на лучшее исполнение детской песни. | 18.06.2012 г. |
12. | Посещение бассейна. Чтение и обсуждение рассказов по теме» Хорошо и плохо». Конкурс загадок. Игры на свежем воздухе. | 19.06.2012 г. |
13. | Тренировочная эвакуация «Эвакуация при обнаружении подозрительных предметов». Праздник цветов. | 20.06.2012 г. |
14. | Посещение бассейна. День именинника Игры на свежем воздухе | 21.06.2012 г. |
15. | День памяти начала ВОВ. Возложение цветов к памятнику погибших воинов в с. Рахманово. Беседа «Война – это горе». Шашечный турнир | 22.06.2012 г. |
16. | «Уроки безопасности». Теннисный турнир. Настольные игры по интересам. | 25.06.2012 г. |
17. | Посещение бассейна. Подготовка к закрытию лагеря. | 26.06.2012 г. |
18. | Чтение и обсуждение рассказов о добре и зле. Цветотерапия «Рисуем доброту» Подготовка к закрытию лагеря. | 27.06.2012 г. |
19. | Посещение бассейна. День загадок и фантазий. Конкурс рассказчиков. Подготовка к закрытия лагеря. | 28.06.2012 г. |
20. | Расстаются друзья. Закрытие лагерной смены. Игры по интересам. | 29.06.2012 г. |
Ожидаемые результаты реализации программы:
● оздоровление воспитанников, укрепление здоровья детей;
● улучшение социально-психологического климата летней оздоровительной площадки дневного пребывания;
● снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
● укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Материально – техническая база:
● телевизор, DVD;
● магнитофон;
● настольные игры;
● мячи, скакалки;
● теннис;
● шашки;
● карандаши, фломастеры;
● раскраски, альбомы;
● пластилин.
● кабинет, актовый зал
Список литературы, использованной при разработке программы
- Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М., 2007 г.
- Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база). Волгоград: издательство « Учитель», 2006
- Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
- Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. – М., 2008 г.
- Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
- Кулаченко М.П. Учебник для вожатого – М., 2007 г.
- Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого: Организация работы. – М., 2008 г.
- Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2006 г.
- Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
- Пашнина В.М. Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. – М., 2008 г.
- Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
- Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

Программа летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ Куропатинской СОШ
Программа летнего лагеря, план-сетка на смену...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Кругосветка или 21 день вокруг света»
Готовая программа школьного лагеря...

программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм
Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и ...
программа летнего оздоровительного лагеря при школе
Для обучающихся 1-4 классов проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его с...
