урок технологии по теме " Люлька"
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Воробьева  Фаина Алексеевна

Тема по технологии связана с региональным компонентом,. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii_-_hantyyskaya_lyulka.rar11.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии

Раздел программы: Работа с бумагой.

Класс:  4

Тип урока: Сообщения и усвоения новых знаний.

Объект труда: Макет люльки из бумаги.

Время работы: 1 урок.

Тема:   Хантыйская люлька.

 Цели:

Образовательные:

  • Знакомство с особенностями люлькой народов Севера и  связанными с ней приметами.и запретами.
  • Обучение поэтапному выполнению изготовления макета люльки из бумаги.

Развивающие:

  • Развитие воображения, творческих способностей, способности нестандартно видеть предмет.
  • Развивать навыки работы в парах; способности к общению, толерантности.
  • Совершенствовать навык работы с клеем, ножницами.
  • Продолжать развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность,    дисциплинированность, эстетический вкус.
  • Воспитывать  толерантность, уважение к  другим народам.
  • Формировать устойчивый интерес к культуре народов Север.  

         

Оборудование:

                    для учителя: шаблоны люльки, образец изделия из бумаги, люлька,  кукла, плакат, ножницы, карандаши;

                    для учащихся: шаблоны, карандаши, ножницы, конструкционная карта, клей, клеёнка.

                                Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятель-

ность учащихся

1

Органи

зацион

ная часть.

  Здравствуйте, ребята и гости урока!

  Меня зовут Фаина Алексеевна, я у вас буду вести урок технологии.

   Сегодня на уроке нам будут необходимы ножницы, клей, бумага, клеёнка, тряпочка, карандаш

Учащиеся проверяют своё место.

2

Вступле

ние учителя. Психо

логичес-

кий настрой. Мотива-ция

(Учитель стоит за ширмой, в руке держит куклу)

- Здравствуйте дорогие ребята и гости нашего урока. Я хочу, чтобы  у нас на уроке царило добро и взаимопонимание.

 

 - Все мы живём на древней Югорской земле. Из покон веков эту землю населяют коренные жители.

 

 -  А какие  это народы?

 - Из вас кто-нибудь общался с представителем коренной национальности?

- И сегодня на уроке вам предоставляется такая возможность.

Ответы детей.

3

Объяснение нового материала.

Целеполагание.

Включается слайдовая презентация

Словар-ная работа

(Учитель входит в класс с детской люлькой, напевая песню на родном языке)

- Отгадайте загадку?

-Дом не дом, но в нём живёт человек, который не умеет ходить? Что это за дом?

- Правильно, это люлька. Этой люлькой пользовались коренные жители: ханты, ненцы.

Тема урока. Сегодня на уроке вы будете делать макет  люльки. (слайд 1)

(слайд 2)

Наша задача:: познакомиться с национальной люлькой, научиться выполнять макет люльки из бумаги, развивать навык работы в парах, соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, клеем.

(слайд 3)

Люлька – это подвесная колыбель. (Ожегов).

       На хантыйском языке –ОНТЭП

       На ненецком языке - ҢУПУ

(слайд 4,)

Знакомство с люлькой.

    Люлька-это первое жилище маленького человека. Здесь  он проводит всё своё время, пока маленький. Люлька отлично приспособлена к кочевому образу жизни.

    Лёгкую и прочную, её без труда  можно переносить в руках, перевозить в лодке, привязывать к нарте, чумовому шесту или просто к дереву.

   У люльки есть вспомогательные элементы. Ремешки, с помощью которых ребёнка пристёгивают к люльке.

    Люльку изготавливали, как правило, из берёзы, ели.

(слайд 5)

    Дно выстилают длинным, пушистым, хорошо просушенным мхом. Современные кочевники на нижний слой мха кладут клеёнку, затем мох, который после увлажнения меняют.  

   Сверху  на мох кладут шкурку молодого оленя с длинным волосом, а под ноги малыша- небольшой  кусок шкурки новорождённого оленёнка. Люлька готова.

    (Слайд 6) 

     Ребёнка надевают в самодельную курточку с короткими рукавами или вообще без них, сшитая из зайца. Поверх неё надевают вторую. Малыша укладывают на шкурку,    укрывают и пристёгивают к люльке. Затем поднимают дугу.

    Если ребёнок спит, на люльку набрасывают платок, который защищает от шума, света, комара, гнуса.

-  А что вы можете рассказать ещё о люльке?

   (слайд 7)

У северных народов существует несколько видов люлек. Самая простая – ночная люлька. В ней ребёнок спит ночью. Дневная отличается от ночной тем, что у неё есть спинка. Ребёнок днём сидит и всё видит, что происходит вокруг.

Это люлька

Предло-

жить одному ученику прочитать цели урока

Сообщение ученицы о

дневной и ночной люльках.

4

Обычаи, приметы.

С люлькой связано много примет и запретов.  Какие приметы вы можете назвать?

  • Нельзя качать пустую люльку;
  • Нельзя оставлять пустую люльку в висячем положении;
  • Огонь является оберегом ребёнка, потому в люльку клали спички;

Нельзя выбрасывать люльку.

(слайд 8)

На спинке колыбели обязательно должен присутствовать орнамент «Глухарка сна». Его наносят как на дневную, так и на ночную. Глухарка была призвана охранять душу ребёнка, пока он спит.

Учащиеся называют

4

Обсужде-ние устройст-ва люльки.

 Устройство люльки.

Посмотрите внимательно на люльку.

- Из чего она сделана?

- Из каких деталей состоит люлька?

(слайд 9)

Устройство люльки очень простое.  Каркас состоит из трёх  деревянных деталей.

Это  дно – тонкая пластина эллипсовидной формы,

бортик, выгнутого по форме дна,

узкая дуга,

  • спинка (дневная люлька)

Из дерева.

Дно.

Борт.

Узкая полоска.

5

Этапы выполнения работы

 Ребята, скажите, в каком порядке удобно сделать макет люльки?

 (слайд 11)

  1. Обвести по шаблону.
  2. Вырезать
  3. Склеить бортик.
  4. К бортику приклеить дно.
  5. За борта приклеить дугу.
  6. украсить орнаментом.

 Обвести, вырезать.

Склеить бортик.

К бортику прклеить дно.

За борта приклеить дугу.

6

Физми-

нутка

   (Слайд 12) 

  У оленя дом большой

     Он глядит в своё окошко.

     Заяц, заяц, забегай,

     Лапу мне давай!

 Ученики выполняют зарядку.

7

Техника

Безопас-ности работы

 (слайд 13)

 Правила безопасной работы.

- Работать нужно только с исправными инструментами.

- передавай ножницы кольцами вперёд.

- не отвлекайся во время работы.

-храни колющие и режущие инструменты в чехлах.

Читает один ученик

8

Практи-

ческая работа

 Помощь учащимся

Самостоятельная работа учащихся

9

Итог урока.

Рефлек

сия

 (Слайд 16)

- Чем вы занимались на уроке?

-Что нового вы узнали?

- Чему научились? Дал ли этот урок вам какие-то знания?

- Понравился вам урок?

                       

                     

                         

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом «Чудесный мир живых красок»(2 класс)

Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом  «Чудесный мир живых красок»(2 класс)  ...

Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".

В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....

Презентация к уроку технологии на тему «Дерево здоровья» Урок проведен в 3 классе

Презентация к уроку технологии на тему «Дерево здоровья» Урок проведен в 3  классе...

Конспект урока технологии на тему «Технология использования воздуха». Изделие: «воздушный змей»» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цели деятельности учителя:усвоение технологии использования воздуха в конструировании;развитие творческого мышления и аккуратности;воспитание интереса к материалу урока.Планируемые результатыПредметны...

Урок технологии на тему " Изготовление новогоднего сувенира". Технологическая карта урока.

Урок технологии на тему "Изготовление новогоднего сувенира". На этом уроке учащиеся выполнят аппликацию символа года, бычка....