"Художественный труд"
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс) на тему

Кулик Марина Николаевна

Внеурочный курс для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud.doc145 КБ

Предварительный просмотр:


                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Художественный труд» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.

Цель :

гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

  • развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
  • формировать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Общая характеристика курса

             Методологической основой курса является системно- деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

             Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально- творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

             Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника.

            На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

-  творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

             Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие метапредметных умений.

             Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков.  

            Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

           Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся.

Содержание курса

             Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.).

               Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить

предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

              Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации -  книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

              Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества,

определяющего социальную роль ребенка.

                Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.

                 Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

                Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий.

 В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде

схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.

                Следует помнить, что задача каждого занятия -  освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии.

 Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

               Курс «Художественное творчество: станем волшебниками»

является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно- практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет пространстве. Детям предлагаются разные виды работы -  от поиска информации до ведения собственной интернет- странички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru),

посвященном предметной области «Технология».

Содержание программы рассчитано на 34 часа в каждом учебном году (1- 4 классы). Программа имеет блочный принцип .

                            ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно- творческой деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
  • устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно- творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки

и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия

в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать возможность существования различных точек

зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся

получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект,

фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать систему универсальных учебных действий;
  • сформировать навыки работы с информацией

Учебно – методическое обеспечение курса

  1. Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. - 64 с.
  2. Цирулик Н. А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.г
  3. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. -М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2011
  4. Интернет- сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
  5. Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Собачки», «Цветы», «Деревья

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во

часов

Дата

Тема

урока

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

 1

   1

Отпечатки на пластилине. Вспомним лето

Цветы (с.46)

Поиск и выделение необходимой информации из рисунков. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание(как обращаться к учителю, одноклассникам)

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия.

Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развивать готовность к сотрудничеству и дружбе

Уметь слушать и вступать в диалог. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

2

1

Аппликация с элементами оригами

Цветы (с.4-7)

Извлечение необходимой информации, анализ информации.

Установление аналогий

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Уважительное отношение к иному мнению.

Доброжелательность

Уметь слушать и вступать в диалог. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

3-4

2

Обрывная аппликация

Волшебные секреты (с.6-9)

Применять правила и пользоваться инструкциями.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение

5-6

2

Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты. Деревья (с.31)

Применять правила и пользоваться инструкциями. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

7-8

2

Аппликация из геометрических фигур Собачки (с.24-25)

Построение рассуждения.

Применять правила и пользоваться инструкциями.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия

Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства.

Определять общую цель и пути её достижения.

Договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.

Предлагать помощь и сотрудничество.

9

1

Аппликация из пуговиц

Деревья (с.21)

Применять правила и пользоваться инструкциями.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур

Уметь слушать и вступать в диалог. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

10-11

2

Динамическая открытка с аппликацией. Собачки (с.38)

Поиск и выделение необходимой информации из рисунков.

Анализ информации

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия

Готовность и способность к саморазвитию.

Принятие образа «хорошего ученика».

Определять общую цель и пути её достижения.

Договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.

Предлагать помощь и сотрудничество.

12

1

Аппликация из круглых салфеток

Деревья (с.29)

Извлечение необходимой информации, анализ информации.

Установление аналогий

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Готовность и способность к саморазвитию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

13

1

Лепка из соленого теста

Собачки (с.28-31)

Ориентироваться в разнообразии способов. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Уметь корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном

Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства.

Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

14-15

2

Моделирование цветов из бумаги и проволоки

Цветы (с.36-37)

Извлечение необходимой информации, анализ информации.

Установление аналогий

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Использовать речь для регуляции своего действия

Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развивать готовность к сотрудничеству и дружбе.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение

16-17

2

Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа.

Цветы (с.34-35)

Применять правила и пользоваться инструкциями.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Готовность и способность к саморазвитию.

Эстетические потребности, ценности и чувства

Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.

Предлагать помощь и сотрудничество.

18

1

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево.

Деревья (с.40-41)

Построение рассуждения.

Применять правила и пользоваться инструкциями.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия

Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развивать готовность к сотрудничеству и дружбе

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

19-20

2

Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги

Деревья (с.14-15)

Извлечение необходимой информации, анализ информации.

Установление аналогий

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Готовность и способность к саморазвитию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

21

1

Многослойное торцевание. Садовые цветы.

Цветы (с.24-25)

Поиск и выделение необходимой информации из рисунков.

Анализ информации.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия

Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

22

1

Торцевание на пластилине. Времена года.

Деревья (с.26-27)

Применять правила и пользоваться инструкциями. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение

23-24

2

Мозаика из ватных комочков.

Собачки (с. 18-19)

Построение рассуждения.

Применять правила и пользоваться инструкциями

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур

Определять общую цель и пути её достижения.

Договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности.

Предлагать помощь и сотрудничество

25

1

Лепка из соленого теста

Собачки (с.28-31)

Ориентироваться в разнообразии способов. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Уметь корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном

Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства.

Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

26-27

2

Моделирование из картона. Рамочка для фотографии

Собачки (с.42)

Извлечение необходимой информации, анализ информации.

Установление аналогий

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Использовать речь для регуляции своего действия

Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развивать готовность к сотрудничеству и дружбе

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение

28

1

Гофрированные цепочки

Цветы (с.18-19)

Извлечение необходимой информации, анализ информации.

Установление аналогий

Уметь корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном

Готовность и способность к саморазвитию.

Эстетические потребности, ценности и чувства

Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

29-30

2

Моделирование из гофрированной бумаги

Цветы (с.20-23)

Извлечение необходимой информации, анализ информации.

Установление аналогий

Уметь корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

31-32

2

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

Цветы (с.38)

Извлечение необходимой информации, анализ информации.

Установление аналогий

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение

33

1

Соединение различных техник в одной работе

Волшебные секреты (с.48-49)

Применять правила и пользоваться инструкциями.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия.

Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развивать готовность к сотрудничеству и дружбе.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

34

1

Дополнительные материалы по выбору

Сайт Страна мастеров

Извлечение необходимой информации, анализ информации.

Установление аналогий

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Использовать речь для регуляции своего действия

Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

Уметь слушать и вступать в диалог. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

Тематическое планирование по УМК "Гармония" 3 класс (ИЗО и художественный труд)

Тематическое планирование по УМК "Гармония" 3 класс (ИЗО и художественный труд)...

Тематическое планирование по УМК "Гармония" 4 класс (ИЗО и художественный труд)

Тематическое планирование по УМК "Гармония"4 класс (ИЗО и художественный труд)...

Рабочая программа и КТП по "ИЗО и художественный труд" 4 класс

Рабочая программа МОУ Беломечетской СОШ № 7  для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и  авторской про...

Рабочая программа и КТП по ИЗО и художественному труду 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 2 классИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОАвторы: Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неме...

Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе. Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).

ЦО № 1085 г.МосквыКлиндухова Л.С.Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе.Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).ЦЕЛЬ ЗАНЯТИ...