конспект урока технологии "Изразцы для печки"
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему

Захарченко Ирина Валериевна

Данный урок технологии проводился в школьном этнографическом музее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tehnologii_3_klass_zaharchenko_i.v.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 3 классе по теме «Наряд для печки»

Данный урок проводится в школьном музее «Русская старина»

Цели урока: изготовить панно из пластилиновых изразцов.

Задачи урока:

- познакомить с конструкцией «Русская печь» и её значимостью в русской избе.

-познакомить с  приёмом лепки панно

-научить технике выполнения рельефа

-создать условия для развития коммуникативно-творческих способностей, развитие мелкой моторики рук

-содействовать эстетическому воспитанию

Оборудование для учащихся:  подкладная доска, пластилин, стеки, картон, шаблон узора.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Объяснение нового материала
  4. Повторение нового материала
  5. Практическая работа
  6. Итог урока

Ход   урока

1. Организационный момент

Ребята, мы с вами находимся в нашем школьном музее.

Давайте вспомним правила поведения в музее.

Располагайтесь удобнее в нашей «русской избе».

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

Мы с вами сегодня будем выполнять работу «Панно из пластилиновых изразцов».

-А о чём пойдёт речь, вы сейчас отгадаете с помощью загадки:

Зимой много ест,

Летом много спит.

Тепло тёплое,

Сесть на неё – сядешь,

А не везёт.

-Правильно, это печка.

3. Объяснение нового материала

Мы с вами находимся в нашем школьном музее «Русская старина».

Крестьянский дом – это особое явление народной культуры. Крестьянский дом ещё называют изба.

Какое помещение наши с вами предки называли избой?

-Вспомните, из какой сказки эти слова:

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут.

Изба-это помещение, которое  отапливается печкой.  Посмотрите, какое пространство занимает наша печь. Давайте рассмотрим устройство русской избы.

Печь - это основа в избе, её душа. Наши предки славяне считали, что огонь  в печи является священным, он помогал сохранять родственные связи. Поэтому плюнуть на очаг считалось большим грехом.

-Давайте внимательно рассмотрим конструкцию печи. Печь состоит из корпуса, дымохода, устья. Устье после топки закрывают заслонкой из стали. Перед устьем  есть шесток – площадка  из кирпичей.  Вокруг находится оплечье, где располагается утварь. Печурки, где ставили посуду с готовой пищей,  и там она сохраняла тепло.

Русская печь в крестьянской избе топилась и зимой, и летом каждый день. Размеры русской печи  очень внушительны. В неё  мог пролезть взрослый человек, чтобы попариться с берёзовым веничком.

-Русская печь была воистину сердцем повседневной жизни крестьянской семьи.  С вечера около устья печи хозяйка складывала дрова, чтобы за ночь они просохли. А рано утром, когда ещё не рассвело - хозяйка  разводила в печи огонь и готовила пищу, пекла хлеба.

Конструкция русской печи позволяла готовить на ней не только щи и каши, но и печь хлеб, пироги, сушить грибы и ягоды.

-РУССКУЮ ПЕЧЬ ЛЮБИЛИ НЕ ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО ОНА Б КОРМИЛА, НО И ЗА ТО, ЧТО ОНА ДОЛГО ОТДАВАЛА ТЕПЛО. Тепло русской печи закаляло человека.

4. Закрепление нового материала

-Покажите на нашей печке  и назовите части русской печи.  Найдите дымоход, печурки, устье, шесток, оплечье.

-А теперь,  вспомните, в каких сказках мы уже встречались с русской печкой?

А) Гуси-лебеди летят, унести детей хотят.

Кто помог сестрице от Яги укрыться?

Б) Про Емелю в сказке речь, в чистом поле едет печь.

-Посреди зимы существовала  особая неделя, которую в народе  называли «Емелина неделя». Зимними долгими вечерами в избе рассказывали сказки. Нередко в них и сама печь становилась  героиней.

В) Игра «Собери пословицу»

-НА ПЕЧИ ВСЕ   (КРАСНОЕ ЛЕТО).

-Без работы  и  (печь холодна).

Хочешь, есть калачи - (не сиди на печи).

Физминутка

5. Подготовка к практической работе.

В доме печь имела особое значение. Она и грела, и кормила, но при этом русская печь выступала как своеобразный  элемент интерьера.

Печь нередко украшала жилище.

-Сравните изображение русской печи на нашем плакате и на фотографии.  Чего не хватает нашей печке?

Внимательно  посмотрите на эту печь.

-Что её сделало нарядной?

-Наша задача сегодня не только узнать о значимости русской печи, но и украсить печь изразцами.

В старину умельцы были.

Чудеса они творили, создавали изразцы.

Так попробуем и мы.

-Изразцы (кафель) - это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен.

Применялись изразцы для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства - для украшения стен.

-Посмотрите, что изображали мастера на изразцовых плитках? Это и сказочные птицы, животные, райские деревья, и причудливые цветы, и мозаичные картины.

 Реализация задачи урока

-Сейчас, наша задача изготовить панно из пластилиновых изразцов для нашей печки.

А) Анализ изразца

На шаблоне изображена цветочная композиция. Поэтому, нам необходимо соблюдать симметрию (симметрия-это совпадение узора относительно оси симметрии).

-Как можно назвать, по-другому эту поделку? (Аппликация)

-Назовите части аппликации.

-Из чего выполнена основа? (картон)

-Как расположены цветы и листья на основе? (симметрично)

-Как закрепили пластилин на основе?

Б) Объяснение технологии изготовления

Для того чтобы выполнить изразец из пластилина нам необходимо:

  1. Пластилин необходимо размять
  2. Для того чтобы слепить цветочек, травинку, листок, необходимо скатать шарик и расплющить его, скатать жгутик, овал.
  3. Вырезать с помощью стек необходимые элементы узора
  4. Разложить на картонную основу все элементы, создавая узор и придавить каждый элемент к картону.

В) Закрепление технологии изготовления

-Повторите, пожалуйста, этапы работы.

-С чего надо начинать?

Г) Практическая работа

-А теперь давайте представим себя народными умельцами, и наш музей станет мастерской для изготовления изразцов. У нас есть печь, которая ждёт свой наряд.

Каждому ребёнку выдаётся квадрат 10х10, вырезанный из картона, на доске печь, сделанная из бумаги.

6. Итог урока

Украшаем нашу печь выполненными изразцами.

-Какую работу мы сегодня с вами выполняли?

-Понравилось ли вам ваше творчество?

-Что нового узнали на уроке?

-Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...