урок технологии 4 класс ракетостроение
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Отаханова Валентина Викторовна

технология 4 класс изделие ракета-носитель

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_tehnologii_4_kl._raketostroenie1.zip721.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: РАКЕТостроение.
ИЗДЕЛИЕ «РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ»

Цель: учить выполнять модель ракеты из бумаги

Задачи:

  • закрепить основные знания о ракетостроении (конструкции, история создания ракеты);
  • расширить представление о назначении ракеты-носителя;
  • учить экономно расходовать бумагу с целью сохранения природных ресурсов,
  • показать значение бумаги в практической жизни человека;        совершенствовать умения чтения чертежа, выполнение чертежа, используя чертежные инструменты (линейка-циркуль);
  • совершенствовать умения организовывать собственную деятельность, определять последовательность операций по изготовлению изделия;
  • расширить представление учащихся о профессиональной деятельности космонавта.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, различные виды бумаги, образец готового изделия; материалы: тонкий цветной картон или плотная цветная бумага, тонкая цветная бумага; инструменты и приспособления: ножницы, клей, карандаш, циркуль, линейка, карандаш, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас

Вы вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

 Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда,

Мы начнем урок труда.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Какой раздел  учебника изучаем?  (Человек и воздух)

  Игра «Вопрос- ответ». Работа в парах.

- У вас на партах карточки, на которых написаны понятия, имена, даты. Ваша задача объяснить их. (стр. 117 учебника)

Ю.А.Гагарин   -     был первым человеком, побывавшим в космосе.

108 минут -            Столько времени он провел в космосе.

12 апреля 1961 года -  был совершен первый полет человека в космос.

«Восток» -             На этом космическом корабле.

12 апреля -           весь мир отмечает день космонавтики.

Сергей Королев - фамилия конструктора космической ракеты.

Мы продолжаем наше путешествие по промышленным предприятиям нашей страны. Сегодня на уроке мы с вами вновь будем работать в  авиационно-космической промышленности.  Она не ограничивается только производством самолетов.

-Что мы будем производить сегодня, узнаете, досказав словечко.

                            Распустила алый хвост

Улетела в стаю звезд

Наш народ построил эту

Межпланетную  (Ракету)

-  Верно, эта промышленность выпускает и космические ракеты-носители.

- Что такое космическая ракета? Ее назначение? (Исследование верхних слоев атмосферы, доставка груза на космические станции) ( стр.115- прочитать, словарь-объяснить значение)

- Что будем делать на уроке? (Модель ракеты)

 Сформулируйте тему урока.  (Ракетостроение. Изделие «Ракета-носитель». стр. 114)  Учебную задачу?  (стр.117)

  1. Работа по теме урока
  1. Беседа

- Кто из нас не хотел бы посмотреть на нашу планету из космоса? Те, кто видел эту картину, говорят, что это незабываемо. Может быть, кому-нибудь из вас это и удастся сделать.  Для того, чтобы сделать модель ракеты, необходимо знать ее конструкцию.

 Рассмотрим конструкцию ракеты. ( стр.116)  Из каких элементов она состоит? (Конструкция ракеты состоит из нескольких ступеней, поэтому ее называют многоступенчатой. Также существует ракета-носитель – ракета, которая выводит в космос (несет) полезный груз)

Каждая ступень является отдельной ракетой со своим двигателем и топливом. По мере удаления от Земли ракета потребляет много топлива. Когда топливо заканчивается в одной ступени, ее топливный бак отделяется и происходит зажигание топлива в следующей ступени. Облегченная ракета продолжает  лететь заданным курсом. Последняя ступень выводит полезный груз на орбиту, после чего работа ракеты считается завершенной.

Запуском ракеты управляют с Земли. Из центра управления полетами постоянно следят за космическим кораблем и оборудованием на протяжении всего полета. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов, называется космодромом. Обычно космодромы занимают большую площадь и находятся  вдалеке от густонаселенных мест, чтобы отделяющиеся в процессе полета ступени не навредили населенным территориям или соседним стартовым площадкам.

Люди какой  профессии совершают полет в космос на ракете? Что вы знаете о космонавтах? (ответы учащихся)

Совершают полеты космонавты. Это опасная и сложная профессия. К полету в космос люди должны быть подготовлены. Они тренируются, чтобы успешно работать в космической среде.

В экипаже две должности: командир экипажа  и бортинженер.  В полете необходимо выполнять много различных задач: управлять кораблем, выпускать спутник на орбиту, проверять новые приборы, проводить эксперименты в условиях невесомости. Некоторые работы совершаются вне корабля.

Какую специальную одежду необходимо надевать космонавту?

Герметичный скафандр поддерживает температуру тела, обеспечивает защиту от микрометеоритов, подает кислород для дыхания. (фото)

  1. Анализ образца.

(Учитель демонстрирует готовое изделие, ученики рассматривают его)

    Проведем анализ изделия.

  •         Что мы будем делать сегодня на уроке? (Ракету – носитель)
  • Из чего будем мастерить изделие? (Из бумаги, картона )
  • Какие материалы и инструменты  нам понадобятся для работы? (Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, циркуль, линейка. Для работы над основой изделия понадобится тонкий картон или плотная цветная бумага, а для оформления изделия – тонкая цветная бумага.)

  • Назовите геометрические фигуры, лежащие в основе элементов конструкции.  

-     Как мы будем выполнять работу? Какими способами? (Черчение, вырезание, скручивание, склеивание, складывание, оформление)      слайд

- Обсудите с товарищем план нашей работы. ( с помощью рисунков с. 119) Проверим

  • 1. Разметка (выполнение чертежа),
  • 2. Раскрой ( вырезание всех деталей).
  • 3. Сборка.
  • 4. Отделка .  

- Для чего будем мастерить это изделие? ( Для школьной  выставки)

- Сравните ваш план работы с технологической картой, приведенной в рабочей тетради.    Заполните технологическую карту на с. 72

Технологическая карта.

Последовательность работ

Приемы и способы выполнения

Материалы, инструменты и приспособления

Оценка качества выполнения работ

Эскиз

Рисование (набросок)

Карандаш, ластик

Разметка

Выполнить чертеж по образцу в тетради

Линейка, карандаш, ластик, циркуль, цветная бумага

Раскрой

Вырезание

Ножницы

Сборка

Склеить детали

Клей

Отделка

Декорирование изделия, оформление

Цветная бумага, клей, ножницы

Вспомните правила техники безопасности при работе с ножницами, циркулем и клеем.

                              Физкультминутка.

  1. Практическая работа.

- Поработаем в роли конструкторов и соберем модель ракеты из бумаги и картона.  

1. Разметка.  

 -Прежде, чем приступить к разметке  необходимо прочитать чертеж изделия в рабочей тетради . Чертежи каких деталей представлены? (разверстка корпуса, часть корпуса, стабилизатор.) Какой формы чертеж каждой из деталей? Назовите размеры. (Слайд 1,2. Учтены правила экономии бумаги, выбор бумаги)

- Выполните чертежи деталей в масштабе 1 : 1 на бумаге.

-Самые сложные этапы сделаем вместе.

Чертеж части корпуса выполняется с помощью циркуля. Отложить при помощи линейки 80 мм, приложить иглу к углу цветной бумаги и начертить дугу. Отложить70 мм и внутри начертить еще 1 дугу. Отметить клапаны –треугольники. Отрезок 10 мм для промазывания клеем.

-Разметить 4 квадрата по55мм самостоятельно.

2. Раскрой. Вырежем все детали.  (слайд 2-4). Правила работы с ножницами.

3.Сборка. (слайд 3, 5-9) выполнение оперения продемонстрировать. (Диск)

- С помощью рисунка соберите изделие.

 4. Отделка. ( Слайд 10) Оформить макет  с помощью цветной бумаги.

 - Самостоятельно выполните отделку ракеты.

- Объединились в пары и распределили обязанности.

 (Практическая работа проходит под руководством учителя по плану)

  1. Рефлексия.

К звездам улетим легко

Не в трамвае, не в метро,

Не в такси, не на мопеде,

А в космической ракете.

Тех, кого в полет берут,

Космонавтами зовут.

Полететь готов не каждый,

Только сильный и отважный.

А ракета выше дома,

Улетает с космодрома,

Жителям других планет

Передавать с Земли привет.

               Ракеты на старт!

7. Выставка работ.  

Учащиеся презентуют свои работы, оценивают

Итог урока:

- Все ли вам удалось в этом задании?

- Что не удалось? Почему?

  - Что такое ракета-носитель?

  • Какую работу выполняет космонавт?
  • Что в практической работе было сложнее всего?
  • Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?

8. Уборка рабочего места.

 9. Домашнее задание.

Выполнить тестовые задания «Исследователи космоса» на с. 69-71 рабочей тетради.

Самооценка

II. Задание на самооценку.

а)

!

+

V

«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»;

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»;

« Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»

б) Самооценка собственной деятельности

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.

Если вы довольны, поднимите 2 руки.

Если не очень довольны, то поднимите 1 руку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Урок технологии в 4 классе «Полезные ископаемые» Изделие «Малахитовая шкатулка» (Технология 4 класс УМК «Перспектива»)

Урок технологии в 4 классе по курсу  «Технология» авторов Н.И. Роговцевой и др.   (УМК «Перспектива») Тема урока:  Полезные ископаемые. Изделие "Малахитовая шкатулка"...

Презентация к уроку технологии 1 класс "Работа с бумагой. Коллаж "Дикие животные". Проектная деятельность на уроке технологии.

Презентация знакомит детей с понятием "Проект", с этапами работы над проектом, с видами коллажа. В процессе практической работы рекомендую просмотр электронного приложения к учебнику "Технология 1 кла...

Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 1 «А» классе на 2015 – 2016 учебный год.1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.. «Технология», учебник для 1 класса начальной школы /М.: «Просвещение» , 2011 годРабочая программа .

    Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования,  авторской программыН.И. Роговцевой, соответствует требованиям Федерального компонента госу...

Технологическая карта урока технологии "Ракетостроение" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с ракетостроением; раскрытие содержания профессиональной деятельности конструкторов и космонавтов; освоить технологию изготовления модели ракета-носителя из бумаги.За...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Класс: 3 Тема урока: «Конструирование. Макет парка»

Тип урока: «Открытия» новых знанийЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о парке, его разновидностяхЗадачи урокаДидактические: 1 Формирование умения работать по плану; 2 Изуч...

Технологическая карта урока технологии «Ракетостроение» Изделие: «Ракета-носитель» (4 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся умений выполнять изделие из бумаги.Задачи урока:Дидактические:1. Узнать составные части ракеты.2. Выполнить модель ракеты при помощи линейки и шаблона.Развивающие...