КТП по технологии в 4 классе УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему

Волкова Дарья Сергеевна

КТП по технологии в 4 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx130.51 КБ

Предварительный просмотр:

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1. Нормативно-правовые документы. 

Рабочая программа составлена на основании нормативно - правовых документов:

- Закона Российской Федерации « Об образовании».

- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 06.10.2009г № 373.

- Программы «Технология» для 1–4 классов; авторы: Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова.

- Учебного плана МОУ СОШ №9 на 2015-2016 учебный год.

2.2 Цель и задачи , решаемые при реализации рабочей программы.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

  • внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
  • умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  • коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
  • первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
  • первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
  • творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

2.3. Общая характеристика учебного предмета.

Теоретической основой данной программы являются:

  • системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
  • теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.  Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор  и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние,  и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

4. Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

2.4. Основные содержательные линии.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  • знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
  • учатся экономно расходовать материалы;
  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

2.5. Место предмета в базисном учебном плане.

     Авторская программа  оставлена без изменений, так как её содержание соответствует требованиям Федерального компонента Государственного стандарта  начального  общего  образования. В соответствии с учебным планом школы уроки технологии  в 4 классе рассчитаны на 1 учебный  час в неделю. Следовательно,  количество часов на изучение материала составило– 34 часа.

3. Содержание программы.

Как работать с учебником

Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.

Вагоностроительный вагон

Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Составление модели вагона из бумаги, картона.

Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.

Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагонов, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.

Полезные ископаемые

Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.

Проектная работа.

 Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися.

Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.

Профессии: мастер по камню.

Автомобильный завод

Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).

Монетный двор

Знакомство с основами чеканки моделей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.

Фаянсовый завод

Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов  технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.

Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.

Швейная фабрика

Знакомство с технологией производственного  процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра, создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства.

Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.

Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик.

Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер.

Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии.

Понятия: мягкая игрушка.

Обувное производство

Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание моделей обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приемах и способах работы с ней.

Профессия: обувщик.

Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.

Деревообрабатывающие производства

Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы со столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.

Профессия: столяр.

Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.

Кондитерская фабрика

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.

Профессии: кондитер, технолог-кондитер.

Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао - тертое, какао-масло, конширование.

Бытовая техника

Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/ плафон для настольной лампы.

Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.

Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.

Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов»».

Тепличное хозяйство

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.

Профессии: агроном, овощевод.

Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.

Водоканал

Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струи метра.

Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.

Порт

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.

Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.

Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.

Узелковое плетение

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».

Понятие: макраме.

Самолетостроение. Ракетостроение.

Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.

Профессии: летчик, космонавт.

Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.

Ракетоноситель

Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний на бумаге: свойства, виды, история.

Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.

Летательный аппарат. Воздушный змей.

Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.

Создание титульного листа

Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги.  Элементы книги и использование её особенностей при издании.

Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.

Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист.

Работа с таблицами

Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord.

 Понятия: таблица, строка, столбец.

Создание содержания книги

ИКТ на службе человека, работа с компьютером.

ИКТ в издательском деле.

Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».

Переплётные работы

Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в 5 проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплета (форзац, слизура). Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу.

Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.

Итоговый урок

Анализ своей работы на уроках технологии, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.

        

4. Требования к уровню освоения программы по курсу «Технология» учащимися к концу 4 класса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

     Познавательные

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

     Коммуникативные

  • уметь донести свою позицию до собеседника;
  • уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.
  • Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  • Формирование первоначальных предстаапений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  • Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
  • Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

5. Календарно-тематическое планирование.

5.1. Учебно - тематический план

№п/п

Тема

По программе

Запланировано

1

Давайте познакомимся

2

Человек и земля.

21ч

21ч

3

Человек и вода

4

Человек и воздух

5

Человек и информация

5.2. Контроль знаний.

Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Формы контроля

количество

Зачётная работа

-

-

-

1

1

5.3.Календарно-тематический план.

(Количество часов за год: 34 недели,  в неделю 1 час, всего 34часа).

урока

Тема урока,

страницы учебника

Характеристика учебной деятельности учащихся, формирование УУД

Дата

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

Давайте познакомимся (1ч)

1

Как работать с учебником.

С. 3-8

(т. 3-6)

Знакомство с технологическими картами и критериями выполнения работы.

Ориентирование по разделам учебника.

Осознание необходимости бережного обращения с книгой.

07.09

Человек и земля (21ч)

2

(1)

Вагоностроительный завод.  

(Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Пассажирский вагон», «Кузов вагона»).

С. 10-17

(т. 7-15)

Овладевать        основами черчения;

анализировать  конструкцию изделия; выполнять                разметку деталей        при        помощи линейки и циркуля, раскрой деталей        при        помощи ножниц;

соблюдать правила безопасного использования инструментов

Находить и отбирать информацию;

определять этапы проектной деятельности;

распределять роли и обязанности                      при выполнении проекта;

помогать участникам группы проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать свою деятельность.

Развитие навыков сотрудничества          со взрослыми                   и сверстниками в различных жизненных ситуациях.

14.09

3

(2)

21.09

4

(3)

Полезные ископаемые. (Изделие: «Буровая вышка»).

С. 18-23

(т.16-17)

Анализировать конструкцию реального объекта;

соотносить детали конструкции и способы соединения; составлять план изготовления изделия; заполнять технологическую карту.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия;

применять на практике  алгоритм построения деятельности в проекте; распределять роли и обязанности        в ходе выполнения проекта.

Осмысление необходимости бережного использования природных богатств.

28.09

5

(4)

Полезные ископаемые.

 (Изделие: «Малахитовая шкатулка»).

С. 24-27

(т.18)

Овладение технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита;

смешивать        пластилин близких и противоположных оттенков для создания нового оттенка цвета; использование приёмов работы с пластилином; выполнять соединение деталей,  подбирая  цвет  и рисунок.

Находить        и        отбирать информацию;

объяснять новые понятия; распределять роли         и обязанности        при выполнении проекта;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы        по презентации.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5.10

6

(5)

Автомобильный завод.

(Изделия: «КАМАЗ», «Кузов грузовика»).

С. 28-34

(т.19-21)

Анализировать конструкцию реального объекта; определять основные элементы конструкции; соотносить детали конструкции и способы соединения; выбирать необходимые виды соединений; пользоваться гаечным ключом и отвёрткой.

Распределять роли         и обязанности при выполнении проекта;

организовывать рабочее место; проводить совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ на презентацию изделия;

отвечать на вопросы по презентации.

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий.

12.10

7

(6)

19.10

8

(7)

Автомобильный завод.

(Изделия: «КАМАЗ», «Кузов грузовика»).

С. 35-39

(т.22-25)

Знакомство        с        основами чеканки медалей;  овладение новым приёмом: тиснение по фольге.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать рабочее место;

проводить совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

26.10

9

(8)

9.11

10

(9)

Фаянсовый завод. (Изделие: «Основа для вазы», «Ваза»).

С. 40-45

(т.26-29)

Знакомство с основами изготовления фаянсовой посуды;

изготовление        изделия        с соблюдением                отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса; знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих   на   фабриках по производству фаянса.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

16.11

11

(10)

23.11

12

(11)

Швейная фабрика. Правила снятия мерок. (Изделие: «Прихватка»).

С.46-51

(т.30-31)

Знакомство  с  технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей; определение        размера одежды при помощи сантиметровой ленты; работа         с текстильными материалами; соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Формирование уважительного отношения        к людям различных  профессий; формирование целостного                        ,

социально-ориентированного взгляда на мир.

30.11

13

(12)

Швейная фабрика. (Изделие «Новогодняя игрушка», «Птичка»).

С.52-54

(т.32-35)

Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Формирование уважительного отношения        к людям различных  профессий; формирование целостного                        ,

социально-ориентированного взгляда на мир.

7.12

14

(13)

14.12

15

(14)

Обувное производство. Определение размера обуви.

(Изделие: «Модель детской летней

обуви»).

С.55-61

(т.36-39)

Знакомство с историей создания обуви; знакомство с технологическим процессом производства обуви;

создание модели обуви из бумаги; знакомство с профессией обувщик.

Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий;

развитие навыков сотрудничества.

21.12

16

(15)

Деревообрабатываю-щее  производство.

(Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для цветов», «Лесенка-опора для цветов»).

С. 62-68

(т.40-45)

Знакомство с новым материалом-древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины;

знакомство со свойствами древесины.

Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Осмысление значения древесины для производства и жизни человека;

формирование уважительного отношения        к людям различных профессий.

28.12

17

(16)

Кондитерская фабрика.

(Изделие: «Пирожное «Картошка»,

«Шоколадное печенье»).

С. 69-77

(т.46-47)

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов; знакомство с профессией людей работающих на кондитерских фабриках; чтение информации на этикетке о производителе и составе продукта.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Формирование уважительного отношения        к людям различных профессий.

18.01

18

(17)

25.01

19

(18)

Бытовая техника.  Электрическая цепь.

(Изделие «Настольная лампа»).

С. 78-87

(т.48-54)

Знакомство с понятием

«бытовая техника»; знакомство с правилами эксплуатации бытовой техники;

освоение приемов работы в технике «витраж».

Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Формирование уважительного отношения        к людям различных профессий.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

1.02

20

(19)

08.02

21

(20)

Тепличное хозяйство.

Виды теплиц.

(Изделие: «Цветы для школьной клумбы»).

С. 88-94

(т.55-59)

Знакомство с видами и конструкциями теплиц; выбор семян для выращивания рассады; выращивание рассады в домашних условиях.

Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека; формирование уважительного отношения к людям различных профессий.

15.02

22

(21)

22.02

Человек и вода (3ч)

23

(1)

Водоканал.  

(Изделие: «Фильтр для очистки воды»).

С. 96-100

(т.60-61)

Знакомство с системой водоснабжения города; освоение способа очистки воды в бытовых условиях.

Изготовить  струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком  за 1 минуту при разном напоре водяной струи.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Осмысления значения воды в жизни человека и растений, необходимости бережного отношения к воде.

1.03

24

(2)

Порт.

(Изделие: «Канатная лестница»).

С.101-107

(т.62-64)

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту; освоение способов крепления при помощи морских узлов.

Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и  прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека; формирование уважительного отношения к людям различных профессий.

15.03

25

(3)

Узелковое плетение. (Изделие: «Браслет»).

С. 107-112

(т.65)

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике

«макраме»; сравнение способов

вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».

Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме».

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

22.03

Человек и воздух (3ч)

26

(1)

Самолетостроение. (Изделие: «Самолёт»).

С. 114-120

(т.66-68)

Первоначальные сведения о самолетостроении, о функции самолетов и ракет; изготовление модели самолета из конструктора;

изготовление модели ракеты из бумаги и картона;

освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

5.04

27

(2)

Ракетостроение.

(Изделие: «Ракета-носитель»).

С. 114-120

(т.72)

Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать  лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Формирование уважительного отношения к людям различных профессий; воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

12.03

28

(3)

Тест.

(т.69-71)

Летательный аппарат.

(Изделие: «Воздушный змей»).

С. 121-124

Учиться выполнять проверку своей работы.

Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.                          Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.                        

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Формировать рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Прогнозировать результат деятельности.

19.04

Человек и информация (6ч)

29

(1)

Издательское дело.

Создание титульного листа.

(Изделие: «Титульный лист»).

С. 126-130

Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей. Участвующих в создании книги;

элементы книги и использование ее особенностей при издании.

Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

Осмысление места и значения информации в жизни человека.

26.04

30

(2)

Работа с таблицами.

С. 130-135

Знание и соблюдение правил работы на компьютере; создание таблиц в программе Writer.

Закрепить знание и умение работы на компьютере, освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе MicrosoftWord.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.                          Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.                        

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

3.05

31

(3)

Создание содержания книги.

(т.73)

Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги.

10.05

32

(4)

Переплётные работы.

(Изделие: «Книга «Дневник путешественника»).

С. 136-139

(т.74-77)

Знакомство с переплётными работами; способ соединения листов; изготовление переплёта.

Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики.

Находить и отбирать информацию;

объяснять новые понятия; организовывать        рабочее место;

применять на практике алгоритм деятельности в проекте;

определять этапы проектной деятельности;

проводить                                совместную оценку этапов работы;

составлять рассказ для презентации изделия;

отвечать на         вопросы         по презентации.

24.05

33

(5)

Итоговой урок.

Зачётная работа.

Анализ своей работы на уроках;

подведение итогов года.

Оценивание своей работы с помощью учителя; презентация работ.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

31.05

34

(6)

6. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учителя. 

  1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2013
  2. Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.  
  3. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
  4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 4 класс (128 с.), Просвещение 2011

Для учащихся.

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Учебник. 4 кл., Просвещение 2014
  2. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочая тетрадь. 4 кл.,Просвещение, 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".

Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....

Рабочая программа по технологии - 1 класс ("Школа России")

ТЕХНОЛОГИЯ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Роговцева Н.И., Аващенкова С.В. Технология.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 к...

Тематическое планирование - Технология - 1 класс - Школа России

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-пр...

Рабочая программа по технологии. 1 класс. Школа России

Рабочая программа по технологии к учебнику Н.И.Роговцевой для 1 класса содержит календарно - тематическое планирование по новому ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс "Школа России" составлено на основе требований ФГОСов....