Рабочая программа по предмету «Технология» для 2 класса
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Пименова Виктория Владимировна

Пояснительная записка по предмету "Технология" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predmetu_tehnologiya.docx59.96 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету «Технология» для 2 класса на 2016-2017 учебный год разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования по технологии и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.Л. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы».

Цели изучения предмета «Технология»:
     - приобретение личного опыта как основы познания;

      - приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

 - формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям
труда.

Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и
социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;

     - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами других народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позициям других;

     - формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как
продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
    - стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

     - формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструктивной деятельности человека;
    - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно- конструктивной деятельности;

- формирование знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование
(умение составлять план и применять его для решения учебной задачи), прогнозирование
(предсказывание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию, оценку;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации
в словарях и библиотеке.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального
курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.
Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме
реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определен «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое
предусматривает:

   -  знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  -  овладение инвариантными составляющими (способами работы) технологических
операций разметки, раскроя, сборки, отделки;

   -  первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
  -  знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими
человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

   - изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

   -  осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

   -  проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников
для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

   -  использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной
деятельности;

   -  знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

   -  изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать
необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития
детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных
детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные
при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с

        именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования и формации также  тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

        В «Технологии» естественным путём  интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как работать с учебником

1

2

Человек и земля

22

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

3

6

Заключение

1

7

Резервные уроки

1

Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)

Наименование

Часы

Содержание

Вид работы

Универсальные

разделов

программного

учебные действия

и тем I Всего

материала

часов

Как работать

1

Введение.

Знакомство с учебни-

Анализировать и сравни-

с учебником

Материалы и

ком и рабочей тетра-

вать учебник и рабочую

(1 час).

инструменты.

дью, условными обо-

тетрадь; использовать

значениями, критерия-

знаково-символические

ми оценки изделия по

средства.

разным основаниям.

Человек и земля

1

Земледелие.

Практическая работа.

Принимать и сохранять

(22 часа).

Выращивание лука.

учебную задачу;

4

Посуда. Проект

Плетение, лепка.

учитывать выделенные

учителем ориентиры

«Праздничный

Папье-маше.

действия в новом учеб-

стол».

ном материале в сотруд-

4

Народные

Аппликация, лепка.

ничестве с учителем;

промыслы.

учитывать правило в

планировании и контроле

4

Домашние жи-

Конструирование.

способа решения; осуще-

вотные и птицы.

Природный материал.

ствлять итоговый и поша-

Проект «Дере-

говый контроль по ре-

венский двор».

зультату; адекватно

1

   Новый ГОД.

Аппликация из яичной

воспринимать оценку

скорлупы.

учителя.

2

Строительство.

Полуобъёмная пластика.

3

В доме. Проект

Игрушки на основе

«Убранство

помпона.

избы».

3

Народный

Плетение, шитьё.

костюм.

Человек и вода

3

Рыболовство.

Изонить, природные

Осуществлять итоговый и

(3 часа).

Проект «Аква-

материалы.

пошаговый контроль по

риум».

результату; адекватно

воспринимать оценку

учителя.

Человек и

1

Птица счастья.

Оригами.

Принимать и сохранять

воздух (3 часа).

учебную задачу; учиты-

вать правило в планиро-

вании и контроле способа

2

Использование

Конструирование.

решения; осуществлять

ветра.

итоговый и пошаговый

контроль по результату;

адекватно воспринимать

оценку учителя.

Человек и

1

Книгопечатание.

Изготовление книжки-

Принимать и сохранять

информация

ширмы.

учебную задачу;

(3 часа).

учитывать выделенные

2

Поиск инфор-

Работа на компьютере.

учителем ориентиры

мации в Интер-

действия в новом учеб-

нете.

ном материале в сотруд-

ничестве с учителем.

Заключение

1

Подведение

Выставка изделий.

Чувство прекрасного и

(1 час).

итогов за год.

эстетические чувства на

основе знакомства с тра-

дициями своего народа и

других народов России;

способность к самооцен-

ке на основе критерия

успешности учебной дея-

тельности.

Резервные уроки

1

(1часа)

Итого:

34 ч

Сквозные виды работ

Наблюдения

Наблюдения за пластическими свойствами теста. Сравнение с пластилином.
Продольные и поперечные волокна бумаги.

Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность).
Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.

Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и

изнаночная сторона ткани.

Сравнение швейных игл по внешнему виду.

Сравнение пуговиц по внешнему виду (форма, материал, из которого они сделаны).
Знакомство с некоторыми физическими свойствами технических моделей.

Беседы
Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами
о происхождении иглы, пуговицы, материалов; о народном искусстве, народных праздниках, обычаях.

Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроке: о доисторических
животных, мифических существах и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Ученик научится:

Ученик получит

возможность научиться:

- называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;        

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;         

- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;         

- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.         

- уважительно относиться к труду людей; 

- понимать культурно-историческую цен-ность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;        

- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать  замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте; 

- демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).         

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Ученик научится:

Ученик получит

I

возможность научиться:

- на основе полученных представлений о много-

- отбирать и выстраивать оптимальную

образии материалов, их видах, свойствах, про-

технологическую последовательность реа-

исхождении, практическом применении в жизни

лизации собственного или предложенного

осознанно подбирать доступные в обработке

учителем замысла;

материалы для изделий по декоративно-

- прогнозировать конечный практический ре-

I

художественным и конструктивным свойствам в

зультат и самостоятельно комбинировать

соответствии с поставленной задачей;

художественные технологии в соответст-

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств

вии с конструктивной или декоративно-

освоенных материалов оптимальные и доступные

художественной задачей.

технологические приёмы их ручной обработки при

разметке деталей, их выделении из заготовки,

формообразовании, сборке и отделке изделия;

эконономно расходовать используемые материалы;

- применять приёмы безопасной работы ручными

инструментами: чертежными (линейка, угольник,

циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);

- выполнять символические действия моделиро-

вания и преобразования модели и работать с

простейшей технической документацией: распо-

знавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять

разметку с опорой на них; изготавливать плоско-

стные и объемные изделия по простейшим чер-

тежам, эскизам, схемам, рисункам.

        

        

        Конструирование и моделирование

Ученик научится:

Ученик получит

возможность научиться:

- анализировать устройство изделия: выделять

- соотносить объемные конструкции, осно-

детали, их форму, определять взаимное распо-

ванные на правильных геометрических фор-

ложение, виды соединения деталей;

мах, с изображениями их разверток;

- решать простейшие задачи конструктивного

- создавать мысленный образ конструкции с

характера по изменению вида и способа соеди-

целью решения определенной конструктор-

нения деталей: на достраивание, придание но-

ской задачи или передачи определенной худо-

вых свойств конструкции, а также другие доступ-

жественно-эстетической информации, во-

ные и сходные по сложности задачи (в том числе

площать этот образ в материале.

в интерактивных средах на компьютере);

- изготавливать несложные конструкции изделий

по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,

образцу и доступным заданным условиям (в том

числе в интерактивных средах на компьютере).

Практика работы на компьютере

Ученик научится

Ученик получит

возможность научиться

- соблюдать безопасные приёмы труда, пользо-

- пользоваться доступными приёмами рабо- 

ваться персональным компьютером для воепро-

ты с готовой текстовой, визуальной, звуко-

изведения и поиска необходимой информации в

вой информацией в сети Интернеm, а также

ресурсе компьютера, для решения доступных

познакомиться с доступными способами её

конструкторско- технологических задач;

получения, хранения, переработки.

- использовать простейшие приёмы работы с

готовыми электронными ресурсами: активиро-

вать, читать информацию, выполнять задания;

- создавать небольшие тексты, иллюстрации к

устному рассказу, используя редакторы текстов

и презентаций.

        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Во втором классе продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии во втором классе являются:
-  овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;

 -  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-  формирование умения планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 -  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-  освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметны и результатами изучения технологии во втором классе являются:

 -  доступные         по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда,         об культуры труда;

 -  приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приёмами

        ручной обработки материалов, усвоение         правил техники безопасности;

        

- элементарные умения предметно-преобразовательной области;

- знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий;

- элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во втором классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: 
- чёткость, полнота и правильность ответа;

- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом

характеристикам;

- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

         - целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным пара метрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием. Отметка складывается из критериев: аккуратность выполнения работы; соблюдение технологии процесса изготовления изделия; качество. Отметка выставляется по пятибалльной шкале со второй четверти второго класса.

Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные
пособия:

1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.8. Технология. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.

2. Технология. Электронное приложение к учебнику (СО). 2 класс. / Роговцева Н.И.,
Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М.: Просвещение, 2012.

3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Рабочая тетрадь. Технология.
2 класс. - М.: Просвеще
ние, 2012.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.

Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38 часов). Программа составлена на основе авторских программ Цирулик Н.А., планиро...

Рабочая программа по предмету "Технология", 4 класс.

Программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по учебнику Т.Н.Просняковой....

Рабочая программа по предмету "Технология" 4 класс

Рабочая программа по предмету "Технология" в соответствии ФГОС      Программа "школа России" 4 класс...

Рабочая программа по предмету «Технология» 4 класс УМК «Школа России»

Пояснительная записка.Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г.  N 260-ФЗ), федерального компонента г...

рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс

рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс...

Рабочая программа Учебного предмета «Технология», 1 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы « Технология» автор: Т.М. Рагозина, И.Б. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 2 класс

Программа  разработана на основе программы О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой и др. «Технология»  (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Прим...