Рабочая программа по предмету «Технология» для 2 класса
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме
Пояснительная записка по предмету "Технология" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_tehnologiya.docx | 59.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для 2 класса на 2016-2017 учебный год разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования по технологии и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.Л. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы».
Цели изучения предмета «Технология»:
- приобретение личного опыта как основы познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям
труда.
Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и
социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами других народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позициям других;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как
продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструктивной деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно- конструктивной деятельности;
- формирование знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование
(умение составлять план и применять его для решения учебной задачи), прогнозирование
(предсказывание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию, оценку;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации
в словарях и библиотеке.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального
курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.
Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определен «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое
предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими (способами работы) технологических
операций разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими
человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников
для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной
деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать
необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития
детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных
детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные
при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с
именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования и формации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путём интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как работать с учебником | 1 |
2 | Человек и земля | 22 |
3 | Человек и вода | 3 |
4 | Человек и воздух | 3 |
5 | Человек и информация | 3 |
6 | Заключение | 1 |
7 | Резервные уроки | 1 |
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)
Наименование | Часы | Содержание | Вид работы | Универсальные |
разделов | программного | учебные действия | ||
и тем I Всего | материала | |||
часов | ||||
Как работать | 1 | Введение. | Знакомство с учебни- | Анализировать и сравни- |
с учебником | Материалы и | ком и рабочей тетра- | вать учебник и рабочую | |
(1 час). | инструменты. | дью, условными обо- | тетрадь; использовать | |
значениями, критерия- | знаково-символические | |||
ми оценки изделия по | средства. | |||
разным основаниям. | ||||
Человек и земля | 1 | Земледелие. | Практическая работа. | Принимать и сохранять |
(22 часа). | Выращивание лука. | учебную задачу; | ||
4 | Посуда. Проект | Плетение, лепка. | учитывать выделенные | |
учителем ориентиры | ||||
«Праздничный | Папье-маше. | действия в новом учеб- | ||
стол». | ном материале в сотруд- | |||
4 | Народные | Аппликация, лепка. | ничестве с учителем; | |
промыслы. | учитывать правило в | |||
планировании и контроле | ||||
4 | Домашние жи- | Конструирование. | способа решения; осуще- | |
вотные и птицы. | Природный материал. | ствлять итоговый и поша- | ||
Проект «Дере- | говый контроль по ре- | |||
венский двор». | зультату; адекватно |
1 | Новый ГОД. | Аппликация из яичной | воспринимать оценку | |
скорлупы. | учителя. | |||
2 | Строительство. | Полуобъёмная пластика. | ||
3 | В доме. Проект | Игрушки на основе | ||
«Убранство | помпона. | |||
избы». | ||||
3 | Народный | Плетение, шитьё. | ||
костюм. | ||||
Человек и вода | 3 | Рыболовство. | Изонить, природные | Осуществлять итоговый и |
(3 часа). | Проект «Аква- | материалы. | пошаговый контроль по | |
риум». | результату; адекватно | |||
воспринимать оценку | ||||
учителя. | ||||
Человек и | 1 | Птица счастья. | Оригами. | Принимать и сохранять |
воздух (3 часа). | учебную задачу; учиты- | |||
вать правило в планиро- | ||||
вании и контроле способа | ||||
2 | Использование | Конструирование. | решения; осуществлять | |
ветра. | итоговый и пошаговый | |||
контроль по результату; | ||||
адекватно воспринимать | ||||
оценку учителя. | ||||
Человек и | 1 | Книгопечатание. | Изготовление книжки- | Принимать и сохранять |
информация | ширмы. | учебную задачу; | ||
(3 часа). | учитывать выделенные | |||
2 | Поиск инфор- | Работа на компьютере. | учителем ориентиры | |
мации в Интер- | действия в новом учеб- | |||
нете. | ном материале в сотруд- | |||
ничестве с учителем. | ||||
Заключение | 1 | Подведение | Выставка изделий. | Чувство прекрасного и |
(1 час). | итогов за год. | эстетические чувства на | ||
основе знакомства с тра- | ||||
дициями своего народа и | ||||
других народов России; | ||||
способность к самооцен- | ||||
ке на основе критерия | ||||
успешности учебной дея- | ||||
тельности. | ||||
Резервные уроки | 1 | |||
(1часа) | ||||
Итого: | 34 ч |
Сквозные виды работ
Наблюдения
Наблюдения за пластическими свойствами теста. Сравнение с пластилином.
Продольные и поперечные волокна бумаги.
Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность).
Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.
Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и
изнаночная сторона ткани.
Сравнение швейных игл по внешнему виду.
Сравнение пуговиц по внешнему виду (форма, материал, из которого они сделаны).
Знакомство с некоторыми физическими свойствами технических моделей.
Беседы
Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами
о происхождении иглы, пуговицы, материалов; о народном искусстве, народных праздниках, обычаях.
Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроке: о доисторических
животных, мифических существах и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; - анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; - организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. | - уважительно относиться к труду людей; - понимать культурно-историческую цен-ность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте; - демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Ученик научится: | Ученик получит | I |
возможность научиться: | ||
- на основе полученных представлений о много- | - отбирать и выстраивать оптимальную | |
образии материалов, их видах, свойствах, про- | технологическую последовательность реа- | |
исхождении, практическом применении в жизни | лизации собственного или предложенного | |
осознанно подбирать доступные в обработке | учителем замысла; | |
материалы для изделий по декоративно- | - прогнозировать конечный практический ре- | I |
художественным и конструктивным свойствам в | зультат и самостоятельно комбинировать | |
соответствии с поставленной задачей; | художественные технологии в соответст- | |
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств | вии с конструктивной или декоративно- | |
освоенных материалов оптимальные и доступные | художественной задачей. | |
технологические приёмы их ручной обработки при | ||
разметке деталей, их выделении из заготовки, | ||
формообразовании, сборке и отделке изделия; | ||
эконономно расходовать используемые материалы; | ||
- применять приёмы безопасной работы ручными | ||
инструментами: чертежными (линейка, угольник, | ||
циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла); | ||
- выполнять символические действия моделиро- | ||
вания и преобразования модели и работать с | ||
простейшей технической документацией: распо- | ||
знавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять | ||
разметку с опорой на них; изготавливать плоско- | ||
стные и объемные изделия по простейшим чер- | ||
тежам, эскизам, схемам, рисункам. |
Конструирование и моделирование
Ученик научится: | Ученик получит |
возможность научиться: | |
- анализировать устройство изделия: выделять | - соотносить объемные конструкции, осно- |
детали, их форму, определять взаимное распо- | ванные на правильных геометрических фор- |
ложение, виды соединения деталей; | мах, с изображениями их разверток; |
- решать простейшие задачи конструктивного | - создавать мысленный образ конструкции с |
характера по изменению вида и способа соеди- | целью решения определенной конструктор- |
нения деталей: на достраивание, придание но- | ской задачи или передачи определенной худо- |
вых свойств конструкции, а также другие доступ- | жественно-эстетической информации, во- |
ные и сходные по сложности задачи (в том числе | площать этот образ в материале. |
в интерактивных средах на компьютере); | |
- изготавливать несложные конструкции изделий | |
по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, | |
образцу и доступным заданным условиям (в том | |
числе в интерактивных средах на компьютере). |
Практика работы на компьютере
Ученик научится | Ученик получит |
возможность научиться | |
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользо- | - пользоваться доступными приёмами рабо- |
ваться персональным компьютером для воепро- | ты с готовой текстовой, визуальной, звуко- |
изведения и поиска необходимой информации в | вой информацией в сети Интернеm, а также |
ресурсе компьютера, для решения доступных | познакомиться с доступными способами её |
конструкторско- технологических задач; | получения, хранения, переработки. |
- использовать простейшие приёмы работы с | |
готовыми электронными ресурсами: активиро- | |
вать, читать информацию, выполнять задания; | |
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к | |
устному рассказу, используя редакторы текстов | |
и презентаций. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Во втором классе продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии во втором классе являются:
- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметны и результатами изучения технологии во втором классе являются:
- доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об культуры труда;
- приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приёмами
ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- элементарные умения предметно-преобразовательной области;
- знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий;
- элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во втором классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом
характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным пара метрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием. Отметка складывается из критериев: аккуратность выполнения работы; соблюдение технологии процесса изготовления изделия; качество. Отметка выставляется по пятибалльной шкале со второй четверти второго класса.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные
пособия:
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.8. Технология. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
2. Технология. Электронное приложение к учебнику (СО). 2 класс. / Роговцева Н.И.,
Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М.: Просвещение, 2012.
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Рабочая тетрадь. Технология.
2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.
Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38 часов). Программа составлена на основе авторских программ Цирулик Н.А., планиро...
Рабочая программа по предмету "Технология", 4 класс.
Программа содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков по учебнику Т.Н.Просняковой....
Рабочая программа по предмету "Технология" 4 класс
Рабочая программа по предмету "Технология" в соответствии ФГОС Программа "школа России" 4 класс...
Рабочая программа по предмету «Технология» 4 класс УМК «Школа России»
Пояснительная записка.Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г. N 260-ФЗ), федерального компонента г...
рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс
рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс...
Рабочая программа Учебного предмета «Технология», 1 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы « Технология» автор: Т.М. Рагозина, И.Б. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология» 2 класс
Программа разработана на основе программы О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой и др. «Технология» (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Прим...