Рабочая программа Технология 3 класс Школа России Е. А. Лутцева
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, ценностные ориентиры учебного предмета, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2015-2016_tehnologiya_rabochaya_programma_luttseva_3_klass_rybkina_t._a.docx | 68.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Технология» 3 класс 2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Примерных программ начального общего образования» (Москва «Просвещение» 2014г.), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по технологии Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой. (Москва «Просвещение», 2014г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа соответствует требованиям ФГОС НОО.
ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.
Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно - культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его собственная предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Такая среда является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной и духовной культурой, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться. Эта же среда является для младшего школьника условием формирования всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и пр.).
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально - практической деятельности ученика, что в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате на уроках технологии могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению, формироваться социально-ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Цели изучения курса технологии:
- развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка),
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности,
- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи курса:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий,
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции —процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа
рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отраженных в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических т универсальных учебных действий.
Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала:
В 3-м классе основная форма практической работы — простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления.
В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов.
Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа)лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко придуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания.
Материал учебников и рабочих тетрадей представлен таким образом, что позволяет учителю на основе учебных тем составить программу внеурочного кружка (факультатива), а дополнительные образцы изделий изучаемых тем позволяют закрепить изученное, самосовершенствоваться получать удовольствие от продолжения понравившейся на уроках работы, повышать самооценку, видя положительный и качественный результат своей работы.
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Это сегодня гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Для этого необходимо развивать у учеников способность к рефлексии своей деятельности, умение самостоятельно идти от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение сформулировать проблему, наметить пути её решения, выбрать один их них, проверить его и оценить полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится таким образом, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённых знаний и умений.
Результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на открытие и освоение программных технологических операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых далее изделий, помогают наглядно, практически искать оптимальные технологические способы и приёмы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Совместно с учащимися оценивается:
- качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов, работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения;
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач (рубрика «Конструкторско-технологические задачи» в 3—4 классах), активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к культуре своей страны и других народов обеспечиваются созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением учащихся в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и на внеурочных занятиях.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Начиная со 2 класса, дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии — его назначении, выборе конструкции, художественных материалов, инструментов, определении рациональных приёмов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного.
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям)',
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение технологии в 3-м классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 35 ч: (35 учебных недель).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
- с математикой – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
- с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;
- с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
- с литературным чтением – работа с тестами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и реальных жизненных ситуациях (умение применять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установление аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).
Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии, усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирование и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Планируемые результаты изучения предмета
Обучающиеся научатся:
- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);
- отбирать картон с учётом его свойств;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (шило);
- экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
- рассказывать об основных источниках информации;
- рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;
- называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
- называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
- рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
- соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
- включать и выключать компьютер;
- использовать приёмы работы с дисководом и электронным диском;
- использовать приёмы работы с мышью;
- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
- осуществлять проектную деятельность: собирать информацию о создаваемом изделии, выбирать лучший вариант, проверять изделие в действии;
- создавать образ конструкции с целью разрешения определённой конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
- использовать приёмы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
Содержание учебного предмета
1. Вспомним и обсудим (1час)
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.) разных народов России (на примере 2-3 народов).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
2. Практика работы на компьютере (2часа)
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода вы вода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint.
3. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (Мастерская скульптора, мастерская рукодельниц) (15часов)
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материала: разметка деталей ( на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (открывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
4. Конструирование и моделирование. (Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора. Мастерская кукольника). (17 часов)
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр. Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока, раздела | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Планируемая дата | Фактическая дата |
Вспомним и обсудим (1час) | ||||
1 | Вспомним и обсудим. | Планируют практическую работу и работает по составленному плану. С помощью учителя находят наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступают в беседу и обсуждение на уроке. Выявляют и формулирует учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). Сотрудничают в малых группах; учатся положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. | 02.09 | |
Практика работы на компьютере (2часа) | ||||
2 | Знакомимся с компьютером. | Выполняют предлагаемые задания в паре, группе; самостоятельно делают простейшие обобщения и выводы. Определяют с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Воспитание и развитие желания трудиться, уважительно относиться к чужому мнению. Понимание особенности работы с компьютером. Слушают учителя и одноклассников, высказывает свое мнение. Работают по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты). Сотрудничают в совместном решении проблемы, ищут нужную информацию, перерабатывает ее. Объясняют свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности. | 09.09 | |
3 | Компьютер – твой помощник. | 16.09 | ||
Мастерская скульптора (6 часов) | ||||
4 | Как работает скульптор. | С помощью учителя: наблюдают и сравнивают различные рельефы, скульптуры по сюжетам, назначению, материалам; Внимательно рассматривают и анализируют простые по конструкции образцы и находит адекватные способы работы по их воссозданию; Открывают новые знания. Изготавливают изделия с опорой на рисунки, инструкции, схемы. Проверяют изделия в действии, корректируют конструкцию и технологию изготовления. Формируют готовность к труду и саморазвитию. Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делают выбор способов реализации предложенного или собственного замысла, самостоятельно определяют и объясняют свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | 23.09 | |
5 | Скульптуры разных времен и народов. | 30.09 | ||
6 | Статуэтки. | 07.10 | ||
7 | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? | 14.10 | ||
8 | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? (продолжение работы). | 21.10 | ||
9 | Конструируем из фольги. | С помощью учителя: исследуют свойства фольги, сравнивают способы обработки фольги. Самостоятельно: анализируют образцы изделий с опорой на схему; Отбирают необходимые материалы для изделия, обосновывают свой выбор; Планируют практическую работу и работают по составленному плану. Оценивают свою работу и работу одноклассников. | 28.10 | |
Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) ( 9 часов) | ||||
10 | Вышивка и вышивание. | Самостоятельно: -анализируют образцы изделий с опорой на памятку(конструктивные особенности и технология изготовления); -организовывают рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; -наблюдают и сравнивают разные вышивки, строчку косого стежка и ее вариант «Болгарский крест». - Планируют практическую работу и работают по составленному плану. - Отбирают необходимые материалы для изделия, обосновывают свой выбор; - Оценивают свою работу и работу одноклассников. | 11.11 | |
11 | Строчка петельного стежка. | 18.11 | ||
12 | Пришивание пуговицы. | Принимают и сохраняют учебную задачу. С помощью учителя: -наблюдают и сравнивают разные способы пришивания пуговиц; -открывают новые знания; - оценивают свою работу и работу одноклассников. | 25.11 | |
13 | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Принимают и сохраняют учебную задачу. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Самостоятельно: анализируют образцы изделий с опорой на схему; Планируют практическую работу и работают по составленному плану. Отбирают необходимые материалы для изделия, обосновывают свой выбор; Договариваются и помогают одноклассникам в совместной работе. Оценивают свою работу и работу других. | 02.12 | |
14 | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» (продолжение работы). | 09.12 | ||
15 | История швейной машины. | Самостоятельно: -анализируют образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления); -организовывают рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; -наблюдают и сравнивают свойства тонкого синтетического трикотажа и ткани; -соотносят изделие с лекалами деталей; - отбирают необходимые материалы для изделия, обосновывают свой выбор; - оценивают свою работу и работу одноклассников. | 16.12 | |
16 | Секреты швейной машины. | 23.12 | ||
17 | Футляры. | Знакомятся с профессиями, учатся уважать труд мастеров. Самостоятельно: анализируют образцы изделий с опорой на схему; Отбирают необходимые материалы для изделия, обосновывают свой выбор; Планируют практическую работу и работают по составленному плану. Оценивают свою работу и работу одноклассников. | 13.01 | |
18 | Наши проекты. Подвеска. | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Принимают и сохраняют учебную задачу. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Самостоятельно: -анализируют образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления); -организовывают рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия. Планируют практическую работу и работают по составленному плану. Отбирают необходимые материалы для изделия, обосновывают свой выбор; Договариваются и помогают одноклассникам в совместной работе. Оценивают свою работу и работу других. С помощью учителя: -наблюдают и обсуждают особенности изделий сложной конструкции (развертка пирамид); делают выводы о наблюдаемых явлениях; -подбирают технологию изготовления сложной конструкции (с помощью чертежных инструментов). | 20.01 | |
Мастерская инженеров - конструкторов, строителей, декораторов ( 6 часов) | ||||
19 | Строительство и украшение дома. | Внимательно рассматривают и анализируют простые по конструкции образцы и находят адекватные способы работы по их воссозданию; С помощью учителя: -наблюдают и сравнивают, обсуждают конструктивные особенности, материалы и технологию изготовления; -отделяют известное от неизвестного; -открывают новые знания и умения решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (расслоение гофрокартона, его резание, соединение деталей из разных материалов). | 27.01 | |
20 | Объем и объемные формы. Развертка. | Удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи. Используют полученные знания и умения в схожих ситуациях; организовывают рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; отбирают необходимые материалы для изделия, обосновывают свой выбор; декорируют объемные геометрические формы известными способами; наблюдают и сравнивают плоские и объемные геометрические фигуры, конструктивные особенности узлов макета машины; анализируют образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления); решают конструкторско-технологические задачи через наблюдение, обсуждение, пробные упражнения(понятие «развертка», «развертки» и их чертежи; находят и соотносят развертки и их чертежи. | 03.02 | |
21 | Подарочные упаковки. | 10.02 | ||
22 | Декорирование(украшение ) готовых форм. | 17.02 | ||
23 | Конструирование из сложных разверток. | 24.02 | ||
24 | Модели и конструкции. | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Принимают и сохраняют учебную задачу. Договариваются и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Самостоятельно: -анализируют образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления); -организовывают рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; Планируют практическую работу и работают по составленному плану. Отбирают необходимые материалы для изделия, обосновывают свой выбор; Договариваются и помогают одноклассникам в совместной работе. Оценивают свою работу и работу других. С помощью учителя: Наблюдают и обсуждают конструктивные особенности деталей набора «Конструктор» и изделий ,изготовленных из этих деталей. | 02.03 | |
Мастерская инженеров - конструкторов, строителей, декораторов (6 часов) | ||||
25 | Наши проекты. Парад военной техники. | Открывают новые знания и умения решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (виды деталей, их назначение, отвертка и гаечный ключ, приемы работы с ними, подвижное и неподвижное соединение планок и узлов из планок), делают выводы о наблюдаемых явлениях. Создание композиций, строящихся на основе полученных знаний умений и навыков. Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 09.03 | |
26 | Наша родная армия. | 16.03 | ||
27 | Художник-декоратор. | Извлекают информацию из прослушанного объяснения, удерживают цель деятельности до получения ее результата. Самостоятельно: -анализируют образцы изделий с опорой на памятку (конструктивные особенности и технология изготовления); -организовывают рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; Планируют практическую работу и работают по составленному плану. Отбирают необходимые материалы для изделия, обосновывают свой выбор; копируют или создают свои формы цветов в технике "квиллинг"; изготавливает изображения в технике "изонить"по рисункам и схемам. Договариваются и помогают одноклассникам в совместной работе. Оценивают свою работу и работу других. Создание композиций, строящихся на основе полученных знаний умений и навыков. | 30.03 | |
28 | Филигрань и квиллинг. Знакомство с понятием "декоративно-прикладное искусство", понятиями "филигрань","квиллинг". | 06.04 | ||
29 | Изонить. | 13.04 | ||
30 | Художественные техники из креповой бумаги. | 20.04 | ||
Мастерская кукольника (5 часов) | ||||
31 | Что такое игрушка? | Самостоятельно: -анализируют образцы изделий с опорой на памятку(конструктивные особенности и технология изготовления); -организовывают рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; планируют практическую работу и работают по составленному плану. Отбирают необходимые материалы для изделия, обосновывают свой выбор; Договариваются и помогают одноклассникам в совместной работе. Оценивают свою работу и работу других. С помощью учителя: -наблюдают и сравнивают народные и современные игрушки, театральные куклы, их место изготовления, назначение, конструктивно-художественные особенности, материалы и технологии изготовления; - наблюдают и сравнивают конструктивные особенности и технологии изготовления кукол из носков и перчаток, кукол-неваляшек; -открывают новые знания и умения, решают конструкторские задачи через пробные упражнения (возможности вторичного использования домашних предметов - изготовление новых полезных изделий; подвижный механизм марионетки, грузила для неваляшки; -изготавливают изделия с опорой на рисунки и схемы; -проверяют изделие в действии; корректируют конструкцию и технологию изготовления. Подводят итоги работы за год. Используют освоенные знания и умения для решения предложенных задач. | 27.04 | |
32 | Театральные куклы. Марионетки. | 04.05 | ||
33 | Игрушка из носка. | 11.05 | ||
34 | Кукла-неваляшка. Проверка знаний и умений. Итоговый урок. | 18.05 | ||
35 | Проверка знаний и умений. Итоговый урок. | 25.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Авторская программа по технологии Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение» 2014
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь – М., Просвещение, 2014.
- электронное приложение к курсу Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П «Технология».
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. - М., Просвещение, 2014
- Лутцева Е.А. Комплекты демонстрационных таблиц по технологии для начальной школы. М., Варсон – 2014
Интернет-ресурсы.
- Электронная версия газеты «Начальная школа». - Режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/index.php Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). - Режим доступа: http://nsc.lseptember.ru/urok index.php?SubjectID= 150010
- Сайт «Начальная школа»
- Уроки творчества: искусство и технология в школе. - Режим доступа: http://www.it-n.ru communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib
- ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id, 1275
- Технология. Начальная школа. - Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm
Технические средства обучения:
- Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальной школы Протокол заседания №____ от «____»_____________2015г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________Н.Ф. Гембель «___»__________2015г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"
Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....
Рабочая программа. Технология. УМК «Школа России»
1.Роль и место дисциплины в образовательном процессе.Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологиче...
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочие программы 2 класс "Школа России". Технология, ИЗО, музыка
Рабочие программы 2 класс "Школа России". Технология, ИЗО, музыка. Календарно-тематическое планирование...
ТЕХНОЛОГИЯ, рабочая программа, 2 класс, "Школа России"
Рабочая программа и пояснительная записка по предмету ТЕХНОЛОГИЯ, программа "Школа России", 2 класс...