Технология
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

План конспект урока по технологии

Программа «Школа России», Лутцева Е. А., Зуева Т. П.

 

Тема урока: Узелковое плетение. Изделие «Браслет»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока по технологии

Программа «Школа России», Лутцева Е. А., Зуева Т. П.

         Тема урока: Узелковое плетение. Изделие «Браслет»

Тип урока:  урок изучения новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель: Познакомить учащихся с историей узелкового плетения; учить приемам выполнения одинарного и двойного плоских узлов,

Задачи  предметные – познакомятся с историей узелкового плетения; освоят приемы выполнения одинарного
и двойного плоских узлов; научатся изготовлять изделие в технике узелкового плетения – макраме.

Планируемые результаты: личностные УУД – проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – умений принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия

познавательных – умений извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, организовывать творческое пространство, подготавливать рабочее место к работе;

коммуникативных –  умений обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.

 

Оборудование урока: учебник, презентация

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

I. Организационный момент

1 мин

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Готовятся к уроку

Фронтальная

II.Актуализация знаний

1 мин

– На прошлом уроке вы научились вязать морские узлы, большинство которых используют не только в морском деле и быту. А знаете ли вы технику узелкового вязания,
с помощью которой изготавливают великолепные салфетки, панно, шторы и многое другое? Эта техника узелкового плетения называется «макраме». Познакомимся с ней сегодня на уроке

Слушают учителя, отвечают
на вопросы,

формулируют тему урока

Фронтальная

III. Изучение

нового материала

10 мин

Презентация « Узелковое плетение. Макраме».

1-7 слайды:

1 слайд. Истории плетения.

История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети. Считается, что искусство плетения узелков происходит из Китая и Японии, но плетенные изделия были найдены и в других странах, например в египетских пирамидах, им более четырех тысяч лет.

У древних народов по-разному завязанные узлы являлись еще и способом накопления и передачи информации. У инков существовала узелковая письменность, которую можно расшифровать по форме, цвету, размеру и взаимному расположению различных узелков.

Родоначальниками макраме считают моряков, более пяти тысячелетий назад, когда первый парусный корабль был немыслим без верёвок, которыми крепились мачты, поддерживались паруса.

Ко времени рассвета парусного флота в морском деле насчитывалось более 500 узлов. Моряки кроме узлов в своей работе использовали много различных, практически необходимых плетений.
Вы знаете, что большинство различного рода плетений и орнаментов из верёвки придумали моряки, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.  Ведь в старое время плавание парусников длилось годами. И чтобы сократить время свободное от вахты - мы занимались рукоделием.

2-3 слайды. Макраме. 

Вид рукоделия, основанный на плетении узелков, называется - макраме.

Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. В макраме, как и в других видах рукоделия, существует огромный простор для фантазии и проявления творческих способностей. Используя только несколько основных узлов, можно создать изумительные по красоте изделия.

Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название.

4 слайд. Приспособления    для    плетения.

Для плетения вам нужны будут некоторые приспособления.

Полумягкая подушка. Можно использовать также спинку от мягкого стула. Подушку для плетения можно сделать и наклонной.

Швейные булавки с головками, канцелярские зажимы, ножницы, сантиметровая лент.

5 слайд. Материалы для плетения.

Плести можно из любой нити или веревки. Важно только, чтобы она была туго скручена. В этом случае отчетливо видна фактура узла, а плетеное изделие хорошо сохраняет свою форму и выглядит красиво. В настоящее время для плетения применяют бельевую и пеньковую веревку, шелковый, льняной и синтетический шнур, а также шнур шторный, рыболовный, шпагат, сутаж.

 6 слайд. Декоративные элементы.

Плетеные изделия часто украшают деревянными или керамическими бусами, шарами, цветными нитями. Момент введения как декоративного, так и конструктивного элемента (полка, шар, ручка, пряжка и т. д.) в плетение очень важен. Поэтому заранее надо обдумать способ его крепления.

7 слайд. Подготовительная работа.

1. Замер запястья с помощью сантиметровой ленты;

2. Расчёт расхода материалов;

3. Крепление на кольце.

Способы навеса нитей.

Способ  – «замочек налицо».

 8 слайд. Инструкционные карты. Двойной плоский узел. 

Завязывать узлы из веревок – занятие интересное и увлекательное. Мы с вами учимся пока  вязать самые простые узлы, затем вы уже самостоятельно, если вам понравится этот вид рукоделия, научитесь завязывать те, что сложнее, а потом освоите и удивительно хитроумные. Иначе говоря, изучите азбуку узлов, чтобы в дальнейшем строить из них любые комбинации, создавая собственные неповторимые плетеные изделия.

1. Техника плетения;

2. Вплетение элементов декора с помощью специального приспособления;

3. Крепление узла в завершении работы.

9 слайд. Браслеты

Теперь вы самостоятельно научитесь плести двойной плоский  узел.  

Выполнить дизайнерскую работу, изготовить изделие, используя двойной плоский узел.

Работу можете выполнять творчески, вплетая выбранные элементы декора.

Повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

        Учитель: Любая работа должна приносить только пользу и положительные  эмоции, поэтому важно помнить о санитарно-гигиенических требованиях и соблюдать правила техники безопасности во время работы.

        10 слайд.         Санитарно-гигиенические требования:

Учащиеся:

- Необходимо, чтобы положение тела было правильным при выполнении работы: сидеть необходимо удобно, опираясь на спинку стула, ноги должны упираться в пол.

- Стараться работать с небольшими перерывами.

- Не работать при плохом освещении – свет должен падать слева и сверху.

Правила техники безопасности при работе с ножницами:

Учащиеся:

-  Ножницы располагаются на столе с правой стороны;

-  Класть ножницы сомкнутыми лезвиями;

- Передавать ножницы, кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.

Внимательно слушают учителя, стараясь запомнить ход работы.

Отвечают на заданные учителем вопросы.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

IV. Физкультминутка

2 мин

А перед работай нам надо размяться. Все встаем (видео).

Выполнять движения

Фронтальная

V. Самостоятельная творческая работа

15-20 мин

Теперь вы должны самостоятельно научиться плести этот узел.  

Выполнить дизайнерскую работу, изготовить изделие, используя двойной плоский узел.

Работу можете выполнять творчески, вплетая выбранные элементы декора.

       Текущий инструктаж – целевые обходы.

        Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе за положением рук, положением нитей во время работы, контролирует выполнение узлов рабочей нитью, правильное натяжение узелковой нити.

       Учитель, при необходимости, оказывает индивидуальную помощь.

Учащиеся работают индивидуально или в паре, оказывая помощь тем, у     кого возникают проблемы в выполнении задания, показывая приёмы плетения.

В процессе работы учащиеся осуществляют самоконтроль и контроль качества выполняемых работ другими учащимися.

Слушают и поэтапно выполняют практическое задание

Индивидуальная

VI.Выставка

Итог урока

7 мин

Подведение итогов

Большинство из вас впервые осваивает приемы плетения пока простых узлов макраме. Хочется отметить, что большинство из вас справились с практическим заданием хорошо, выполнили работу аккуратно, с нужной плотностью.

Выставление оценок, их аргументация.

Проверка понимания полученной информации каждым обучающимся

Фрональная

VII.Рефлексия

3 мин

Анализ урока.

Итак, беседуя с вами, наблюдая за вашей работой на уроке, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия. В технике макраме вы сможете, по желанию, выполнить и свой творческий проект. Чтобы оценить ваши работы назначим экспертную группу из тех ребят, которые уже справились с работой и привели рабочее место в порядок. 

Показ лучших работ.

Производят самооценку.

Индивидуальная

VIII.Домашнее задание

1 мин

Тем, кто не закончил работу, доплести браслет.

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....