Рабочая программа по курсу "Технология" 2 класс. УМК "Школа России"
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Хлебак Любовь Анатольевна
Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана в соответствии с авторской программой Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2014./

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_2.docx48.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по  технологии  для  2 класса разработана на основе примерной Программы начального общего образования (базовый уровень) с учётом требований федерального компонента государственного  стандарта общего образования и в соответствии с авторской программой Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой  «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2014./

I.  НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИАЦИЮ ПРОГРАММЫ:

     - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года №1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ, включая приказ Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017г №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и  Российской Федерации  от 5 марта  2004г № 1089»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ;

 -Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам  начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 (в редакции);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 (в редакции );  

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и учебных помещений»;

-  Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”(с изменениями);

-Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 года № 72-кз «Об образовании» (с изменениями);

  Приказ Министерства образования Ставропольского края от 24 июля 2014 года №784- пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных организаций Ставропольского края, реализующих программы начального общего, основного и среднего общего образования»;

II.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова.  Уроки технологии.2 класс.
  2. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение технологии во  2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, 34 недели.

IV.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (170 ч)

Художественная мастерская (9 ч.)

Что ты уже знаешь?

Повторение знаний и умений, полученных в 1 классе.

Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам. Изготовление изделий в технике оригами.

Самостоятельно:

- организовывать рабочее место;

- узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в 1 классе;

наблюдатьсравнивать и называть различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности;

применять ранее освоенное для выполнения практического задания.

С помощью учителя:

- анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

отбирать необходимые материалы для композиций;

изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки;

Оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);

обобщать (называть) то новое, что освоено

Зачем художнику знать о тоне, форме и размере?

Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, форма и размер. Подбор семян по тону, по форме. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план из двух предложенных. Самостоятельная разметка по шаблону. Наклеивание семян на картонную основу.

Изготовление композиций из семян растений.

Самостоятельно:

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном(рационально размещать материалы и инструменты);

наблюдать, сравнивать природные материалы по форме и тону;

анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

осуществлять контроль по шаблону.

С помощью учителя:

классифицировать семена по тону, по форме;

сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (влияние тона деталей и их сочетаний на общий вид композиции);

- делать выводы о наблюдаемых явлениях;

составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

-отбирать необходимые материалы для композиций;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

-осуществлять контроль по шаблону;

-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);

-обобщать (называть) то новое, что освоено;

- бережно относиться к окружающей природе, к труду мастеров

Какова роль цвета в композиции?

Знакомство со средством художественной выразительности –цветом.

Цветовой круг, цветосочетания. Упражнение по подбору близких по цвету и контрастных цветов. Использование цвета в картинах художников. Разметка деталей по шаблону. Использование линейки в качестве шаблона. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов.

Самостоятельно:

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном(рационально размещать материалы и инструменты);

наблюдать, сравнивать природные материалы по форме и тону;

анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

осуществлять контроль по шаблону.

С помощью учителя:

классифицировать семена по тону, по форме;

сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (влияние тона деталей и их сочетаний на общий вид композиции);

- делать выводы о наблюдаемых явлениях;

составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

-отбирать необходимые материалы для композиций;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

-осуществлять контроль по шаблону;

-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);

-обобщать (называть) то новое, что освоено;

- бережно относиться к окружающей природе, к труду мастеров

Самостоятельно:

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

наблюдать, сравнивать различные цветосочетания, композиции;

анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

осуществлять контроль по шаблону.

С помощью учителя:

отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (подбирать материал по цветосочетаемости, придавать объём деталям накручиванием на карандаш, складыванием);

- делать выводы о наблюдаемых явлениях;

составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

-отбирать необходимые материалы для композиций;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

-осуществлять контроль по шаблону;

-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);

-обобщать (называть) то новое, что освоено;

--обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников;

-искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

- бережно относиться к окружающей природе

Какие бывают цветочные композиции?

Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Композиции в работах художников. Упражнение по составлению разных видов композиций из листьев. Подбор цветосочетаний бумаги. Разметка деталей по шаблону.

Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Изготовление композиций разных видов.

Как увидеть белое изображение на белом фоне?

Средства художественной выразительности. Светотень. Сравнение плоских и объёмных геометрических форм. Упражнение по освоению приёмов получения объёмных форм из бумажного листа. Разметка нескольких одинаковых деталей по шаблону, придание объёма деталям, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Изготовление рельефных композиций из белой бумаги.

  1. Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?

Введение понятия «симметрия». Упражнение по определению симметричных( и несимметричных) изображений и предметов. Знакомство с образцами традиционного искусства, выполненными в технике симметричного вырезания. Разметка симметричных деталей складыванием заготовок в несколько слоёв и гармошкой, разметкой на глаз, наклеивание на фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей.

Самостоятельно:

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном(рационально размещать материалы и инструменты);

наблюдать, сравнивать различные цветосочетания, композиции;

анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

осуществлять контроль по шаблону.

отбирать необходимые материалы для композиций

С помощью учителя:

-сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (понятие «симметрия», ось симметрии, проверка симметричности деталей складыванием);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

-осуществлять контроль по шаблону;

-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции);

-обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников;

-искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

-обобщать (называть) то новое, что освоено;

- бережно относиться к окружающей природе.

Можно ли сгибать картон? Как?

Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Освоение биговки. Упражнения по выполнению биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам деталей.

Наши проекты. Африканская саванна.Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение конструкции силуэтов животных, технологий изготовления из деталей.распределение работы внутри групп с помощью учителя. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы.

Изготовление изделий сложных форм в одной тематике

Самостоятельно:

-соотносить картонные изображения животных и их шаблоны;

анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном(рационально размещать материалы и инструменты);

осуществлять контроль по шаблону.

отбирать необходимые материалы для композиций.

С помощью учителя:

-использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях;

-сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (биговка, получение объёмной формы деталей);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

-проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию;

-обобщать (называть) то новое, что освоено;

-выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе;

-искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

-осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

Как плоское превратить в объёмное?

О многообразии животного мира, формах клювов и ртов разных животных. Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. Упражнение по изготовлению выпуклой детали клюва. Разметка детали по половине шаблона. Закрепление умения выполнять биговка. Выбор правильных этапов плана из ряда предложенных.

Изготовление изделий с использованием вышеуказанного приёма получения объёма с разметкой по половине шаблона.

Как согнуть картон по кривой линии?

О древних ящерах и драконах. Мифология и сказки. Криволинейное сгибание картона.

Пробное упражнение по освоению приёма получения криволинейного сгиба. Закрепление умения выполнять биговку. Разметка деталей по половине шаблона. Точечное наклеивание деталей. Составление собственного плана и его сравнение с данным в учебнике. Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме.

Чертёжная мастерская (7 ч.)

Что такое технологические операции и способы?

Введение понятия «технологические операции». Знакомство с основными технологическими операциями ручной обработки материалов и способами их выполнения. Задание подобрать технологические операции и способы их выполнения предложенным готовым изделиям. Знакомство с технологической картой. Самостоятельное составление плана работы. Складывание бумажных полосок пружинкой. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.

Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой.

Самостоятельно:

-использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей);

анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

осуществлять контроль по шаблону.

отбирать необходимые материалы для композиций.

С помощью учителя:

-сравнивать конструкции и технологии изготовления изделий из одинаковых и разных материалов,находить сходства и различия;

отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

выполнять работу по технологической карте;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

-обобщать (называть) то новое, что освоено.

Что такое линейка и что она умеет?

Введение понятия «линейка – чертёжный инструмент». Функциональное назначение линейки, разновидности линеек. Проведение прямых линий, измерение отрезков по линейке. Измерение сторон многоугольников. Контроль точности измерений по линейке. Подведение итогов, самоконтроль по предложенным вопросам. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.

Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур.

Самостоятельно:

-организовывать рабочее место для работы с бумагой (рационально размещать материалы и инструменты);

отбирать необходимые материалы для композиций.

С помощью учителя:

-сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

-осваивать умение работать линейкой (измерять отрезки, проводить прямые линии, проводить линию через две точки, строить отрезки заданной длины);

-сравнивать результаты измерений длин отрезков;

отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

осуществлять контроль по линейке;

оценивать результаты работы (точность измерений);

-обобщать (называть) то новое, что освоено.

Что такое чертёж и как его прочитать?

Введение понятия «чертёж». Линия чертежа: основная, толстая, тонкая, штрихпунктирная с двумя точками. Чтение чертежа. Изделия и их чертежи. Построение прямоугольника от одного прямого угла. Изготовление изделия по его чертежу. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам.

Самостоятельно:

анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

осуществлять контроль по шаблонам;

отбирать необходимые материалы для изделий.

С помощью учителя:

-сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

- сравнивать изделия и их чертежи;

отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения (понятие «чертёж», линии чертежа – контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу, угольник, приёмы работы угольником, циркуль, приёмы работы циркулем, понятия «круг», «окружность», «дуга», «радиус»);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

-осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей;

составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

выполнять работу по технологической карте;

-осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю;

-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

-проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления;

-обобщать (называть) то новое, что освоено.

-искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

-уважительно относиться к людям труда и результатам их труда;

-осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Знакомство с народным промыслом плетения изделий из разных материалов. Знакомство с понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел. Ремёсла родного края учеников. Знакомство с приёмом разметки прямоугольника от двух прямых углов. Разметка одинаковых бумажных полосок. Упражнение по разметке полосок из бумаги.

Закрепление умения чтения чертежа. Плетение из бумажных полосок. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление деталей с плетёными деталями.

Можно ли разметить прямоугольник по угольнику?

Введение понятия «угольник – чертёжный инструмент». Функциональное назначение угольника, разновидности угольников. Контроль прямого угла в изделиях прямоугольной формы. Измерение отрезков по угольнику. Порядок построения прямоугольника по угольнику. Закрепление умения чтения чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам.

Можно ли без шаблона разметить круг?

Введение понятий: «циркуль - чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Функциональное назначение циркуля, его конструкция. Построение окружности циркулем. Откладывание радиуса окружности заданного радиуса. Контроль размера радиуса с помощью циркуля и линейки. Упражнение в построении окружностей. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля.

Мастерская Деда мороза и Снегурочки.

Знакомство с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и её чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки.

Проверим себя.

Проверка знаний и умений по теме.

Конструкторская мастерская (10ч.)

Какой секрет у подвижных игрушек?

Введение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение. Упражнение в пользовании шилом, прокалывание отверстий шилом. Шарнирное соединение деталей по принципу качения детали. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали.

Самостоятельно:

анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель;

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

осуществлять контроль по шаблону, линейке, угольнику.

С помощью учителя:

-сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления

классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям);

отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

- отбирать необходимые материалы для изделий;

выполнять работу по технологической карте;

-осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю;

-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

-проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления;

-обобщать (называть) то новое, что освоено.

-искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

- уважительно относиться к людям разного труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др.

Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?

Введение понятий «разборная конструкция», «неразборная конструкция». Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения изготовления шарнирного механизма по принципу вращения. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения.

Ещё один способ сделать игрушку подвижной.

Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения по изготовлению шарнирного механизма по принципу марионетки (игрушки «дергунчики»). Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки – «дергунчик».

Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Введение понятий «модель», «щелевой замок». Общее представление об истории освоения неба человеком. Основные конструктивные части самолёта. Разметка деталей по сетке. Сборка деталей модели щелевым замком. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком.

День Защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Общее представление об истории вооружения армией России в разные времена. О профессиях женщин в современной российской армии. Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделия на военную тематику (открытка со вставками)

Как машины помогают человеку?

Введение понятий «макет», «развёртка». Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины. Назначение машин. Сборка модели по её готовой развёртке. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление моделей машин по их развёрткам.

Поздравляем женщин и девочек.

Представление о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации, об открытках, истории открытки. Повторение разборных и неразборных конструкций. Получение объёма путём надрезания и выгибания части листа. Сравнение с ранее освоенным сходным приёмом. Использование ранее освоенных знаний и умений. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее освоенных знаний и умений.

Что интересного в работе архитектора?

Представление о работе архитектора, об архитектуре. Использование архитектором средств художественной выразительности. Познакомить с отдельными образцами зодчества.

Наши проекты.

Макет города. Работа в группах по 4-6 человек. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Обсуждение конструкций макетов зданий, технологий их изготовления. Изготовление деталей деревьев, кустарников и заборов складыванием заготовок. Работа с опорой на технологические карты. Обсуждение результатов коллективной работы.

Изготовление макета родного города или города мечты.

Проверим себя.

Проверка знаний и умений по теме.

Самостоятельно:

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);

осуществлять контроль по шаблонам, линейке, угольнику.

С помощью учителя:

-осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка с помощью чертёжных инструментов и др.);

-сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному назначению;

-работать в группе, исполнять социальные роли, осуществлять сотрудничество;

-обсуждать изделие, отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения, решатьконструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (получение сложных объёмных форм на основе известных приёмов складывания, надрезания, вырезания);

составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

выполнять работу по технологической карте;

-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, общей композиции макета);

-обобщать (называть) то новое, что освоено.

-выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе;

-осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

Рукодельная мастерская (8 ч.)

Какие бывают нитки. Как они используются?

Виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Происхождение шерстяных ниток- пряжи. Изготовление пряжи – прядение. Отображение древнего ремесла прядения в картинах художников. Изготовление колец для помпонов с помощью циркуля. Чтение чертежа. Изготовление помпона пряжи. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий, частью которых является помпон.

Какие бывают нитки. Как они используются?

Виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Происхождение шерстяных ниток- пряжи. Изготовление пряжи – прядение. Отображение древнего ремесла прядения в картинах художников. Изготовление колец для помпонов с помощью циркуля. Чтение чертежа. Изготовление помпона пряжи. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий, частью которых является помпон.

Самостоятельно:

-анализировать образцы изделий по памятке;

организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты);

осуществлять контроль по шаблонам и лекалам.

С помощью учителя:

наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов;

-классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены;

отделять известное от неизвестного,

-открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану;

выполнять работу по технологической карте;

-оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы);

-проверять изделие в действии;

-корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления;

-обобщать (называть) то новое, что освоено;

--искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых);

-уважительно относиться к труду мастеров;

-осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?

Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей. Поперечное и продольное направление нитей тканей. Лицевая и изнаночная сторона тканей. Способы соединения деталей из ткани. Нанесение клейстера на большую тканевую поверхность.

Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу.

Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»?

Вышивки разных народов. Их сходство и различия. Повторение понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками.

Строчка косого стежка и её варианты. Пробное упражнение в выполнении строчки косого стежка и крестика. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Канва – ткань для вышивания крестом.

Изготовление изделий с вышивкой крестом

Как ткань превращается в изделие? Лекало.

Введение понятия «лекало». Технологические операции изготовления изделий из ткани, их особенности. Особенности резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу. Сравнение технологий изготовления изделий из разных материалов. Корректировка размера лекала в соответствии с размером предмета, для которого изготавливается футляр. Пришивание бусины. Соединение деталей кроя изученными строчками.

Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками.

Проверим себя.

Проверка знаний и умений по теме.

Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 2 класс.

Учиться использовать освоенные знания и умения для решения предложенных задач.

Формы уроков: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование.

        

V.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общекультурные и обще-трудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

          Учащийся будет знать о (на уровне представлений):

  • Элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия);
  • Гармонии предметов и окружающей среды;
  • Профессиях мастеров родного края;
  • Характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

          Учащийся будет уметь:

  • Самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
  • Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
  • Выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
  • Самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
  • Применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.

          Учащийся будет знать:

  • Обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;
  • Названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
  • Происхождение натуральных тканей и их виды;
  • Способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
  • Основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
  • Линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
  • Название, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

          Учащийся будет уметь:

  • Читать простейшие чертежи (эскизы);
  • Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
  • Оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
  • Решать несложные конструкторско-технологические задачи;
  • Справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

Конструирование и моделирование.

          Учащийся будет знать:

  • Неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
  • Отличия макета от модели.

       Учащийся будет уметь:

  • Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
  • Определять способ соединения  деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами.

                                                   

                                              Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Кол-во часов

                                            Тема урока

      9

                             I  четверть

9

Художественная мастерская

1

Что ты уже знаешь? Изготовление изделий  из деталей, размеченных по шаблонам. Оригами.

2

Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Изготовление композиций из семян растений.

3

Какова роль цвета в композиции? Аппликация «Цветы»

4

Какие бывают цветочные композиции? Составление композиций из листьев и цветов.

5

Как увидеть белое изображение на белом фоне? Рельефная композиция из белой бумаги «Рыбка»

6

Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Композиция из симметричных бумажных деталей «Колобок»

7

Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты  «Африканская саванна»

8

Как плоское превратить в объемное? Изделия с выпуклыми деталями «Птица»

9

Как согнуть картон по кривой линии? Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы «Змей Горыныч»

8

                  II четверть

7

Чертежная мастерская

10

Что такое технологические операции и способы?

Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой «Лягушка»

11

Что такое линейка и что она умеет?

Построение прямых линий и отрезков. Измерение сторон геометрических фигур

12

Что такое чертеж и как его прочитать?

Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам «Открытка – сюрприз»

13

Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?

Изготовление изделий с плетёными деталями. Аппликация с плетением.

14

Можно ли разметить прямоугольник по угольнику?

Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам «Блокнотик для записей»

15

Можно ли без шаблона разметить круг?

Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля «Узоры в круге»

16

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.  Игрушки из конусов.

10

Конструкторская мастерская

17

Какой секрет у подвижных игрушек?

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали. «Игрушка-качалка»

10

  III  четверть

18

Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения.

19

Еще один способ сделать игрушку подвижной.

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки – «дергунчик»

20

Что заставляет вращаться пропеллер?

Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница)

21

Можно ли соединить детали без соединительных материалов?

Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком

22

День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии?

Изготовление открытки для папы.

23

Как машины помогают человеку?

Изготовление моделей машин по их развёрткам

24

Поздравляем женщин и девочек.

Изготовление поздравительных открыток к 8 Марта

25

Что интересного в работе архитектора?

Изготовление макета  города мечты.

26

Что интересного в работе архитектора?

Изготовление макета  города мечты.

8

Рукодельная мастерская

27

Какие бывают ткани?

Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона) Аппликация «Одуванчик»

7

    IY четверть

28

Какие бывают нитки? Как они используются?

Изготовление изделий, частью которых  является помпон. «Птичка»

29

Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?

Изготовление изделий, требующих наклеивания ткани на картонную основу. «Подставка»

30

Строчка косого стежка. Есть ли у нее «дочки»?

Изготовление изделий с вышивкой крестом  «Мешочек с сюрпризом»

31

Строчка косого стежка. Есть ли у нее «дочки»?

Изготовление изделий с вышивкой крестом «Мешочек с сюрпризом»

32

Как ткань превращается в  изделие? Лекало

Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками. «Футляр для мобильного телефона»

33

Как ткань превращается в  изделие? Лекало

Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками. «Футляр для мобильного телефона»

34

Что узнали, чему научились


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа по обучению грамоте ("Школа России")

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (207 ч)— Тематическое планирование по обучению грамоте:к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);к Прописям Н. А. Федосовой,...

Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")

МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа:  Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...

Рабочая программа по курсу "Я-гражданин России" 4 класс

Программа предназначена для элективного изучения...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...