Введение в образовательную программу. Вязание крючком.
план-конспект занятия по технологии (2 класс) на тему

Алексеева Нина Леонидовна

 Познакомить с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом творчества»

Тайгинского городского округа

«Введение в образовательную программу.

Вязание крючком»

(открытое занятие)

Составила:

Алексеева Нина  Леонидовна,

педагог дополнительного

образования

                                                           

2017 г.

Тема занятия: Введение в образовательную программу. Вязание крючком.

Цель занятия: развитие у учащихся интереса к вязанию через знакомство  с историей вязания крючком, инструментами и материалами для вязания крючком.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус.
  2. Развивать сенсорные и моторные навыки.
  3. Воспитывать любовь к рукоделию, дружелюбие, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Тип занятия:

  • по основной дидактической цели: урок изучения нового материала.
  • по основным этапам учебного процесса: первичного ознакомления с материалом, образования понятий, применения полученных правил на практике.
  • по основному способу их проведения: виртуальная экскурсия.

Возраст участников:7-9 лет

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  • инструменты, приспособления (крючки для вязания)
  • мультимедийный проектор, компьютер

Дидактическое обеспечение:

Конверты с пазлами, мультимедийная презентация.  

Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.  Уважаемые гости нашего занятия.

2. Изучение нового материала.

Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в музей. Не удивляйтесь. Именно в музей. Назвала его я «Музеем красоты». (слайд 1) 

Чтобы ходить по музею вы должны будете получить пропуск в каждый зал, то есть выполнить определенное задание. Прошу пройти вас в выставочный зал, где мы рассмотрим некоторые вязаные изделия. Обратите внимание на первый экспонат.  (слайд 2) Перед вами набор салфеток. Представьте, что вы накрыли стол этой замечательной салфеткой, налили чашку ароматного чая, открыли коробку любимых конфет и пригласили в гости друзей.  Время, проведенное в общении за этим столом, будет незабываемо.

(Слайд 3)А мы переходим к следующему экспонату.

Прихватки. Они украсят интерьер любой кухни. Мечта любой хозяйки.

(Слайд 4).Перед вами следующий экспонат - вязаные тапочки, которые вас согреют зимним вечером. 

(слайд 5) Мы переходим к следующему экспонату. Если родители не разрешают заводить вам домашних животных. Не переживайте.  Великолепный щенок на вашем столе поднимет вам настроение и будет вашим помощником в учебе.

(Слайд 6) Веселые смешарики могут выполнять разную функцию давайте вместе подумаем какую. Это и будет творческим заданием для перехода в следующий зал нашего музея.

Ответы детей.

(Игрушки, подставка под горячее, игольница, брелок и т.д.)

Мы закончили экскурсию по выставочному залу.

- Скажите, что объединяет все экспонаты представленные в выставочном зале.

Ответ: Они все связаны крючком.

- Как выдумаете, какая тема нашего занятия?

Ответ: Вязание крючком.(слайд 7)

Исходя из темы нашего занятия мы с вами, сегодня познакомимся:

  • с историей вязания крючком;
  • с инструментами, материалами и приспособлениями для вязания.

(слайд 8) Я продолжаю экскурсию по музею красоты и приглашаю вас пройти в исторический зал.

(слайд 9)Вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра - чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание.

(слайд 10) Мы подходим к следующему экспонату.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

(слайд 13)После крестовых походов на восток, где-то в IX (9) веке, вязание крючком проникло в Европу. В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев - вязаному берету - уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII (13) веку. Кстати вязание изначально было ремеслом исключительно для мужчин.

(Слайд 12)В 1589 году был изобретен первый вязальный станок.

И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками.

(Слайд 13) В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-е годы ХХ века.

На этом мы закончили экскурсию по историческому залу.

Для перехода в следующий зал выполним творческое задание: в конверте находятся детали пазла, это вид ДПТ, узоры которого напоминают узоры вязания крючком. Соберите пазл и узнаете, откуда были заимствованы узоры для вязания крючком.

Молодцы, правильный ответ: вышивка.

До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

Вы справились с заданием.

А мы проходим в зал «Рукодельницы», где представлены знаменитые люди, увлекающиеся этим замечательным видом рукоделия.

Вопрос: Кто из ваших знакомых увлекается вязанием крючком?

Ответы детей.

 (слайд 15)Давайте познакомимся с творчеством хорошо вам знакомых людей.

Джулия Робертс – актриса. Вот, что она говорит о вязании: «Вязание каким-то чудесным образом снимает стресс и делает женщину более умиротворенной».

(слайд 16) По-настоящему увлеклась вязанием и популярная актриса Екатерина Вилкова. По ее собственному признанию, ей доставляет наслаждение видеть, как из обычной пряжи выходит кофта или свитер. Ранее актриса увлекалась бисероплетением, теперь все ее свободное время занимает вязание.

(слайд 17) Елена Проклова также проводит время за рукоделием и с достоинством носит вещи собственного изготовления. Елена Игоревна знает множество техник вязания и с удовольствием вяжет шали, скатерти, покрывала. 

Оказывается, звезды телеэкрана имеют порой вполне земные увлечения. Они с упоением вяжут. И это вызывает уважение.

А сейчас следующее творческое задание для вас. Отгадайте при помощи чего можно создать вязаные шедевры.

Без рук,

Без ног,

Под лавку

Скок.

Ответ: Клубок ниток.

Инструмент бывалый-

Не большой не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижёт.

Ответ: Ножницы.

Помогаю я вязать

Кофточки, салфетки.

Мне не надо толковать,

Как связать пинетки.

Ответ: Вязальный крючок.

Молодцы с заданием справились. Прежде чем перейти в следующий зал немного отдохнем. Внимание на экран.

 (Слайд 20) Зал «Инструменты и материалы».

 (Слайд 21) Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые - из алюминия, пластмассы и дерева.

(Слайд 22) Основные детали вязального крючка это: головка, бородка и стержень. Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи.

(Слайд 23) Обратите ваше внимание на правильное положение крючка в руке. Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений - держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.

Попробуйте взять крючок в руки одним из представленных на слайде способов. Молодцы. Крючок научились держать. А с помощью чего мы будем вязать? (ответы детей) Правильно с помощью пряжи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Слайд 24) Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком - хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.

(Слайд 25) Шерстяная пряжа - натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

(Слайд 26) Лен считается самой крепкой пряжей. Он значительно легче, чем хлопок или шерсть впитывают влагу, и так же легко сохнет. Пряжа изо льна не садится и не вытягивается при стирке, не портится при высоких температурах. Правда,  лён сложно красить или выбеливать. Поэтому, чаще всего пряжа изо льна встречается естественных, серо-бежевых тонов.

(Слайд 27) Мохер – это шерсть ангорских коз. Она длинная, тонкая, прочная с шелковистым блеском. Натуральный цвет – чисто-белый. В пряже мохер чаще всего соединяют с синтетической или шерстяной нитью. В России подобную шерсть получают от оренбургских коз и вяжут из неё знаменитые оренбургские платки.

На этом сегодня мы закончим нашу экскурсию в музей.

4. Закрепление изученного материала.

Давайте вспомним, в каких выставочных залах музея вы сегодня побывали?

  1. Какие изделия можно связать крючком?
  2. Вязание изначально было ремеслом исключительно для кого?
  3. Кто из знаменитых людей увлекается вязанием?
  4. Какие инструменты и материалы понадобятся нам, чтобы научиться вязать?
  5. Крючки для вязания одной толщины или разной?

5  Рефлексия (слайд 28)

6. Итог урока.

А в заключение хотелось бы сказать, главное то, что создано с любовью и своими руками, будет всегда актуально. И мы с вами в дальнейшем научимся вязать много разных изделий, которые будут украшать вас и ваш интерьер в доме. Спасибо за занятие. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Введение в образовательную программу"

Конспект занятия на данную тему разработан педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Улемновой И.В.Целью данного занятия является ознакомление с основными направлениями р...

Введение в образовательную программу

Занятие для ознакомления детей с деятельностью творческого объединения научно-технической направленности....

Конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки»

План - конспект открытого занятия  (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки» + презентация.Цель: создание оптимальных условий для вк...

открытое занятие по теме: "Введение в образовательную программу.Веничек-оберег."

Конспект открытого занятия по теме: "Введение в образовательную программу.Веничек-оберег " как водное занятие для детей первого  года обучения, на котором дети учатся изготавливать веничек-оберег...

Дополнительная образовательная программа «Вязание на спицах»

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.Набор детей - св...