Технологическая карта урока по технологии на тему: "Малахитовая шкатулка"
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Саванчук Мария Николаевна

Технологическая карта урока по технологии на тему: "Малахитовая шкатулка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malahitovaya_shkatulka.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с содержанием понятий: поделочные камни, имитация, мозаика, с изделиями, созданными из поделочных камней, новой техникой работы с пластилином;

Задачи:

Учить технологии лепки слоями для имитации рисунка малахита, распределять роли и обязанности при выполнении проекта, рационально использовать материалы, определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика»; развивать умение выполнять работу в группах, самостоятельность; воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету

Тип урока

Освоение нового материала

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, груповая

Основные понятия и термины

Поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика, мастер по камню

Образовательные
ресурсы

· Работа с бумагой. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib

· Корн, И. Волшебный камень. – Режим доступа : http://stihidl.ru/?word=243805

Наглядно-демонстрационный
материал

· мультимедийная презентация по теме, образец изделия.

Оборудование

учебник, рабочая тетрадь; пластилин, стеки, доска подкладная, салфетка, пластиковые коробочки

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: познакомятся с содержанием понятий: поделочные камни, имитация, мозаика, с изделиями, созданными из поделочных камней, новой техникой работы с пластилином; овладеют технологией лепки слоями для имитации рисунка малахита; научатся распределять роли и обязанности при выполнении проекта, рационально использовать материалы, определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика».

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.); самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её; регулятивные – научатся организовывать свое рабочее место, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные – принимают участие в коллективных работах, работах группами; умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению, следить за действиями других участников совместной деятельности.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; умеют ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию другого»

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации
совзаимодей-

ствия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная,

психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– А вы знаете, есть такие полезные ископаемые, которые нужны нам лишь для того, чтобы украсить нашу жизнь, подарить нам хорошее настроение. Как вы думаете, о каких полезных ископаемых идет речь? Конечно, это драгоценные и поделочные камни. Познакомимся с ними сегодня на уроке и попробуем сымитировать их красоту
с помощью пластилина. А вот какой предмет мы сделаем, вы отгадайте сами.

Ответ: шкатулка.

Слушают
учителя

Фронтальная

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-ил-

люстративный рассказ «Поделочные камни».

Рассматривание

выставки изделий. Просмотр мультимедийной презентации

– Самоцветы известны человеку уже не менее семи тысячелетий. Первыми из них были аметист, горный хрусталь, янтарь, гранат, нефрит, яшма, кораллы, лазурит, жемчуг, серпентин, изумруд и бирюза. Самоцветы служили амулетами и талисманами, якобы защищавшими от враждебных сил их обладателя и приносившими ему счастье. Одни камни оберегали от зла, другие сохраняли здоровье, служили противоядием, спасали от чумы, вызывали милость владык или способствовали благополучному возвращению из плавания. Камни вдохновляли поэтов, сказочников на создание прекрасных произведений. Одно из них вы очень хорошо знаете. Это сказ П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Смотрят
презентацию, рассматривают выставленные изделия из поделочного камня; слушают учителя,
делятся впечатлениями
о просмотренных работах; анализируют информацию, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные: общеучебные – умеют извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, экспонат, модель, иллюстрация и др.),

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

Коммуникативные:

умеют слушать собеседника, инициативно сотрудничать в поиске информации.

 Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Беседа «Изумрудная зелень малахита».

Просмотр мультимедийной презентации

– Малахит… Что это за камень? Есть ли у нас на выставке изделия из него?

показывает учащимся слайды и дополняет информацию.

– Название «малахит» произошло от древнегреческого слова malakos – мягкий. Цвет малахита варьирует от сочного темно-зеленого до светлого бирюзово-зеленого. Непрозрачен, в мелких кристаллах просвечивает. Блеск матовый, бархатистый, у плисового – шелковистый. Особенно ценится малахит из медных месторождений на Урале близ Екатеринбурга – именно здесь добывался малахит для облицовки каминов, столешниц, пилястров и ваз Малахитового зала Зимнего дворца, а также колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Благодаря его привлекательной окраске, узору и хорошей полируемости широко используется при изготовлении кабинетных украшений: оснований настольных ламп, ваз, шкатулок, пепельниц и других изделий. Несмотря на невысокую твердость

и нестойкость, малахит и сегодня является одним из самых популярных ювелирных и декоративных камней.

Из него делают бусы, а также мелкие кабинетные украшения: шкатулки или подставки для подсвечников, часов, пепельницы и небольшие фигурки. При обработке малахита стараются максимально выявить декоративность камня. Особенно ценится глазчатый малахит с тонкими концентрическими кольцами – «павлиний глаз». Кто же превращает полезные ископаемые в предметы необыкновенной красоты? Профессия этих людей называется «мастер по камню». Работа этих людей трудна, требует огромного терпения, аккуратности. Это настоящие художники, создающие произведения искусства из камня.

Слушают
учителя,
рассматривают изделия, слайды; работают с учебником, анализируют ин-

формацию, делают выводы

Фронтальная

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.

Коммуникативные: умеют слушать учителя и од-

ноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации.

Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию,

проводить наблюдения; осознанно читают тексты

с целью освоения и ис-

пользования информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Беседа «Имитация малахита: технология лепки из пластилина слоями. Техника русской мозаики».

Работа

– Итак, мы с вами будем делать шкатулку. Что это за предмет? Для чего используется? (шкатулки используются для хранения ценных вещей, мелких предметов.) Чем отличаются шкатулки, изображенные на слайдах? (Разные материалы, дизайн.)

– Есть ли у вас желание самим сделать красивую шкатулку? (ДА) А у кого есть сейчас с собой малахит? (Нет) Что же делать?

А мы попробуем выполнить имитацию малахита из пластилина. Что такое «имитация»? У вас есть предположения, как можно сделать малахит?

предлагает рассмотреть слайд

Слушают учителя, рассматривают ил-

люстрации; анализируют информацию, делают выводы

Фронтальная

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; умеют наблюдать

Устные ответы

Физкультминутка

Проводит физкультминутку.

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Выполнение упражнений

III. Твор-

ческая практическая деятельность

Организация
рабочего места

Проверка организации рабочего места

Организуют свое рабочее место

Индивидуаль-

ная

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда. 

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью

Устные ответы

Беседа «Что мы будем делать?».

Показывает, что нужно делать. И дети по примеру делаю, так же.

помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способ изготовления заготовок, сборки изделия и его оформления.

Анализируют готовое изделие, ин-

формацию; слушают учителя, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы

Фронтальная

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Регулятивные: умеют определять цель задания, составлять алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание
с образцом, предложенным учителем, корректировать работу по ходу ее выполнения, самостоятельно оценивать

Устные ответы

Практическая работа

В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания

Выполняют задание

Групповая

Коммуникативные: принимают участие в коллективных работах, работах группами; умеют договариваться с партнерами
и приходить к общему решению.

Регулятивные: умеют составлять алгоритм выполнения задания, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 

Личностные: сориентированы на плодотворную

работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Изготовление «малахитовой

шкатулки» из пластилина -

IV. Выставка и презен-тация работ учащихся

Показ своей работы

В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность

и т. д.

Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают; слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов

одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Оценива-ние уча-щихся за работу

на уроке

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

– Организует беседу по вопросам:

Какой способ работы с пластилином вы освоили сегодня?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

Слушают
учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по технологии 4 класс

технологическая карта урока по технологии 4 класс. УМК "Школа России" . Критерии оценивания работы. Задания для детей...

Технологическая карта урока по технологии 4 класс по теме "Полезные ископаемые" Изделие "Малахитовая шкатулка" УМК "Школа России" (в соответствии с ФГОС)

На уроке учащиеся знакомятся с поделочными камнями, которые используются для создания декоративных изделий.Учащиеся проводят исследовательскую работу с предложенными учителем камнями и заполняют табли...

Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"

Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения Урок скульптуры для 1 класса по теме: «Украсим пасхальное яйцо»

Пояснительная записка      Одним  из  способов  реализации  воспитательной  составляющей  новых  стандартов является  организация...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения Урок скульптуры для 1 класса по теме: «Лепка из пластилина торта»

Пояснительная запискаЛепка из пластилина очень нравится детям. Этот материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Р...

Технологическая карта урока по технологии. Тема урока "Освоение техники оригами. Изделие "Птица счастья" УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ  Дата: 27.04.2022Школа: №95Класс: 2-3Урок: 4Время: 10:35-11:35                Каб...