Доклад: " Внеурочная деятельность, как одно из направлений развития школьника с ОВЗ ( ограниченными возможностями здоровья)"
статья по технологии на тему

Из опыта работы кружка: " Модульное оригами".

Скачать:


Предварительный просмотр:

         МБОУ «Осинская средняя общеобразовательная школа №1»

Доклад

Внеурочная деятельность, как одно из направлений развития школьника с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

        Выполнила: учитель СКК

                                                                                             Черняк Т.Б.

        

            Оса 2015

        « Истоки творческих способностей и дарований детей

                                                                  на кончиках их пальцев. От пальцев,образно говоря,

            идут тончайшие ручейки, которые питают источник                    

            творческой мысли. Другими словами: чем больше

             мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок".

        В.А.Сухомлинский.

( Слайд №2)

( Слайд №3) Мой педагогический стаж составляет 33 года. Из них 10 лет я работаю с детьми, которые обучаются по адаптированной программе школ VIII вида. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с нарушением интеллекта. Большая часть детей имеет диагноз - легкая умственная отсталость, но есть и дети с умеренной отсталостью. Для таких детей характерен низкий уровень развития мышления, нарушение внимания, низкий уровень речевого развития, страдает общая и мелкая моторика. Есть дети с плохим зрением, слухом. В умственной деятельности у таких детей проявляется инертность, заторможенность. Дети быстро устают, наблюдаются резкие перепады настроения. Детям с ОВЗ сложно адаптироваться в обществе, в новой обстановке, пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу. Поэтому, я считаю, что школа несет большую ответственность не только за обучение, а самое главное - за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества. Это возможно лишь путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность, которая объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Одним из главных направлений внеурочной деятельности являются кружки и спортивные секции.

Работать с детьми во внеурочное время, в технике « Модульное оригами», я начала в 2014-2015 уч. году. ( Слайд №4) Мне очень понравились первые фигурки, которые я сделала сама из бумажных модулей, и я решила научить этой технике ребят, которые заинтересовались этим творчеством. Каждый из вас делал фигурку из листа бумаги: кораблик, лодку, тюльпан, пилотку, кепку и.т.д. Всё это – оригами. ( Из одного листа, чаще из квадратного). Что же такое « модульное оригами»? ( В отличие от классического оригами, в процессе складывания используют несколько листов бумаги, каждый из которых складывается в модуль, а затем модули соединяются путём вкладывания их  друг в друга.) Кружок проводился 1 раз в неделю, длительность занятия - 1 час. Посещали кружок 15 человек. Возраст детей от 10 до 15 лет. Исходя из того, что я работаю с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, составляя программу кружка « Модульное оригами», я поставила перед собой следующие цели и задачи.                                                                                                                                                           ( Слайд №5) Цель: развивать познавательный интерес, творческие способности, формировать умения следовать устным инструкциям, применять знания межпредметной связи, обогащать словарный запас, профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок.                                                                                          ( Слайд №6) Задачи:

развивающие: - развитие внимания, памяти, логического мышления,      пространственного воображения;                                                                  - развитие мелкой моторики рук и глазомера;                                                  - развитие художественного вкуса, творческих способностей, фантазии детей воспитательные: - воспитание интереса к искусству оригами;

- расширение коммуникативных способностей детей;

- формирование культурного труда, аккуратности, эстетического вкуса, взаимопомощи, коллективизма, самостоятельности.

Образовательные : - расширить словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

- учить читать схемы.

Программа внеурочной деятельности по курсу «Модульное оригами» предусматривает развитие у детей изобразительных, художественных способностей. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение, не только увлекательны, но и познавательны. Чтобы у детей в начале занятия установился положительный эмоциональный настрой, мотив на успешный результат, использую различные психологические установки, в виде стихотворений, загадок, увлекательных формулировок, например:

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Посмотрите на рисунки. Какое солнышко вам нравится больше и почему? Или начинаю занятие со стихотворения:

                                     Модульное оригами – просто диво,

                                     Очень выглядит красиво!

                                     Модуль – раз и модуль – два!

                                     Получилась голова…

                                     Приходи скорей, учись

                                     И работать не ленись.

Или:

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

На занятиях использую такие формы и методы работы, как: конкурсы, викторины, игры, беседы, составление тематических композиций, отчёт детьми о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по схеме. Провожу с детьми индивидуальную работу, работа в группах, коллективная работа. С учётом возраста, особенностей здоровья, способностей детей, дифференцированно подхожу к выбору индивидуальных заданий. Часто самостоятельная работа сопровождается музыкальным фоном, показом видео, мультимедийных материалов, иллюстраций, работы по образцу. Практический метод использую при выполнении работ по схемам. Для создания рабочей, творческой атмосферы, стараюсь создать для каждого ребёнка ситуацию успеха (похвалить, подбодрить). Во время занятий напоминаю детям о правильной осанке, о правилах пользования ножницами, клеем, о поддержании своего рабочего места в чистоте и порядке. Для снятия усталости провожу физминутки, подвижные игры, упражнения для глаз, использую музыку для релаксации, снятия напряжения, так как некоторые дети бывают возбуждены, психически неуравновешенны. В конце занятия обязательно подводим итоги. Учу детей радоваться результатами не только своей работы, но и работами своих товарищей. Особое внимание уделяю созданию общей атмосферы дружбы, радости, чтобы школьная жизнь для детей была интересной, значимой. Занятия детям очень нравятся. Дети работают увлечённо, с азартом. ( Слайд №7) Они даже не замечают, как проходит время, отведённое для внеурочных занятий. У детей есть возможность сделать поделки не только для себя, но и делать оригинальные подарки для друзей и родных. Ребята рады своим успехам. Работа в кружке направлена на сплочённость коллектива, понимание своей значимости в общем деле. К концу учебного года дети стали больше сотрудничать между собой и объединяться друг с другом в микрогруппы ( Слайд № 8) во время занятий. Дети стали доброжелательны, отзывчивы, самостоятельны. У детей не остаётся свободного времени на плохие поступки, нарушение дисциплины. На свои мероприятия мы приглашаем родителей.Совместно с родителями было проведено следующее мероприятие: «Весенняя ярмарка», где родители с ребятами продавали консервированные заготовки, поделки и изделия, которые они выполнили на уроках трудового обучения, а также поделки, которые сделаны при посещении кружка «Модульное оригами». С моей воспитанницей – Замащиковой Ксенией ( Слайд № 9) мы принимали участие в районном конкурсе, многие дети принимали участие в школьных конкурсах. ( Слайд № 10) За участие в конкурсах есть грамоты.

Подводя итог, я хочу сказать, что огромное значение для детей с ОВЗ имеет внеурочная деятельность, в частности такая, как кружок «Модульное оригами». Для моих ребят – это основной мотив посещаемости школы, так как есть возможность проявить инициативу, самостоятельность, ответственность и открытость. За время проведенных занятий в кружке у детей формировалась усидчивость, умение работать в группах, взаимопомощь, аккуратность, эстетический вкус. Также на занятиях проводилась коррекция психических процессов: внимания, памяти, логического мышления, шла работа по улучшению восприятия, воображения. Шло развитие мелкой моторики рук. Во время занятий у детей формировались навыки пространственной ориентации, оригами стимулировало речевое развитие детей, активизировало мыслительные процессы, обогащало словарь, развивало глазомер, выполняло терапевтическую функцию: отвлекало детей от конфликтных ситуаций, снимало нервное напряжение, вызывало радостное ,приподнятое настроение, что особенно необходимо для детей с ОВЗ.( Слайды с №11-№25)

Мне хочется, чтобы мои воспитанники нашли себя в социуме, выросли настоящими людьми: дружными и творческими, любознательными и активными, выучились, получили профессию, работу, создали семью, были полноценными гражданами нашей страны. Я считаю, что частично этому способствует моя работа с детьми в кружке «Модульное оригами».

В дальнейшем я планирую продолжить работу по внеурочной деятельности по курсу «Модульное оригами». Я знаю, что от меня потребуются такие качества, как терпение, настойчивость, последовательность, способность не падать духом, особый педагогический такт. И, самое главное, огромная вера в детей, в их потенциальные возможности. Закончить своё выступление я хочу словами:

Не бойтесь дарить согревающих слов,

И добрые делать дела.

Чем больше в огонь

Вы положите дров,

Тем больше вернётся тепла.( Слайд № 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие внимания детей с ограниченными возможностями здоровья"

в статье рассказано об особенностях развития вниманиф у детей с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич)...

доклад на тему «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

доклад на тему "Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", представленный на педагогическиом совете и на МО учите...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Путь к грамотности"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк с учетом федерального компонента государственного стандарта начального об...

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.

Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию  детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....