Методические рекомендации по организации групповой и парной работы на уроках в начальных классах.
учебно-методический материал по технологии на тему

Сидорова Наталья Ивановна

Место и задачи групповой работы на уроке. Порядок групповой работы.Основные ошибки. Анализ групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации групповой и парной работы на уроках в начальных классах.

Место и задачи групповой работы на уроке.

  • Задача не может быть решена индивидуально.
  • Совместное обсуждение значительно ускоряет процесс поиска решения.
  • Специфика задания требует распределение операций.
  • Задание должно провоцировать интеллектуальный конфликт.
  • Задание должно иметь высокую степень сложности.

Группы могут различаться:

  • По типу работы: проектная, исследовательская, решение проблемы.
  • По теме работы.
  • По степени сложности (самоопределение ученика)

Порядок групповой работы:

  • Постановка проблемы.
  • Образование групп, распределение ролей в малых группах.
  • Групповой диалог.
  • Представление результатов обсуждения.
  • Межгрупповой диалог.
  • Подведение итогов.

Правила совместной работы:

  • Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
  • Работать по алгоритму (плану)
  • Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
  • Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы.
  • Каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Основные ошибки:

  • Формальность групповой работы.
  • Не выясняется, понятно ли задание.
  • Нет четкости в формулировках вопросов.
  • Не оговорено время работы.
  • Учитель сам дополняет модели и делает выводы.
  • Учитель выступает в роли оппонента, не давая, развернутся межгрупповому обсуждению.
  • Обсуждаются все варианты решения, даже если они однотипные.

Учителю на заметку.

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать
  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

Поведение учителя во время групповой работы.

Учитель может:

  • Контролировать
  •  Организовывать
  •  Оценивать  работу
  •  Участвовать в работе группы
  •  Предлагать участникам разные варианты решений
  •  Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации

Памятка для организатора.

  • Проверить понимание задания.
  • Уяснить цель задания.
  • Составить план работы.
  • При индивидуальном поиске решения дать время подумать.
  • Обсуждение решения.
  • Оформление.
  • Проверка.

Анализ групповой работы.

  • Произошло  принятие задачи каждым ребенком?
  • Целесообразным было проведение групповой работы с целью решения поставленной задачи?
  • Удалось детям быстро собраться в группы и распределить обязанности?
  • Следили организаторы групп за тем, чтобы были представлены все точки зрения, а не только мнение «сильных» учащихся?
  • Возникали у учащихся проблемы с организацией работы групп?
  • Заботилась группа о том, чтобы каждый ее участник мог озвучить результат совместной работы?
  • На чем делали акцент дети при обсуждении результатов групповой работы? Чем она была для них полезна?

Материалы для самообразования:

  • А.В. Воронцов, В.Е. Чудинова «Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова (глава 7. Учебное сотрудничество. Издательство Рассказов, Москва, 2004г)
  • Е.М.Кондратюк, И.Н. Толмачева. З.И.Шилкунова. «Урок в системе развивающего обучения (особенности организации групповой работы). Центр психологии и методики развивающего обучения, 2002г»
  • Журнал «Завуч» №2, 2003г.
  • Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994.
  • Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.
  • Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988
  • Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000

Правила работы в парах - Ирина Сергеевна Епанчинцева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"

В данной презентации представлены правила организации групповой и парной работы учащихся на уроках, в условиях внедрения ФГОС....

Применение образовательной технологии групповой и парной работы на уроках в начальной школе

Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Они практически всегда имеют партнеров по игре. Общение с ровесниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для ф...

Методические рекомендации по организации и проведению учебных игр на уроках английского языка в начальной школе.

Данные методические рекомендации посвящены методике организации и проведения учебных игр на уроках английского языка в начальной школе. Они могут оказать помощь учителям, работающим с младшими шк...

Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"

      Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мот...

Статья "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"

Важнейшей задачей учителя начальных классов сегодня является повышение качества и эффективности образовательной деятельности путем формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных резул...