Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"
статья (3 класс)

Максименко Елена Вячеславовна

        Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения.

Приоритетная цель современных учителей - научить детей учиться, т.е. способствовать  формированию самостоятельного  мышления, добывать и применять знания, приобретать навыки продуктивного общения и работы с информацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная школа № 3

«Организация групповой и парной работы

на уроках в начальной школе»

(Выступление на ГМО учителей начальных классов)

                                           Подготовила: 

                        Максименко Елена Вячеславовна

                         учитель начальных классов.

                           

 

                         2022г.        

Групповая и парная работа как способ формирования УУД.

        Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения.

Приоритетная цель современных учителей - научить детей учиться, т.е. способствовать  формированию самостоятельного  мышления, добывать и применять знания, приобретать навыки продуктивного общения и работы с информацией.

      Поэтому на уроках  в начальной школе реализуется работа в парах, в малых группах, и другие формы групповой работы. Что несомненно является основой для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий, умения принять понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к иной точке зрения.

Преимущества групповой работы

• грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;

• формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;

• в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;

• учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

• у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);

• для решения большинства задач необходима работа всей группы;

• какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;

• улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

• не дает возможности спрятаться, задействованы все;

• вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;

• совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Группы бывают разные…

Функции учителя

        Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

 Функции учителя сводятся к следующему:

• объяснение цели предстоящей работы;

• комплектование групп;

• комментарий к заданиям для групп;

•Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым

прийти на помощь, но только по просьбе группы.

• Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание.

•Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание.  

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

 1. Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала по группам.

 2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения), подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Групповую форму работы можно применять на разных уроках.

       Дети, работая группами: решают, составляют задачи, ищут наиболее рациональный способ решения, составляют план произведения, инсценируют, готовят коллективный пересказ, пишут продолжение рассказа, разгадывают кроссворды, головоломки.        

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке.

      Работу в парах можно вводить с первого класса.

Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения:

1. При разговоре смотри на собеседника

2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам

3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.

Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д.

Следующий этап – научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идёт обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чём я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.). Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.

При организации работы в парах можно использовать такие приемы как «Взаимные диктанты», «Работа по вопросникам».

При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребёнка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует детей не отвлекаться и общаться только по теме урока.

            Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

В заключение особо отметим: в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут закреплены простейшие формы общения. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"

В данной презентации представлены правила организации групповой и парной работы учащихся на уроках, в условиях внедрения ФГОС....

Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...

Методические рекомендации по организации групповой и парной работы на уроках в начальных классах.

Место и задачи групповой работы на уроке. Порядок групповой работы.Основные ошибки. Анализ групповой работы....

Применение образовательной технологии групповой и парной работы на уроках в начальной школе

Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Они практически всегда имеют партнеров по игре. Общение с ровесниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для ф...

«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся».

laquo;Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся»....

Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся.

   Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой...

Статья "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"

Важнейшей задачей учителя начальных классов сегодня является повышение качества и эффективности образовательной деятельности путем формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных резул...