«Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС в начальной школе».
статья

Юможапова Оксана Юрьевна

Современная школа стремится к тому, чтобы образование стало более интерактивным и ориентированным на развитие навыков сотрудничества у детей. Одним из эффективных способов достижения этой цели является организация групповой и парной работы в образовательном процессе. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в начальной школе такой подход становится особенно актуальным и нужным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_v_parah.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС в начальной школе».

Современная школа стремится к тому, чтобы образование стало более интерактивным и ориентированным на развитие навыков сотрудничества у детей. Одним из эффективных способов достижения этой цели является организация групповой и парной работы в образовательном процессе. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в начальной школе такой подход становится особенно актуальным и нужным.

Цели и задачи групповой и парной работы

Групповая и парная работа способствует развитию у учащихся критического мышления, коммуникативных и социально-эмоциональных навыков. Основными целями такого подхода являются:

1. Формирование навыков сотрудничества и командной работы: Учащиеся учатся работать в команде, эффективно общаться и принимать решения совместно.

2. Развитие самостоятельности: Дети становятся более независимыми, обучаясь самостоятельно находить решения, делиться своими мыслями и результатами.

3. Повышение уровня усвоения материала: Активное взаимодействие с одноклассниками позволяет глубже понять учебный материал, укрепить знания и умения.

Формы групповой и парной работы

Существует множество форм организации групповой и парной работы. Важно подбирать их в зависимости от целей урока и особенностей учеников.

1. Парная работа

Парная работа отлично подходит для формирования взаимодействия между учениками. Дети могут работать вместе над заданием, обсуждать свои идеи, решать задачи и помогать друг другу. Основные преимущества парной работы:

- Личное общение: Дети могут более открыто и свободно делиться своими мыслями и чувствами.

- Краткосрочные задания: Быстрое взаимодействие позволяет эффективно работать в рамках урока.

2. Групповая работа

Групповая работа включает в себя более широкую форму взаимодействия, когда учащиеся объединяются в группы для выполнения более комплексных заданий. Это может быть проектная работа, исследование, выполнение творческих заданий и т. д. Она может быть организована следующим образом:

- Группы по интересам: Учащиеся сами выбирают темы, которые им интересны, и объединяются по интересам.

- Ротация ролей: Каждый учащийся выполняет различные роли внутри группы (например, руководитель, секретарь, докладчик), что развивает лидерские качества.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе:

1. По желанию.

2. Случайным образом.

3. По определенному признаку.

4. По выбору «лидера».

5. По выбору педагога.

При использовании на уроке групповой работы учеников важно выработать определенные правила поведения как для работы в самой группе, так и для соблюдения общего порядка в классе. Например:

1.        Работать дружно.

2.        Уважать мнение всех членов группы.

3.        Не согласен – предлагай!

4.        Работать тихо, чтобы не мешать другим.

Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу; улучшается психологический климат в классе, групповая работа способствует развитию толерантности, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Иногда разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

Стратегии организации групповой и парной работы

Успешная организация групповой и парной работы требует от учителя продуманных стратегий:

- Четкие инструкции: Учитель должен заранее объяснить, что требуется от участников, какие задачи необходимо решить и как будет происходить оценка.

- Динамическое формирование групп: Группы можно менять от урока к уроку, чтобы ученики могли поработать с разными одноклассниками и обогатить свой опыт.

- Использование технологий: Внедрение цифровых инструментов (например, онлайн-платформ для совместной работы) может упростить процесс и сделать его более интерактивным.

Поддержка учителя

Важным аспектом эффективной групповой и парной работы является поддержка со стороны учителя. Он должен быть фасилитатором, который:

- Наблюдает за работой групп и в случае необходимости вмешивается, подсказывает и направляет.

- Стимулирует дискуссии, помогает находить альтернативные решения и формулировать выводы.

- Обеспечивает доступ к необходимым ресурсам и материалам.

Оценивание результатов

Оценивание работы групп и пар требует особого подхода. Учителю важно разработать критерию, которые учитывают как индивидуальные, так и командные достижения. Учащиеся должны понимать правила оценивания и видеть, как их усилия влияют на общий результат.

Заключение

Внедрение групповой и парной работы в начальной школе в условиях ФГОС открывает новые горизонты для развития учащихся. Этот подход не только улучшает усвоение материала, но и формирует важные социальные навыки, так необходимые в современном обществе. При правильной организации и поддержке со стороны учителя групповая работа становится мощным инструментом обучения, который вдохновляет и мотивирует детей на дальнейшее образовательное развитие.

Приведем примеры групповой работы на уроках русского языка

Тема: «Типы текстов. Закрепление» 4 класс

На уроке закрепления по теме «Типы текстов» ведётся работа в 6 группах. С помощью опорных слов группы составляют предложения на тему «Осень». 1 – 2 группы – текст-повествование на тему «Осень пришла», 3-4 группы – текст-описание на тему «Осенний лес», 5-6 группы – текст-рассуждение на тему «За что я люблю осень». Составив три текста и соединив их в один, получается единый текст на тему «Осень», который можно использовать на уроках развития речи при написании сочинений.

Опорные слова для групп:

1 и 2 группы:  текст-повествование

Сентябрь, небо, облака, ветерок, воздух, листья, трава.

птичьи песни, лесные жители, дожди, прохлада

3 и 4 группы: текст-описание

Берёза, осина, дуб, клён, оранжевые, жёлтые, багровые, пёстрая метель

листья горят, разноцветный ковёр

5 группа:  текст-рассуждение- За что я люблю осень?

русский лес, яркие краски, за что я люблю…, солнечные деньки

6 группа:

удивительное время года, листопад, настроение, прогулка

На уроке русского языка повторения темы «Состав слова» используется вид групповой работы «Снежный ком». Он состоит из трёх этапов: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Первый этап работы по учебнику (индивидуальный).

Работа по учебнику

Упражнение 1 – поиск слов, образованных суффиксальным способом, (отработка умения находить и выделять суффиксы в словах). Учитель может предложить ученикам записывать сначала слово, от которого образовалось найденное слово, а потом выделять суффиксы. Выполняется фронтально, письменно. Запись:

ёлка (к//оч) – ёлочка, листок (ок//оч) – листочек;

трава – травинка; берёза – берёзка; осина – осинка

Второй этап (работа в парах)

Упражнение 3 – отработка умения образовывать слова по заданной модели. Выполняется в парах, письменно. Во время проверки ученики должны называть способ образования слов первой группы (приставочно-суффиксальный) и слов второй группы (суффиксальный), определить, что обозначают все вновь образованные слова (признак предмета), на какой вопрос отвечают (какой?), как называются (имена прилагательные).

Третий этап (работа в группах)

1. Найти в каждой группе слов лишнее, т.е. отличающееся от других слов группы по своему составу. Учитель подсказывает ученикам, что это задание связано с изучаемой темой. Возможные группы слов:

I группа – забег, заплыв, закон, запуск (лишнее слово – закон, в нем нет приставки);

II группа –чайник, кофейник, молочник, веник (лишнее слово веник, в нем нет суффикса, оно, в отличие от других слов не образовано суффиксальным способом);

III группа – посмотрит, победит, подумает, погрустит (лишнее слово победит, в нем нет приставки, оно не образовано приставочным способом);

IV группа – косточка, шапочка, звёздочка, ленточка (лишнее слово шапочка, единственное слово, образованное не с помощью суффикса –очк-, а с помощью суффикса –к- (к//оч) от слова шапка.

Каждая группа записывает оставшиеся три слова и разбирает их по составу.

Таким образом, технология организации парной и групповой работы школьников создаёт благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке и во внеурочной деятельности, где ребёнок овладевает навыками самостоятельной работы, становясь в позицию исследователя. Результативность опыта: - положительная динамика в развитии познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности; - рост интереса и мотивации учащихся к предметам, развитие творческих способностей; - повышение самостоятельности выполнения работ; - способность обучающихся к самоанализу; - сформированность практических навыков сотрудничества; - активное включение детей в исследовательскую деятельность.

Список литературы

 

1.        А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО «Развитие личности»,1998

2.        А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

3.        С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997

4.        И.В.Носова. Особенности работы в малых группах – «Начальная школа плюс до и после»,№6 – 2004 г., стр. 69


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"

В данной презентации представлены правила организации групповой и парной работы учащихся на уроках, в условиях внедрения ФГОС....

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому...

Методические рекомендации по организации групповой и парной работы на уроках в начальных классах.

Место и задачи групповой работы на уроке. Порядок групповой работы.Основные ошибки. Анализ групповой работы....

Применение образовательной технологии групповой и парной работы на уроках в начальной школе

Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Они практически всегда имеют партнеров по игре. Общение с ровесниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для ф...

Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"

      Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мот...

Статья "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"

Важнейшей задачей учителя начальных классов сегодня является повышение качества и эффективности образовательной деятельности путем формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных резул...