«Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС в начальной школе».
статья
Современная школа стремится к тому, чтобы образование стало более интерактивным и ориентированным на развитие навыков сотрудничества у детей. Одним из эффективных способов достижения этой цели является организация групповой и парной работы в образовательном процессе. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в начальной школе такой подход становится особенно актуальным и нужным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС в начальной школе».
Современная школа стремится к тому, чтобы образование стало более интерактивным и ориентированным на развитие навыков сотрудничества у детей. Одним из эффективных способов достижения этой цели является организация групповой и парной работы в образовательном процессе. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в начальной школе такой подход становится особенно актуальным и нужным.
Цели и задачи групповой и парной работы
Групповая и парная работа способствует развитию у учащихся критического мышления, коммуникативных и социально-эмоциональных навыков. Основными целями такого подхода являются:
1. Формирование навыков сотрудничества и командной работы: Учащиеся учатся работать в команде, эффективно общаться и принимать решения совместно.
2. Развитие самостоятельности: Дети становятся более независимыми, обучаясь самостоятельно находить решения, делиться своими мыслями и результатами.
3. Повышение уровня усвоения материала: Активное взаимодействие с одноклассниками позволяет глубже понять учебный материал, укрепить знания и умения.
Формы групповой и парной работы
Существует множество форм организации групповой и парной работы. Важно подбирать их в зависимости от целей урока и особенностей учеников.
1. Парная работа
Парная работа отлично подходит для формирования взаимодействия между учениками. Дети могут работать вместе над заданием, обсуждать свои идеи, решать задачи и помогать друг другу. Основные преимущества парной работы:
- Личное общение: Дети могут более открыто и свободно делиться своими мыслями и чувствами.
- Краткосрочные задания: Быстрое взаимодействие позволяет эффективно работать в рамках урока.
2. Групповая работа
Групповая работа включает в себя более широкую форму взаимодействия, когда учащиеся объединяются в группы для выполнения более комплексных заданий. Это может быть проектная работа, исследование, выполнение творческих заданий и т. д. Она может быть организована следующим образом:
- Группы по интересам: Учащиеся сами выбирают темы, которые им интересны, и объединяются по интересам.
- Ротация ролей: Каждый учащийся выполняет различные роли внутри группы (например, руководитель, секретарь, докладчик), что развивает лидерские качества.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе:
1. По желанию.
2. Случайным образом.
3. По определенному признаку.
4. По выбору «лидера».
5. По выбору педагога.
При использовании на уроке групповой работы учеников важно выработать определенные правила поведения как для работы в самой группе, так и для соблюдения общего порядка в классе. Например:
1. Работать дружно.
2. Уважать мнение всех членов группы.
3. Не согласен – предлагай!
4. Работать тихо, чтобы не мешать другим.
Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу; улучшается психологический климат в классе, групповая работа способствует развитию толерантности, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Иногда разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
Стратегии организации групповой и парной работы
Успешная организация групповой и парной работы требует от учителя продуманных стратегий:
- Четкие инструкции: Учитель должен заранее объяснить, что требуется от участников, какие задачи необходимо решить и как будет происходить оценка.
- Динамическое формирование групп: Группы можно менять от урока к уроку, чтобы ученики могли поработать с разными одноклассниками и обогатить свой опыт.
- Использование технологий: Внедрение цифровых инструментов (например, онлайн-платформ для совместной работы) может упростить процесс и сделать его более интерактивным.
Поддержка учителя
Важным аспектом эффективной групповой и парной работы является поддержка со стороны учителя. Он должен быть фасилитатором, который:
- Наблюдает за работой групп и в случае необходимости вмешивается, подсказывает и направляет.
- Стимулирует дискуссии, помогает находить альтернативные решения и формулировать выводы.
- Обеспечивает доступ к необходимым ресурсам и материалам.
Оценивание результатов
Оценивание работы групп и пар требует особого подхода. Учителю важно разработать критерию, которые учитывают как индивидуальные, так и командные достижения. Учащиеся должны понимать правила оценивания и видеть, как их усилия влияют на общий результат.
Заключение
Внедрение групповой и парной работы в начальной школе в условиях ФГОС открывает новые горизонты для развития учащихся. Этот подход не только улучшает усвоение материала, но и формирует важные социальные навыки, так необходимые в современном обществе. При правильной организации и поддержке со стороны учителя групповая работа становится мощным инструментом обучения, который вдохновляет и мотивирует детей на дальнейшее образовательное развитие.
Приведем примеры групповой работы на уроках русского языка
Тема: «Типы текстов. Закрепление» 4 класс
На уроке закрепления по теме «Типы текстов» ведётся работа в 6 группах. С помощью опорных слов группы составляют предложения на тему «Осень». 1 – 2 группы – текст-повествование на тему «Осень пришла», 3-4 группы – текст-описание на тему «Осенний лес», 5-6 группы – текст-рассуждение на тему «За что я люблю осень». Составив три текста и соединив их в один, получается единый текст на тему «Осень», который можно использовать на уроках развития речи при написании сочинений.
Опорные слова для групп:
1 и 2 группы: текст-повествование
Сентябрь, небо, облака, ветерок, воздух, листья, трава.
птичьи песни, лесные жители, дожди, прохлада
3 и 4 группы: текст-описание
Берёза, осина, дуб, клён, оранжевые, жёлтые, багровые, пёстрая метель
листья горят, разноцветный ковёр
5 группа: текст-рассуждение- За что я люблю осень?
русский лес, яркие краски, за что я люблю…, солнечные деньки
6 группа:
удивительное время года, листопад, настроение, прогулка
На уроке русского языка повторения темы «Состав слова» используется вид групповой работы «Снежный ком». Он состоит из трёх этапов: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Первый этап работы по учебнику (индивидуальный).
Работа по учебнику
Упражнение 1 – поиск слов, образованных суффиксальным способом, (отработка умения находить и выделять суффиксы в словах). Учитель может предложить ученикам записывать сначала слово, от которого образовалось найденное слово, а потом выделять суффиксы. Выполняется фронтально, письменно. Запись:
ёлка (к//оч) – ёлочка, листок (ок//оч) – листочек;
трава – травинка; берёза – берёзка; осина – осинка
Второй этап (работа в парах)
Упражнение 3 – отработка умения образовывать слова по заданной модели. Выполняется в парах, письменно. Во время проверки ученики должны называть способ образования слов первой группы (приставочно-суффиксальный) и слов второй группы (суффиксальный), определить, что обозначают все вновь образованные слова (признак предмета), на какой вопрос отвечают (какой?), как называются (имена прилагательные).
Третий этап (работа в группах)
1. Найти в каждой группе слов лишнее, т.е. отличающееся от других слов группы по своему составу. Учитель подсказывает ученикам, что это задание связано с изучаемой темой. Возможные группы слов:
I группа – забег, заплыв, закон, запуск (лишнее слово – закон, в нем нет приставки);
II группа –чайник, кофейник, молочник, веник (лишнее слово веник, в нем нет суффикса, оно, в отличие от других слов не образовано суффиксальным способом);
III группа – посмотрит, победит, подумает, погрустит (лишнее слово победит, в нем нет приставки, оно не образовано приставочным способом);
IV группа – косточка, шапочка, звёздочка, ленточка (лишнее слово шапочка, единственное слово, образованное не с помощью суффикса –очк-, а с помощью суффикса –к- (к//оч) от слова шапка.
Каждая группа записывает оставшиеся три слова и разбирает их по составу.
Таким образом, технология организации парной и групповой работы школьников создаёт благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке и во внеурочной деятельности, где ребёнок овладевает навыками самостоятельной работы, становясь в позицию исследователя. Результативность опыта: - положительная динамика в развитии познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности; - рост интереса и мотивации учащихся к предметам, развитие творческих способностей; - повышение самостоятельности выполнения работ; - способность обучающихся к самоанализу; - сформированность практических навыков сотрудничества; - активное включение детей в исследовательскую деятельность.
Список литературы
1. А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО «Развитие личности»,1998
2. А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000
3. С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997
4. И.В.Носова. Особенности работы в малых группах – «Начальная школа плюс до и после»,№6 – 2004 г., стр. 69
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"
В данной презентации представлены правила организации групповой и парной работы учащихся на уроках, в условиях внедрения ФГОС....

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому...

Методические рекомендации по организации групповой и парной работы на уроках в начальных классах.
Место и задачи групповой работы на уроке. Порядок групповой работы.Основные ошибки. Анализ групповой работы....

Применение образовательной технологии групповой и парной работы на уроках в начальной школе
Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Они практически всегда имеют партнеров по игре. Общение с ровесниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для ф...
Развитие коммуникативной грамотности младших школьников посредством групповой и парной работы на уроке русского языка (2021-2022 уч.г.)
Статья по теме самообразования 2021-2022 уч.г....

Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мот...

Статья "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"
Важнейшей задачей учителя начальных классов сегодня является повышение качества и эффективности образовательной деятельности путем формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных резул...
