9. План - конспект по декоративно - прикладному искусству
материал по технологии (2 класс) на тему
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krupenichka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создание благоприятных условий для ознакомления обучающихся с куклой - оберегом « Крупеничка».
Воспитательные: воспитывать патриотизм, интерес к русским народным традициям; способность работать совместно и самостоятельно.
Развивающие: развивать познавательные, индивидуальные, творческие способности в области традиционной народной культуры.
Образовательные: повторить и закрепить названия геометрических фигур: круг, треугольник, прямоугольник; Расширять активный словарь детей.
Уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности: 3
Планируемые результаты:
Личностные: умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения, на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать своё предложение, находить общее решение, выражать свои мысли.
Предметные: формирование знаний у обучающихся о кукла – оберег, умение изготавливать ее.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на занятии ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастик для глаз.
Оборудование: медиапроектор, экран, ноутбук, методическая карта «Кукла «Крупеничка»: последовательность изготовления; квадрат холщёвой ткани 20х20 см, крупа, нижняя рубашка (полоска кружевной ткани по объему получившегося мешочка внахлёст от талии), верхняя рубашка, душегрея (она же рукава), повойник, косынка длинная до 40 см и мягкая, фартук, нитки.
Ход занятия
1)Организация начала занятия:
Презентация «Кукла Крупеничка»
У: - Девочки, вслушайтесь внимательно в слова пословицы:
К большому терпенью придет и уменье.
- Чему учит нас эта пословица?
(Человек должен терпеливо, упорно учиться чему-то, и научится этому делу, станет его выполнять умело, как мастер.)
- Молодцы, вот так и нам на уроке будет терпение, настойчивость помогать учиться. Еще в народе говорят: Терпенье и труд, дивные всходы дают.
Какие ещё вы знаете пословицы о труде?
( «Умение везде найдёт применение», «Не будет и скуки, когда заняты руки», «Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся».)
Эти пословицы будут служить девизом нашего занятия.
2. Определение темы и цели занятия:
У: 1слайд. На Руси широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых.
2 слайд. Материалом служило все, что было под рукой: ткани, нитки, солома, лыко, лен. Каждая кукла изготавливалась с определенной целью, но все они служили оберегом, служили защите дома, семьи от злых сил.
3 слайд. У славянских кукол оберегов есть еще одна особенность – отсутствие лица. Считалось, что отсутствие лица не позволяет вселиться в куклу злому духу.
4 слайд. При изготовлении куклы оберега строго соблюдалось правило – не использовать нитку с иголкой и ножницы, дабы не нанести ей вред.
5 слайд. В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение.
Кукол не разбрасывали, где придется, а аккуратно хранили в сундуках и корзинах, и передавали их по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все куклы, изготовляемые в семье - обереги, они оберегали человека от несчастья.
У: Сегодня речь пойдет об игрушке особой – кукле - Крупенички (другие названия «Зернушка», «Горошинка» ). Эта кукла – старинная насыпная игрушка, главная кукла в семье. Делали ее после сбора урожая.
Зернушка наполняется разным зерном, так как в древней Руси основным видом питания была каша. Кукла – Зернушка помогает человеку верить в удачный год
Во время посева, 13 июня, первые горсти зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
Вспомните, что символизировала эта кукла? Эта кукла – оберег на сытость и достаток (хозяйственность), символ урожая, богатства, еды, ее дарили на праздники, связанные с урожаем, а так же на Коляду и Рождество.)
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…
3. Основная часть:
У: Ребята, сегодня занятие у нас необычное, я сегодня покажу вам сказку, которая называется «Крупеничка». Сказка о Крупеничке (просмотр видео)
4.Заключительная часть.
У: Рассматривание образца. Крупеничка выполнена в виде мешочка, наполненного крупой.
Одета в традиционный русский народный костюм. Наряд её многослойный: нижняя рубаха, юбка (панёва), передник. На голову покрыта косынка. Под косынкой тесьма, которая выполняет роль повойника (головной убор, вид чепца).
Определение последовательности работы.
У: Работа по индивидуальным карточкам Перед вами карточки с этапами работы над куклой оберегом. Расставлены этапы не по порядку. Самостоятельно обозначьте цифрами правильную последовательность в этапах работы. Проверка у доски (большие карточки).
1.Обозначить шею с помощью нити.
2.Подвязываем юбку-панёву.
3.Мастерим ручки.
4.Привязываем ручки.
5.Привязываем передник.
6.Подвязываем обережный поясок.
7.Повязываем платок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"
Урок по ИЗО в 1 классе....
КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"
Урок по ИЗО в 1 классе. Этот урок был проведен в 1 классе. Дети с интересом выполняли задания....
План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Декоративное панно "Чудо-город"
Разработка занятия "Декоративное панно "Чудо-город", которое может быть проведено в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности....
Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с произведениями народного декоративн...
«Декоративно-прикладное искусство и человек» конспект + презентация к урокам изобразительного искусства в 4 классе
1. ФИО Донюш Мария Михайловна2. Место работы ГБОУ "школа №1161"3. Должность учитель изо4. Предмет изобразительное искусство5. Класс 4Программа: «Изобразительное искусство» Тема урока:«Декоративно...
План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».
Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образованияучителям,ведущим уроки труда,. кружки декоративно - прикладного исеусства....
План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».
занятие ормирует у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого,.Способствует формированию ...