9. План - конспект по декоративно - прикладному искусству
материал по технологии (2 класс) на тему

Игнатьева Анастасия Николаевна

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krupenichka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание благоприятных условий для ознакомления обучающихся с куклой - оберегом « Крупеничка».

Воспитательные: воспитывать патриотизм, интерес к русским народным традициям; способность работать совместно и самостоятельно.

Развивающие: развивать познавательные, индивидуальные, творческие способности в области традиционной народной культуры.

Образовательные: повторить и закрепить названия геометрических фигур: круг, треугольник, прямоугольник; Расширять активный словарь детей.

Уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности: 3

Планируемые результаты:

Личностные: умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения, на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать своё предложение, находить общее решение, выражать свои мысли.

Предметные: формирование знаний у обучающихся о кукла – оберег, умение изготавливать ее.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на занятии ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастик для глаз.

Оборудование: медиапроектор, экран, ноутбук, методическая карта «Кукла «Крупеничка»: последовательность изготовления; квадрат холщёвой ткани 20х20 см, крупа, нижняя рубашка (полоска кружевной ткани по объему получившегося мешочка внахлёст от талии), верхняя рубашка, душегрея (она же рукава), повойник, косынка длинная до 40 см и мягкая, фартук, нитки.


Ход занятия

1)Организация начала занятия:

Презентация  «Кукла Крупеничка» 

У: - Девочки, вслушайтесь внимательно в слова пословицы:

К большому терпенью придет и уменье.

- Чему учит нас эта пословица?

 (Человек должен терпеливо, упорно учиться чему-то, и научится этому делу, станет его выполнять умело, как мастер.)

- Молодцы, вот так и нам на уроке будет терпение, настойчивость помогать учиться. Еще в народе говорят: Терпенье и труд, дивные всходы дают.

Какие ещё вы знаете пословицы о труде?

( «Умение везде найдёт применение», «Не будет и скуки, когда заняты руки», «Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся».)

Эти пословицы будут служить девизом нашего занятия.

2. Определение темы и цели занятия:

У: 1слайд. На Руси широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых.

 2 слайд. Материалом служило все, что было под рукой: ткани, нитки, солома, лыко, лен. Каждая кукла изготавливалась с определенной целью, но все они служили оберегом, служили защите дома, семьи  от злых сил.

 3 слайд. У славянских кукол оберегов есть еще одна особенность – отсутствие лица. Считалось, что отсутствие лица не позволяет вселиться в куклу злому духу.

4 слайд. При изготовлении куклы оберега строго соблюдалось правило – не использовать нитку с иголкой и ножницы, дабы не нанести ей вред.

5 слайд. В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение.

Кукол не разбрасывали, где придется, а аккуратно хранили в сундуках и корзинах, и передавали их по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все куклы, изготовляемые в семье - обереги, они оберегали человека от несчастья.

У: Сегодня речь пойдет об игрушке особой – кукле - Крупенички (другие названия «Зернушка», «Горошинка» ). Эта кукла – старинная насыпная игрушка, главная кукла в семье. Делали ее после сбора урожая.

Зернушка наполняется разным зерном, так как в древней Руси основным видом питания была каша. Кукла – Зернушка помогает человеку верить в удачный год

Во время посева, 13 июня, первые горсти зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.

Вспомните, что символизировала эта кукла? Эта кукла – оберег на сытость и достаток (хозяйственность), символ урожая, богатства, еды, ее дарили на праздники, связанные с урожаем, а так же на Коляду и Рождество.)

После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

3. Основная часть:

У: Ребята, сегодня занятие у нас необычное, я сегодня покажу вам сказку, которая называется «Крупеничка». Сказка о Крупеничке (просмотр видео)

4.Заключительная часть.

У: Рассматривание образца. Крупеничка  выполнена в виде мешочка, наполненного крупой.

Одета в традиционный русский народный костюм. Наряд её многослойный: нижняя рубаха, юбка (панёва), передник. На голову покрыта косынка. Под косынкой тесьма, которая выполняет роль повойника (головной убор, вид чепца).

Определение последовательности работы.

У: Работа по индивидуальным карточкам Перед вами карточки с этапами работы над куклой оберегом. Расставлены этапы не по порядку. Самостоятельно обозначьте  цифрами правильную последовательность в этапах работы. Проверка у доски (большие карточки).

1.Обозначить шею с помощью нити.

2.Подвязываем юбку-панёву.

3.Мастерим ручки.

4.Привязываем ручки.

5.Привязываем передник.

6.Подвязываем обережный поясок.

7.Повязываем платок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"

Урок по ИЗО в 1 классе. Этот урок был проведен в 1 классе. Дети с интересом выполняли задания....

План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Декоративное панно "Чудо-город"

Разработка занятия "Декоративное панно "Чудо-город", которое может быть проведено в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности....

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

«Декоративно-прикладное искусство и человек» конспект + презентация к урокам изобразительного искусства в 4 классе

1. ФИО Донюш Мария Михайловна2. Место работы ГБОУ "школа №1161"3. Должность учитель изо4. Предмет изобразительное искусство5. Класс 4Программа: «Изобразительное искусство» Тема урока:«Декоративно...

План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».

Данный материал  будет интересен педагогам дополнительного образованияучителям,ведущим уроки  труда,. кружки декоративно - прикладного исеусства....

План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».

занятие ормирует у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого,.Способствует  формированию ...