Главные вкладки

    Методическая разработка занятия "Изготовление птички из ткани"
    методическая разработка по технологии (3, 4 класс) на тему

    В методической разработке представлена работа по выполнению птички из куска ткани. Работа выполнена после прослушивания курса по составлению программ. В ней учтены все моменты, касающиеся ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Центр образования

    «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»

    Городской центр развития дополнительного образования

    Курсы повышения квалификации

    ___________________________________________________________________________

    Аттестационная работа

    Слушателя курсов повышения квалификации

    «Современные подходы к деятельности

    педагога дополнительного образования»

    Методическая разработка занятия

    «Выполнение птички из ткани»

    Автор:

    Прокопенко Валентина Геннадиевна,

    Воспитатель ГПД

    ОДОД ГБОУ СОШ № 549

    Красносельского района

                                                             

                                                             

    Санкт-Петербург

                                                            Пояснительная записка.

    Занятие по теме «Выполнение птички из ткани» по образовательной программе «Хобби» имеет художественную направленность. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности ребенка к творчеству и познанию, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, профилактику асоциального поведения.

    Срок реализации программы 3 года, возраст обучающихся 7-10 лет.

    Основная цель: создание условий для развития творческой активности и самореализации личности, формирование основ художественной культуры ребенка через народное творчество и декоративно-прикладное искусство.

    Ожидаемые результаты:

    1 год обучения: знание правил техники безопасности, правил гигиены зрения, технологию изготовления изделия без применения швейных принадлежностей; умение делать изделия без применения иголки;

    Тема 1. Технология изготовления кукол без применения швейных принадлежностей.

    Тема занятия: Изготовление птички из ткани.

    Изучение данной темы рассчитано на 2 занятия (4 часа).

    Занятие по изучению новой темы, учебное в рамках программы.

    Продолжительность занятия 90 минут.

    Цель: Научить учащихся выполнять игрушку, пользоваться шаблоном.

    Задачи:

    Образовательные: научить изготавливать выкройку-лекало, обучить навыкам кроя, научить пользоваться технологическими картами.

    Развивающие: развить интерес к игрушкам народного творчества.

    Воспитательные: воспитать бережное отношение к изделиям, изготовленным своими руками, уважительное отношение к сверстникам, чувство взаимопомощи.

    Занятие коллективное практическое с оказанием индивидуальной помощи.

    Итогом занятия будет небольшая выставка-обсуждение работ по аккуратности выполнения.

                                                     Методическое обеспечение занятия.

    Методы и приемы

    Дидактические пособия

    Оборудование для педагога

    Материалы и оборудование для учащихся

    Использованные источники

    Словесные: рассказ о видах тканей, из чего получают разные виды тканей, дается, дается определение что такое «выкройка».

    Наглядные:

    Демонстрация этапов изготовления птички, определение направления долевой нити, изнаночной и лицевой стороны ткани, образец птички

    Практические: изготовление изделия.

    Технологические карты по изготовлению птички. Образцы тканей.  Нарисованные перья. Значки дежурным. Шаблоны для изготовления выкроек. Образец ткани для определения изнаночной и лицевой сторон ткани и направления долевой нити.

    Компьютер, экран, проектор

    Портновский мел, ножницы.

    Ткань, синтепон, нитки, картон, карандаш

    ivanova767

     «Русь народная» Коринфский М. 2007г

    «Русские обряды и традиции» Котова И.Н., Котова А.С. С-Петербург 2008 г

                                                       Конспект занятия.

    Организационный этап. 3 минуты.

    Педагог приветствует учащихся, проверяет списочный состав. Назначает дежурных.

    Проверочный этап. 7 минут.

    Педагог проверяет знания детей, полученных на прошлом занятии.

    1. Какие бывают игрушки?
    2. Из чего можно их изготовить?
    3. Какие народные игрушки вы знаете?
    4. Почему в играх используются игрушки в виде зверей и птиц?

    Подготовительный. 5 минут.

    Педагог сообщает тему занятия, ставит образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Заинтересовывает учащихся выполнением игрушки.

    Основной этап. 50 минут.

    План занятия.

    1. Беседа о различных тканях.
    2. Выбор тканей для изготовления птички.
    3. Практическая работа: заготовка выкроек, раскрой ткани, изготовление птички.

    Педагог сообщает учащимся краткие сведения по материаловедению, т. к. птичка будет изготовлена из ткани, то нужно познакомить учащихся с различными видами ткани, из чего они изготовлены, дает краткую характеристику тканям.

    Ткань изготавливают на фабриках, которые называются текстильными. Ткани вырабатываются из волокон. Волокна могут быть растительного происхождения (из растений), животного (из шерсти животных) и химического (искусственные). В зависимости из каких волокон изготовили ткань, зависят ее свойства.

    Дежурные раздают образцы тканей. Учащиеся рассматривают их по очереди, изучают свойства. Педагог знакомит с образцами выданных тканей и рассказывает о каждом виде ткани, используя презентацию 

    Образец №1. Хлопчатобумажная ткань. Хлопок- одно из древнейших прядильных растений. Родина хлопководства- Индия.  Ткань хорошо сшивается, склеивается, не скользит, удобна в работе.

    Образец №2. Льняная ткань. Лен-долгунец выращивается на территории России с глубокой древности. Семена льна, прялки, отпечатки тканей на керамике, найденные при раскопках в Вологодской области, относятся ко 2 веку до н.э. ткани из льна отличаются высокой прочностью, в них летом не жарко, но они мнутся. 

    Образец №3. Шерстяная ткань. Шерсть- волокно волосяного покрова овец, коз, верблюдов. Шерстяные ткани мягкие, красивые, они обладают высокой эластичностью, хорошо впитывают воду, теплозащитными свойствами. 

    Образец №4. Шелковая ткань. Шелковые нити получают при разматывании коконов тутового шелкопряда. Длина нити при размотке кокона составляет 1200 м. Разведением тутового шелкопряда начали заниматься в Китае около 5 тысяч лет назад. Ткани из шелка мягкие, в них летом прохладно, но они хорошо мнутся. 

    Образец№5. Ткань из химического волокна. Получают такие ткани из искусственных материалов. Эти ткани прочные, стойкие к действию света и влаги, несминаемые.

    Далее педагог спрашивает о том какая ткань подойдет для изготовления птички? Выясняет почему именно хлопчатобумажные ткани выбраны для работы.

    Дежурные раздают ткани для работы. 

    Педагог объясняет, как определить долевое направление нити, лицевую и изнаночную сторону ткани.

    Практическая работа.

    Заготовка выкроек. Изготовление игрушки начинают с заготовки выкройки каждым учащимся. Педагог объясняет, что такое выкройка, что по ней они будут выкраивать тело птицы.  Дежурные раздают шаблоны, картон и технологические карты по изготовлению птички. Учащиеся обводят карандашом шаблон на картон, затем вырезают ножницами. Педагог напоминает правила безопасности при работе с ножницами и следит за работой. Затем учащиеся подписывают название детали: «выкройка тела птицы»

    Дежурные раздают конверты для хранения выкройки игрушки птички, учащиеся подписывают конверты.

    Физкультминутка.5 минут.

     Педагог с учащимися играют в игру «День-ночь».  Выбирают сову. День – сова спит птички летают. Ночь-сова вышла на охоту, птички спят не шевелятся. Кого сова поймает-тот становится совой.

    Раскрой птички и выполнение работы.

    Учащиеся приступают к раскрою ткани. Определив изнаночную сторону ткани, они делают раскладку выкроек. Проверив, правильно ли разложены выкройки, педагог показывает, как нужно обрисовать деталь мелом.   Педагог показывает презентацию об этапах выполнения работы, рассказывает о каждом из них, обращая внимание, что игрушка изготовлена без применения иголки. Затем обращает их внимание на технологические карты и эти же этапы разбирает по технологической карте. Педагог объясняет всей группе как надо делать игрушку, обращая внимание на слайд и этапы в технологической карте. Учащиеся приступают к работе вместе с педагогом, наиболее подготовленные дети могут делать игрушку самостоятельно, обращаясь к технологической карте. Педагог разрешает им помочь учащимся, которые затрудняются в выполнении работы.

    Красивый вид изделия зависит от аккуратности выполнения сгибов, обвязывания и крепления ниток. По ходу выполнения задания педагог проводит индивидуальный инструктаж, добиваясь от учащихся правильного выполнения операций.

    Контрольный этап. 5 минут.

    Опрос о том, что они узнали на занятии: о видах тканей, изнаночная и лицевая стороны ткани, долевое направление нити. Каким способом можно изготовить игрушку из ткани. Учащиеся отвечают на вопросы.

    Итоговый этап.15 минут.

    В конце занятия педагог организует небольшую выставку-просмотр выполненных изделий. Для этого птички вывешиваются на специально подготовленной веревочке с крючками. К просмотру и оценке задания педагог привлекает всех учащихся, дает им высказать свое мнение, отмечает особо аккуратные работы, останавливается на недостатках.

    Затем учащиеся рассаживаются на свои места. Дежурные раздают перья жар-птицы. Педагог вывешивает рисунок жар-птицы. Тем, кому на занятии было интересно, предлагается добавить перья жар-птице.

    Педагог прощается с детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер класс по изготовлению птички из ткани

    Мастер класс по изготовлению птички из ткани адресован учителям технологии,  изобразительного искусства, начальной школы и всем, кто любит мастерить соими руками....

    "Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

       Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

    Методическая разработка урока по технологии:"Объемное моделирование из ткани бесшовной куклы-закрутки".

    v     Задачи:- обеспечение условий для развития личности по индивидуальной траектории через проектную деятельность;- обучение учащихся взаимодействию в группе и групповой деяте...

    Методическая разработка: «Мир тканей»

    Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами ткани....

    Внеклассное занятие «Весенние праздники на Руси. Изготовление птички из ткани» 1 класс

    Конспект внеклассного занятия «Весенние праздники на Руси. Изготовление птички из ткани» 1 класс + презентация...

    Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

          Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...