Методическая разработка: «Мир тканей»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_pochemuchka.docx204.44 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра

 «Мир тканей»

Составитель: учитель начальных классов

Андреева Светлана Руслановна

Санкт-Петербург

2017

Цель

Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.

Задачи

Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах, свойствах тканей и их  назначении.

Формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Расширять словарный запас, развивать логическое мышление.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи и аккуратность в работе с водой.

Материал

Клубок, набор лоскутков тканей (10х10 см): болонья, ситец, мешковина, капрон, драп, шелк, вельвет и др. Схемы опытов, мерная ложка, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, две бутылочки с водой.

Технологии, используемые в ходе НОД

Технология исследовательской деятельности

- проведение опытов, обсуждение результатов, формулировка выводов.

Технология ТРИЗ

- мозговой штурм

Технология  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

- Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций.

- Самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей.

- Осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребёнку свою активность.

-Технология сотрудничества ( работа в подгруппе)

Здоровьесберегающие технологии:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: 

- смена двигательной активности

- пальчиковая гимнастика

Предварительная работа

Составление коллекции тканей; рассматривание и сравнения различных образцов; беседы, опыты (ткань состоит из ниток, ткани можно окрашивать, ткань прочная – ее нельзя разорвать)  Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», загадывание загадок.  Просмотр мультимедийной презентации «Мир тканей». Д/игра «Что сначала, что потом» и др.

Ход игры

- Дети,  приглашаю вас  в путешествие в волшебный мир тканей.  А покажет нам дорогу веселый клубочек. Этот клубочек знает много интересного о тканях. Как вы думаете, почему? (потому что из нитей делают ткань)

Чтобы настроиться нам на наше путешествие, мы будем передавать клубочек из рук в руки, и вспоминать все о тканях и ее свойствах. А поможет нам схема (передают клубочек)

- Из чего шьют одежду? Из чего состоит ткань? Какая бывает ткань? (натуральная и синтетическая). Свойства ткани: прочная, можно стирать, гладить, защищает от холода, ветра и дождя.

Ну вот, вместе с клубочком мы добрались до лаборатории  «Почемучка». Приглашаю вас в лабораторию.  Вспомните правила поведения в лаборатории (вывешивается схема с правилами):

- Не шумите – этим вы мешаете другим.

- Аккуратно обращайтесь с лабораторным оборудованием.

- Слушайте воспитателя.

- Внимательно следите за результатами опыта.

- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод

Ребята, ответьте, почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга? (ответы детей)

Отгадайте загадку:

Белоснежная хозяйка.

Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет.

Что это за время года, ребята? (ответы детей)

Какая ткань подойдет для зимней одежды и почему? (теплая,  толстая ткань лучше сохраняет тепло)

Опыт 1:  

Возьмем 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем в ткань:

1 – в драп, 2- в ситец. Как вы думаете, где быстрее остынет вода? (ответы детей) 

Пока проходит опыт, послушайте еще 1 загадку:

Солнца нет, на небе тучи.

Ветер вредный и колючий

Дует так, спасенья нет

Что такое, дай ответ.

(осень)

Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему?

(из непромокаемой, т. к идут часто дожди)

Опыт 2

Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем, какая же ткань не пропускает воду. Ребята, сейчас намочите ситец. (Дети опускают ткань в емкость с водой) Что у нас получилось? (ответы детей). Как вы думаете, если мы протрем ситец салфеткой, он станет сухим? (нет,  вода сильно впиталась в ткань) Что нужно сделать, чтобы ситец стал сухим? (нужно отжать воду). Отожмите. Какая стала ткань? (мятая, некрасивая, влажная)

А теперь намочите кусок болонья. Поднимите ткань, и посмотрите, что происходит с капельками воды. Они скатываются с ткани. Протрите салфеткой ткань, какой она стала? (Почти сухой). Одежду, из какой ткани лучше носить в дождливую погоду и почему?

Вывод: из болоньевой, она не намокает и быстро высыхает.

Я предлагаю найти схему опыта, который мы с вами провели, и поместить его на доску.

Послушайте загадку:

Я соткана из зноя

Несу тепло с собою

Я – реки согреваю

Купаться приглашаю

И любите за это вы все меня

Я – (лето)

Ребята, рассмотрите и потрогайте лоскутки тканей. Какие ткани не подойдут для летней одежды? Почему? (ответы детей) Отложите их в сторону.

Чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу. Как проверить, пропускает ткань воздух или нет?

Опыт 3

Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик. Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо? (Через ситец и лен воздух проходит хорошо, а через синтетику плохо).

А сейчас проверим, впитывают ли влагу наши ткани?

Опыт 4

На каждый кусочек ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит?

(Лен и ситец впитали в себя воду быстро, а синтетический шелк удерживает воду). Почему так происходит? (Натуральные ткани впитывают влагу хорошо, а синтетические хуже).

Молодцы, ребята, правильно, так что же мы узнали? (Натуральные ткани пропускают и воздух, и влагу, а синтетические хуже.) 

Вывод: Летнюю одежду лучше шить из натуральных тканей.

Предлагаю вам найти схематичное изображение этих опытов.

Пальчиковая гимнастика  «Катюшки»

В деревушке три Катюшки - хлопки в ладоши,    

Взяли в руки три катушки, - удары кулачками (попеременно)

Шуре сшили сарафан, - делаем «колечки» на обеих руках одновременно

Сшили дедушке кафтан

Сшили бабушке жакет,

Сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам - сжимаем и разжимаем пальцы

Сшили яркие штанишки.

Опыт 5

Ребята, хотите еще один эксперимент? В правую руку возьмите лоскут натуральной ткани ситец или лен, а в левую – синтетическую ткань. Сожмите оба лоскутка крепко-крепко. Разожмите кулачки и рассмотрите лоскутки. Что произошло? (Натуральные ткани сильно мнутся, а синтетические не мнутся)

-Это хорошо или плохо, если ткань не мнется? (хорошо)

Вывод: Синтетические ткани не мнутся, они прочные и красивые, из них можно шить праздничную одежду.

- Пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему?  

Вывод. Теплая и плотная ткань лучше сохраняет тепло, защищает от холода.

-Молодцы, вы хорошо поработали. Мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос: «Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?»

 А теперь я предлагаю присесть в круг. Наш волшебный клубочек  поможет вспомнить все то, что мы узнали сегодня о тканях (Дети перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Методическая разработка урока по технологии:"Объемное моделирование из ткани бесшовной куклы-закрутки".

v     Задачи:- обеспечение условий для развития личности по индивидуальной траектории через проектную деятельность;- обучение учащихся взаимодействию в группе и групповой деяте...

Методическая разработка занятия "Изготовление птички из ткани"

В методической разработке представлена работа по выполнению птички из куска ткани. Работа выполнена после прослушивания курса по составлению программ. В ней учтены все моменты, касающиеся ФГОС....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...