Мнемотехника. Технологии в образовательном процессе.
презентация к уроку по теме

Вельдяскина Галина Николаевна

Два года назад у меня был выпускной 4 класс,  который обучался по образовательной системе « Школа 2100».  И вот снова 1 класс, новый УМК  - «Школа России» и возникла необходимость сменить методическую проблему. Активно работала с материалами Интернета и пришла к выводу, одной из технологий способной решить задачи, поставленные в Стандартах второго поколения, является технология – мнемотехника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika-kak_tehnologiya_v_obrazovatelnom_protsesse.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника — как технология в

образовательном процессе.

 - Добрай день, уважаемые коллеги.  Позвольте мне представиться. Меня зовут Вельдяскина Галина Николаевна, я учитель начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ№2» .

- Два года назад у меня был выпускной 4 класс,  который обучался по образовательной системе « Школа 2100».  И вот снова 1 класс, новый УМК  - «Школа России» и возникла необходимость сменить методическую проблему. Активно работала с материалами Интернета и пришла к выводу, одной из технологий способной решить задачи, поставленные в Стандартах второго поколения, является технология – мнемотехника.

 - Почему технология - мнемотехника?

Младшешкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

Но наряду с этим в развитии детей существует множество проблем: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и внимания, несовершенно мышление, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятиям. Поэтому, видя такое положение я стала искать пути решения этой проблемы. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Слайд  Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника.

Слайд Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история, которой насчитывает более 2500 лет. Понятие «Мнемотехника»  происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский

  •  (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона

.Слайд

  • Цель данной технологии: Овладение основными культурными способами деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность
  • Задачи технологии мнемотехники:
  •  Совершенствовать восприятие, зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние
  •  Формировать навыки запоминания, умение детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»
  •  Стимулировать  интеллектуальное развитие ребенка
  •  Способствовать запоминанию любой информации

Слайд

 Отличительные особенности технологии мнемотехники

  •     имеет чёткое теоретическое и экспериментальное  обоснование;
  • приемы запоминания индивидуализированы;
  • широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
  • введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Слайд

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам

  • Слайд
  • Мнемоквадраты особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе учитель предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Так мы разучивали стихотворение В. Орлова «Почему медведь зимой спит?»

Для детей младшего школьного возраста лучше всего подходят цветные схемы, т. к. формируются сенсорные эталоны, у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.

Слайд 

Мнемодорожка также несет информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.

Слайд 

Мнемотаблицы

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – изобразить условно - наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • Развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
  • Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Примечание. Для детей младшего школьного возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.

 Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.

Слайд 

Мнемотаблицы:

  • являются дидактическим материалом по развитию речи;
  • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
  • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.

Слайд

  •  При пересказе с помощью мнемотаблиц,  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Слайд В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи школьников.
  • Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи школьника.

Слайд

  •  Таким образом, использование технологии мнемотехники:
  • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
  • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
  • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  •  развивает творческое познание детей. 

Слайд

  • Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания стихов:
  • значительно сокращается время заучивания;
  • увеличивается длительность запоминания стихов;
  • развивается ассоциативное мышление, способность к замещению;
  • активизируется речь;
  • появляется интерес к заучиванию поэтических произведений;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Актуальность этой технологии: быстрое заучивание поэтических текстов, анализ прозаических произведений, подготовка к ЕГЭ. Происходит развитие ребёнка, его творческих способностей.

Достижения: практика показывает, что большинство учеников в классе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память учеников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. В дальнейшем практически каждому ребёнку достаточно 10-12 минут для заучивания стихотворения из трёх-четырёх строф. Дети хорошо пишут изложения, свободные диктанты, умело подробно или сжато пересказывают текст, т.е. легче выполняют те виды работ, где требуется что-либо запомнить или восстановить по памяти.

Результаты педагогической деятельности.

Карта речевого развития речи учащихся показывает стабильно положительную динамику. Результаты зафиксированы на начало и конец учебного года.

1 класс – 2016-2017

2 класс – 2017 – 2018

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«5» - при составлении рассказа или пересказе ребёнок говорит самостоятельно, без аграмматизмов. Рассказ соответствует ситуации, оформлен грамматически правильно. При этом ребёнок проявляет фантазию.

«4» - при составлении рассказа или пересказе иногда нуждается в стимулирующей помощи педагога. Рассказ выстроен последовательно, но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокр КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«5» - при составлении рассказа или пересказе ребёнок говорит самостоятельно. Рассказ соответствует ситуации, оформлен грамматически правильно. При этом ребёнок проявляет фантазию.

«4» - при составлении рассказа или пересказе иногда нуждается в стимулирующей помощи педагога. Рассказ выстроен последовательно, но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Грамматических ошибок нет.

 «3» - не умеет самостоятельно составлять рассказ или пересказывать, нуждается в значительной помощи педагога или постоянных наводящих вопросах. Наблюдается существенное искажение смысла, выпадение смысловых звеньев. В речи много грамматических ошибок.

Результаты словарной работы на уроках русского языка помогли сделать вывод о качестве словарной работы на уроках в пользу мнемотехники.

hello_html_dacccef.gifКак видно из диаграммы, процент ошибок, допущенных детьми в словах, изучаемых по мнемотехнологии, на порядок ниже, чем, в тех, которые изучались без использования мнемических приёмов.

Для изучения развития памяти учащихся с применением различных методик ( авторы А.Р.Лурия, Пьерон - Рузер ), проводится обследование учащихся 3 раза в год.

Методика «Образная память» (автор Пьерон – Рузер).

Цель: изучение кратковременной образной памяти.

В качестве единицы объёма памяти принимается образ (изображение предмета, фигура, символ). Предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы.

После показа ребёнок в течение 1 минуты воспроизводит запомнившееся . Подсчитывается количество правильно воспроизведённых образов, определяется уровень развития образной памяти.

Методика «10 слов» (автор А.Р.Лурия)

Цель: оценка состояния вербальной памяти.

Предъявляется 10 односложных и двусложных слов, не имеющих между собой никакой связи. Слова повторяются педагогом 5 раз, а учащийся, после каждого называния, воспроизводит слова, которые запомнил (в том числе и те, которые им назывались ранее). Результат воспроизведения фиксируется в таблице.

Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов, определяется уровень развития вербальной памяти.

Таким образом, можно смело утверждать, что МНЕМОТЕХНИКА является эффективной технологией при обучении младших школьников.

 В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии мнемотехники на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.

А закончить своё выступление я бы хотела стихотворением:

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.

Каждого нужно увидеть, раскрыть,

Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Материал содержит разделы:1. Обоснование выбора.2. Системность использования.3. Результат....

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Материал содержит обоснование выбора современных образовательных технологий, системность их использования и результат....

Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе. Отчет.

Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело необходимое. Учитель  коррекционной школы должен демонстрировать на уроке такие стратегии учения, которы...

Доклад "Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы"

Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы...