"Поздравительная открытка".
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

Интегрированный урок литературного чтения и технологии. 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Конспект интегрированного урока

«Поздравительная открытка»

Провела:

учитель первой квалификационной категории

Сорокина Н.В.

01.03.2016г.

Интегрированный урок литературного чтения и технологии по теме "Поздравительная открытка". 2-й класс

Цели урока:

 Воспитывать любовь к матери, чуткость и доброту к ней, знакомясь с произведениями русских поэтов и писателей; развивать речь, память, чувство прекрасного.

 Познакомить с аппликацией из ватных дисков.

Закрепить навыки работы с шаблонами.

Научить приемам сборки изделия без предварительной разметки.

Воспитать аккуратность, терпеливость в достижении результата, художественный вкус, умение видеть красоту.

Межпредметная связь: литературное чтение.

Объект труда: поздравительная открытка.

Оборудование урока: образцы аппликаций, комплект шаблонов.

Для учащихся: картонный лист, цветная бумага 2-х цветов (синяя, зеленая), клей, кисточка, карандаш, ножницы, мягкая тряпочка, салфетка.

I. Организационный момент

II.  Постановка задач урока. 

- Сегодня наступило новое время года. Какое?
 

- Весна – замечательное время года!

- Какой праздник мы отмечаем в начале весны?

- А кого же мы будем поздравлять? Послушайте стихотворение.

Весна стучится в окна, 
Поет на все лады,
Горят на солнце стекла
И лужицы воды.

Я беленький подснежник
Для мамы принесу,
Он пахнет нежно-нежно,
Как талый снег в лесу.

Шумит ручей-проказник,
Проснулся ото сна,
Пришла на мамин праздник
Красавица – Весна.

- Ребята, почему именно весной празднуют женский день?

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

- Международный женский день 8 Марта отмечают в первый месяц весны, когда солнце начинает пригревать землю, на лесных проталинах расцветают подснежники и прилетают грачи. «Мамин праздник» называют его дети. Этот праздник такой, словно у всех мам 8 Марта общий день рождения. Мамы получают подарки, поздравления.

( На слайдах фотографии мам детей. Несколько человек рассказывают о мамах.)

Самый лучший на свете человек – это, конечно же, мама. За что мы любим свою маму? За то, что она ласковая и добрая, за то, что умеет нас приголубить и пожалеть, за то, что она красивая и умная.

Мама умеет вкусно готовить еду и с ней никогда не бывает скучно. Она много знает, и всегда нам поможет. Мама дарит нам ощущение счастья, переживает за нас, поддерживает в трудную минуту. Но, главное, мы любим её за то, что она просто мама.

Мама – это самый дорогой человек на свете. Как только человек рождается на свет, он видит добрые глаза своей матери. Если она куда-то уходит по делам, то младенец будет безутешно плакать, потеряв её. Первое слово, произносимое малышом, это, как правило, слово «мама».

Ребенок подрастет, и мама ведёт его в детский сад, потом в школу. И вот уже мама — наш лучший советчик и друг. Мы делимся с ней своими мыслями и идеями, рассказываем о своих чувствах, о том, что у нас получилось, а над чем нужно ещё поработать.

Мама может быть требовательной и строгой, но мы не обижаемся на неё, потому что знаем: она желает нам только добра.

Улыбка мамы — самая дорогая на свете. Ведь когда она улыбается, значит всё хорошо, и любые трудности преодолимы. Мы рады, когда мама поддерживает нас в добрых начинаниях, даёт совет.

Ученик:  Я хочу прочитать стихотворение, которое тоже посвящено маме.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью 
в темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зорьку тороплю.
Я тебя всё время
Мамочка люблю.
Вот и солнце встало,
Вот уже рассвет,
Никого на свете
Лучше мамы нет!

Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного. Сколько замечательных слов посвятили мамам поэты и писатели

Чтение рассказа Юрия Яковлева “Мама” учителем

(с привлечением подготовленных учащихся).

Ю. Яковлев.

Мама.

Мама.
Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Мама.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить...

Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.

От мамы ты узнал название птиц – воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть тоже своё имя – ромашка, василёк, иван-да-марья.

Мама принесла домой сухую веточку и поставила её в воду. И вскоре веточка – сухая, безжизненная веточка – зазеленела. А потом на ней появились светло – лиловые цветы. Вся веточка покрылась цветами.

Что это? – удивлённо спросил ты.
И мама ответила: – Багульник.

На улице шёл снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и снова увидел чудо. Ты думал, что снежинка – это крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звёздочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звёздочку, дохнул на неё – и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.

Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом.

Моя мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Последний раз я её видел, когда она провожала меня в армию. Мне тогда было восемнадцать лет. Это трудно было понять, что мамы нет больше.

Но любовь к матери проходит у нормального человека через всю жизнь. И моя мама до сих пор живёт в моём сердце, словно мама жива, только она где-то далеко, так далеко, что письма не доходят. Но она всегда есть. Я слышу её голос.

Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.

С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы. 

Работа по вопросам к тексту

А почему вы молчите? Чем бы вы хотели поделиться?

Посмотрите на портреты своих мам. Закройте глаза. Постарайтесь услышать мамин голос.

Что делает мама для своих детей? Прочитайте, как об этом говорит автор рассказа. Как мама учит ребенка видеть и открывать мир?

(Чтение фрагмента из рассказа).

Какой видел маму автор рассказа?

Почему так больно нам читать эти строчки о гибели мамы автора?

Что заставляло людей оставлять своих матерей? (Была война, они уходили на фронт защищать Родину от фашистов).

Что означает защищать Родину в вашем понимании?

С чего начинается любовь к  Родине? Как думаете вы?

Зачитайте, как думает об этом писатель?

Два слова Родина и мама… Ваши мысли об этих понятиях? (Хочу, чтобы ребята сравнили, провели аналогию, смутились, почему Родина – пишется с большой буквы, а слово мама – с маленькой, несмотря на их глобальное значение).

Послушайте стихотворение А. Старикова «Мама и Родина».

Прочитайте последний абзац рассказа.

К чему призывает автор?

-А теперь скажите: этот текст – рассказ о маме или о чувствах к ней? (о маме и о чувствах к ней).

Учитель

Молодцы, ребята, вы хорошо поняли авторскую мысль.

 Действительно, автор, обращаясь к нам, читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в нашей душе, заставить каждого из нас и я надеюсь, что вам станет понятнее как надо любить и защищать свою маму.  Уметь выражать свои чувства любви к маме.( Так же как   мы любим и защищаем свою маму.)

Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим).

Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки.

-Сегодня на уроке мы сделаем подарок для мамы – поздравительную открытку.

III. Физминутка.

Маму я свою люблю, 
Я всегда ей помогу: 
Я стираю, поласкаю, 
Воду с ручек отрясаю. 
Пол я чисто подмету 
И дрова ей наколю. 
Маме надо отдыхать, 
Маме хочется поспать. 
Я на цыпочках хожу, 
И ни разу, и ни разу 
Ни словечка не скажу.

IV.Практическая часть. Изготовление открытки.

-Кто мне скажет, для чего нам всем нужны открытки?

(для письменного выражения своих чувств, для поздравления с днем рождения, праздниками)

-Правильно! Все мы пользуемся открытками, когда поздравляем родных, близких, друзей. В них мы пишем самые добрые пожелания. А если открытка выполнена своими руками, то для получателя она вдвойне дорога.

 - Как вы думаете, что обычно изображено на открытках?

(Цветы)

- А почему цветы?

(Ответ учащихся)

-Да, цветы - это символ красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному.

 Вводный инструктаж.

- Проверьте глазами, всё ли у вас готово к выполнению аппликации.

- На столе должны лежать лист картона, 3 ватных диска, 3 ватные палочки, лист зеленой бумаги и лист синей бумаги, клей, ножницы, шаблоны, тряпочка для клея. А еще у вас лежит красный и желтый цветок.

-Сегодня мы выполним аппликацию из ватных дисков.

Рассказ учителя, как сделать цветы. (Ватную палочку накладываем на ватный диск. Наносим клей на нижнюю часть диска и склеиваем.)

- Из зелёной бумаги надо вырезать три листка.

-Кто мне напомнит, а как вырезать за короткое время несколько листков?

(Сложить гармошкой полоску цветной бумаги, обвести шаблон, вырезать). С помощью шаблона вырезаем вазу.

-Что нужно помнить, когда работаешь с бумагой?

(Экономия)

-Перед тем, как мы приступим к изготовлению открытки, давайте вспомним ТБ при работе с ножницами, клеем. Ответ уч-ся.

Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. Не отвлекаться, не размахивать ими. Излишки клея убрать при помощи мягкой тряпочки.

-Чтобы придать картонному листу форму открытки, необходимо совместить углы листа и перегнуть пополам. На заготовке открытки определите место расположения цветов. Сначала надо приклеить листы, затем цветы, а потом сверху наклеиваем вазу.

 Самостоятельная работа (включается музыка)

-А теперь приступаем к работе.

Учащиеся начинают подготовительный этап: вырезают заготовки, перегибают пополам.

Текущий инструктаж.

-Продолжим работу.

Учитель контролирует работу, помогает.

Отметить ошибки, недочеты, если они есть.

Напомнить! Обрезки бумаги собираем в коробочки для отходов.

V. Заключительная часть. Подведение итогов.

Выполненные работы выставляются на стенд. Учащиеся прибирают рабочее место.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

- Оцените свою работу на уроке. Если вам все понравилось, вы довольны своей работой, то приклейте на лист красный цветок, если в вашей работе что-то не получилось, приклейте желтый цветок (на доске лист ватмана).

Посмотрите, у нас получился красивый букет. А эту открытку мы подарим нашим учителям.

VII. Домашнее задание.

 Написать пожелание в открытке.

Все вы со своей работой справились хорошо. Задача, которую я поставила в начале урока, выполнена полностью. Молодцы. Урок окончен.

САМОАНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА  «ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА»

Тема: «Поздравительная открытка». 2 класс, УМК «Школа России»

Урок построен с учетом дидактических принципов системы развивающего обучения и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Цели, реализуемые на уроке:

  • Воспитывать любовь к матери, чуткость и доброту к ней, знакомясь с произведениями русских поэтов и писателей; развивать речь, память, чувство прекрасного.
  • Познакомить с аппликацией из ватных дисков.
  • Закрепить навыки работы с шаблонами.
  • Научить приемам сборки изделия без предварительной разметки.
  • Воспитать аккуратность, терпеливость в достижении результата, художественный вкус, умение видеть красоту.
  •  приобщение к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением;
  • продолжить работу по усилению коммуникативных свойств речи, овладением выразительными свойствами языка;
  • развивать технику чтения в соответствии со спецификой произведения;
  • развивать мышление, речь;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • учить анализировать, строить аналогии, обобщать;
  • воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери, к Родине;
  • воспитывать уважение и гордость к богатству творческого наследия России.

На этапе самоопределения к деятельности с помощью наводящих вопросов дети определили тему урока.

На всех этапах урока применяла технологию личностного ориентирования.

Весь урок построен на здоровьесберегающих технологиях.

Информационно-коммуникативные технологии использовала для расширения кругозора учащихся.

  1. Предметные:

-развитие способности творческого «видения» смысла художественного произведения

- развитие умения высказывать своё отношение к литературному произведению

-формирование умения вести диалог с учащимися и учителем

- совершенствовать умения выражать свои мысли и чувства 2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- развитие умения извлекать необходимую информацию из прослушанного текста

- развитие умения находить нужную информацию (образ Родины), используя текст художественного произведения

- развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

-развитие умения систематизировать знания

- планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
б) 
коммуникативные УУД:

-Формирование умения работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы

- слушать и понимать речь других

в) регулятивные УУД:

-совершенствовать умения контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

-совершенствовать умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания

совершенствовать умения анализировать работы одноклассников

Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов
Постановка учебной задачи.

3. Личностные:

-совершенствовать представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с одноклассниками

- понимать и разделять чувство любви к Родине, близким людям

- Соблюдение при работе безопасных приёмов труда.
- Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы, конечного результата.
- Формировать бережное использование и экономное расходование материалов. 

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя технологию деятельностного метода.

При проведении урока я ориентировалась на следующие принципы обучения: 

  1. принцип деятельности (когда включала ребят в  учебно-познавательную деятельность),
  2. принцип целостного представления о мире (на уроке прослеживаются межпредметные связи с уроками, литературного чтения, окружающего мира),
  3. принцип психологического комфорта (я старалась создавать положительный эмоциональный фон на протяжении всего урока),
  4. принцип вариативности(при оформлении своего подарка каждый проявил вариативное мышление),
  5.  принцип творчества (креативности) на этапе декорирования поделки, они старались самостоятельно открывать новые способы действия,
  6. принцип минимакса, который эффективно способствует развитию личностных качеств, формирует мотивационную сферу.

Чтобы решить цель урока, я подобрала интересный материал, стихотворение на данную тематику, слайда презентации, для создания психологического комфорта. Понимая, что объем урока достаточно большой, а умения детей в обработке материалов еще недостаточно сформированы, в силу возраста, заготовки некоторых деталей были сделаны заранее. Материал урока оказался интересным и социально значимым для учащихся второго класса.

На этапах мотивации и постановки учебной задачи я использовала словесный и наглядный методы. На этапе актуализации знаний использовала создание ситуации эмоционально-нравственного переживании, применение ИКТ. На этапе анализа образца использовала логические методы: анализ и обобщение, метод разрешения проблемной ситуации. На этапе построения плана работы мною использовался прием: подводящий диалог и беседа. На этапе изготовления поделки был использован практический метод, дифференцированный подход, организация ситуации успеха. Была использована физминутка «Маму я свою люблю», подходящая к теме урока. Этот этап способствовал разгрузке детей, снятия напряжения, здоровьесбережению.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, работа.

Задания были ориентированы на развитие мышления, внимания, творческих способностей, самостоятельности и инициативы детей.

Моими позициями на уроке были: организатор и консультант. Мне было достаточно легко вести урок, т.к. учащихся очень увлекла именно работа социально значимая для каждого, и они достаточно быстро включались в работу.

Особенно меня порадовало поведение учащихся на этапе рефлексии. При его проведении была использована не только самооценка, но и анализ успехов и неудач, возникших на уроке. Я считаю, что такое поведение положительно скажется на формировании чувства адекватного оценивания своей деятельности и ее результатов.

Цель урока, по-моему, достигнута, я полагаю, что ребята научились изготавливать подарки мамам способом аппликации, работать по инструкции, проявлять творческий подход в работе. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Доказательством того, что урок произвел на учеников положительное влияние, является то, что многие из детей дома самостоятельно захотели сделать такой же подарок для родных к празднику.

В целом урок можно считать удачным, но я для себя сделала следующие выводы:

- продолжать работу по организации самостоятельной работе по инструкции на уроках;

- учить адекватной самооценке;

- в дальнейшем, особое внимание обратить на тщательное планирование объема урока.

Считаю, что поставленных целей достигла.



Подписи к слайдам:

Слайд 2

Я беленький подснежник Для мамы принесу, Он пахнет нежно-нежно, Как талый снег в лесу.

Слайд 3

Международный женский день.

Слайд 4

«Мамин праздник»

Слайд 5

Самый лучший на свете человек – это, конечно же, мама. За что мы любим свою маму? За то, что она ласковая и добрая, за то, что умеет нас приголубить и пожалеть, за то, что она красивая и умная.

Слайд 6

Мама умеет вкусно готовить еду и с ней никогда не бывает скучно. Она много знает, и всегда нам поможет. Мама дарит нам ощущение счастья, переживает за нас, поддерживает в трудную минуту. Но, главное, мы любим её за то, что она просто мама.

Слайд 7

Мама – это самый дорогой человек на свете. Как только человек рождается на свет, он видит добрые глаза своей матери. Если она куда-то уходит по делам, то младенец будет безутешно плакать, потеряв её. Первое слово, произносимое малышом, это, как правило, слово «мама».

Слайд 8

Ребенок подрастет, и мама ведёт его в детский сад, потом в школу. И вот уже мама — наш лучший советчик и друг. Мы делимся с ней своими мыслями и идеями, рассказываем о своих чувствах, о том, что у нас получилось, а над чем нужно ещё поработать.

Слайд 9

Мама может быть требовательной и строгой, но мы не обижаемся на неё, потому что знаем: она желает нам только добра. Улыбка мамы — самая дорогая на свете. Ведь когда она улыбается, значит всё хорошо, и любые трудности преодолимы. Мы рады, когда мама поддерживает нас в добрых начинаниях, даёт совет.

Слайд 10

Поздравительная открытка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поздравительная открытка к 23 февраля

Изготовление открытки с обёмными гвоздиками. Предлагаются и другие варианты открыток....

Развитие речи "Поздравительная открытка"

Урок развития речи. Знакомит детей с правилами оформления поздравительных открыток....

"Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс.

Урок по теме: "Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс,   программа Б.Неменского. Это интегрированный урок, но может проводить и учитель изо, если есть опыт работы в графи...

Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )

Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )...

Презентация по трудовому воспитанию на тему: технология изготовления аппликации-открытки "Поздравительная открытка ко дню пожилого человека"

Открытка выполнена в технике «аппликация» с элементами оригами и бумагопластики.Цель: развитие творческих способностей субъектов образовательного процесса посредством создания открытки в технике «аппл...

Конспект урока изобразительного искусства: "Поздравительная открытка. Изображение открытки" ( УМК " Школа России" , 3 класс)

Тема: «Поздравительная открытка. Изображение открытки»Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей учащихся в процессе рисования открытки; формирование  представления о...