Активизация познавательных интересов и умений в исследовательской деятельности младших школьников на уроках технологии
статья по технологии (2 класс) на тему

Ирина Николаевна Безъязычная

           Данный пример  организации учебного исследования направлен на формирование у младших школьников  таких познавательных интересов и умений, как формулировать  цель, выдвигать  гипотезы исследования,  работать с различными источниками информации, анализировать, синтезировать, работать в группе, представлять результаты исследования.  Все это  соответствует требованиям стандартов образования на обучение в деятельности , способствует достижению каждым обучающимся образовательных  результатов, необходимых для успешной адаптации на последующих ступенях образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательных интересов и умений в исследовательской деятельности              младших школьников.

       И.И Безъязычная, учитель начальных классов,  высшей категории, МБОУ гимназии№18 г. Краснодар.

Изменения, произошедшие в системе образования РФ, обусловили необходимость  предъявления новых требований  к содержанию  школьного обучения . На первый план выходит задача формирования  конкурентоспособной  личности, владеющей универсальными умениями, знающей и готовой применять знания на практике,  успешно  реализовываться в обществе.

       Достижение результатов основывается  на  сформированности  таких умений, как ставить цель деятельности и выбирать пути ее достижения, вносить свои коррективы, анализировать полученный результат, слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию , работать  в группе.

         Для решения  проблемы  формирования умений младших школьников обладает  исследовательская деятельность, способная сформировать любознательного ученика, готового к организации собственной деятельности, владеющего основами умения учиться, доброжелательного, активно познающего мир.

         Учебно-исследовательская деятельность – это  приобретение учащимися исследовательских умений и навыков, формирование  универсального способа познания окружающей действительности, развитие исследовательского типа мышления, активной  личностной позиции.

Конспект  занятия  во 2 классе.

Тема:  «Человек  и техника».

Цель: развитие представлений обучающихся о взаимосвязи человека и техники в современном мире.

Оборудование: интерактивная  доска; тетрадь исследователя; материалы для чтения по курсу метапредметного  интеллектуального развития «МИР».

Этап 1. Мотивация. Постановка  проблемы. Выбор  темы исследования. СЛАЙД  с изображением руки  человека  и робота.

-  Что изображено на слайде? (Рука  человека и робота) Что такое робот? Можно ли  сказать, что  робот – это техника? Выскажите  свои  гипотезы по поводу того, что  называют техникой. Может ли  понятие ТЕХНИКА  иметь несколько определений? Кто может  сформулировать тему нашего занятия?

Этап 2.  Поиск  вариантов решения проблемы и сбор информации.

-Откройте тетрадь исследователя  на странице 38 и поверьте высказанные вами гипотезы.

                  Ученики читают два определения понятия из словаря С.И.Ожегова:

  1. Совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве.
  2. Машины, механические орудия, устройства.

-Что называется техникой? Сколько значений может иметь данное понятие? Докажите вашу точку зрения.  Рассмотрите иллюстрации в   задании 1 и соотнесите рисунки с предложенными определениями понятия  ТЕХНИКА.

      - Ученики анализируют  рисунки из задания 1: под буквой А изображена швейная машинка, Б - этапы изготовления сырников, В- трактор, Г- способ вышивания крестиком. Учащиеся говорят , что рядом  с буквой   А надо записать цифру 2 (так как рисунок подходит ко второму определению понятия ТЕХНИКА), Б- 1, В- 2, Г- 1.

- Как связаны  между собой человек и техника? Выскажите  ваши предположения. Могла ли техника  развиваться (изменяться) без участия человека? А  наоборот? Почему?  Докажите  вашу точку зрения.

           Учитель предлагает младшим школьникам поработать в группах. Каждая группа получает материал для исследования: информацию о самолетах или паровозах и карточку  с заданием:  «Нарисовать  усовершенствованную модель самолёта (или паровоза), объяснив внесенные  изменения». Подробный материал для  организации работы в группах  представлен в  книге для чтения в курсе «МИР».

                - Какие правила вы должны соблюдать, работая в группе? Изучая информацию о технике, постарайтесь заметить, как человек взаимодействует с  техникой.

            Этап 3 и 4. Обобщение  полученных данных.  Формулировка выводов. Учащиеся обобщают собранную каждым членом группы информацию , делают выводы о развитии техники в 20 и 21 вв., влиянии человека на постоянное усовершенствование железнодорожной и авиационной техники, готовят доклад  для выступления.

        Этап 5. Презентация  результатов исследования.

         Каждая группа презентует результаты проведенного  исследования, демонстрирует рисунки усовершенствованной техники, поясняет внесенные изменения, рассказывает об особенностях усовершенствования самолета или паровоза, делает выводы  о взаимодействии человека и техники.  Приветствуется активное обсуждение сделанных выводов всеми исследователями.

         Этап 6. Рефлексия .

        Учитель  организует  обсуждение и выполнение рефлексивного задания.

      - Что интересного вы узнали, проводя исследование? Пригодятся ли вам  знания, приобретенные сегодня, в  дальнейшей жизни? Что нового  вы узнали? Каким способом? Чему вы научились?  Оцените свою работу на занятии, выполнив задание «Поезд» .

         В тетради  исследователя нарисуйте  поезд с вагончиками,  и  обозначьте  этапы занятия.  Учащимся  предлагается нарисовать веселое личико в том вагончике , который обозначает интересное  задание, грустное – неинтересное.

           Данный пример  организации учебного исследования направлен на формирование у младших школьников  таких познавательных интересов и умений, как формулировать  цель, выдвигать  гипотезы исследования,  работать с различными источниками информации, анализировать, синтезировать, работать в группе, представлять результаты исследования.  Все это  соответствует требованиям стандартов образования на обучение в деятельности , способствует достижению каждым обучающимся образовательных  результатов, необходимых для успешной адаптации на последующих ступенях образования.

       

Использованная  литература

  1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994. №5.
  2.  Леонтович А.В. Организация содержательной деятельности учреждения дополнительного образования детей. М., 2011
  3. Савенков А.И. Методика  исследовательского обучения младших школьников. Самара, 2004
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.

         

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики

Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого...

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроке Окружающего мира в 3 классе

Представляю урок Окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (Экологическое равновесие), на котором организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.Он...

Использование исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Чтобы получить планируемые результ...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка,литературного чтения,математики,окружающего мира.

Учеба в начальных классах сродни парусному кораблю, на котором дети начинают путешествие в страну знаний. Учитель- капитан, и ему нуж...

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках технологии при работе с разными материалами

Если на уроках технологии в начальной школе  введить элементы исследовательской деятельности при работе с разными материалами,  уроки станут интереснее....

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...