Технология
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Коптева Ольга Ефимовна

Рабочая программа по технологии 4 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx45.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по технологии 4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой., с использованием УМК Лутцевой (1-4), входящего в состав образовательной системы «Школа России».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53  

На изучение технологии, согласно учебному плану школы, в начальной школе выделяется   117  ч.

В 4 классе на изучение технологии   отводится 34 часа, в том числе,  вариативная часть представлена внутрипредметным модулем «Народные промыслы» - 13 часов.

                   1.Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

   7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

К концу обучения в 4 классе ученик научится:

• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

• применять приёмы  безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать  чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций

Ученик получит возможность научиться:

  • Знать правила самообслуживания, технологическим приемам ручной обработки материалов, овладеет правилами техники безопасности;
  • Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, технологических и организационных задач;
  • Знать правила создания предметной и информационной среды; умению применять эти знания для учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
  • Строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем ,представлять результаты.
  • Собирать информацию в справочной литературе, интернет-источниках

Основные требования к предметным результатам для обучающихся с ОВЗ.

Учащиеся должны знать:

  • названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;

способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

особенности вышивки разных регионов России;

  • традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
  • виды природных материалов, используемых в плетении.

      Учащиеся должны уметь:

  • применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций);
  • соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
  • анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
  • высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
  • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
  • комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
  • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
  • использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
  • выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
  • изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
  • оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию        экономно и рационально использовать материалы;
  • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение   к   произведениям   изобразительного   и   народного декоративно-прикладного   искусства,    к   окружающему миру;
  • заниматься самостоятельным творчеством;
  • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
  • проявлять  нравственно-эстетическое  отношение  к родной природе,  к Родине,  к защитникам Отечества, к  национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
  • проявлять   положительное   отношение   к   процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.

                                             2.Содержание  учебного предмета

Основные задачи реализации содержания:

формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности (моделирование,  самостоятельное создание объектов).

Человек и земля (10ч. + 5ч В.м.) Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.

Человек и вода (3ч. + 3ч. В.м.) Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Человек и воздух (3ч. + 4ч. В.м.) Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.Технология ручной обработки материалов.  Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

Человек и информация (3ч. + 1ч В.м.) 

Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Внутрипредметный модуль «Народные промыслы» (13ч.)

Содержание  внутрипредметного модуля 

Цель модуля: развивать интерес учащихся к истории, культуре и народных промыслов России;

  • формировать эстетический вкус учащихся на примере лучших образцов  культурного наследия;
  • воспитывать чувство этнической, исторической и культурной общности народов Калининградской области;
  • формировать основы толерантного сознания учащихся
  • Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись, Жостовская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись. Цвета, сюжеты, роспись посудных заготовок.

Бисероплетение. Технология  работы с бисером; схемы по бисероплетению; использование  бисера, стекляруса, проволоки; выполнение  основных узоров; гармоничное  сочетание  цвета при выполнении изделий.

Вышивка  шёлковыми лентами.  Пришивание шёлковых лент для изготовления различных цветов и бантов; вышивка цветов по канве или ткани

                                     3.Тематическое  планирование

п/п

Тема

Количество часов

Виды деятельности

1. Человек и земля – ( 10ч + 5ч В.м.)

1

Вагоностроительный завод. Создание модели вагона из картона. Изделия: Кузов вагона. Пассажирский вагон

1

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.

2

Полезные ископаемые. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.

Изделие:Буровая вышка

1

3

Полезные ископаемые. Техника лепки слоями из пластилина. Изделие: Малахитовая шкатулка

1

4

В.м.  «Народные промыслы» городу . Знакомство с народными промыслами

1

5

Автомобильный завод. Работа с металлическими и пластмассовыми конструкторами. Изделие: КамАЗ. Кузов грузовика

1

6

В.м. « Народные промыслы»

«Голубая сказка Гжели».

Гончарное дело. Художественная керамика. Посуда.Гжельская роспись. Оформление блюдца

1

7

Монетный двор. Изделие: Стороны медали. Медаль

1

8

В.м. « Народные промыслы» Игрушечные промыслы России.  Каргопольская игрушка. Полкан

1

9

Фаянсовый завод. Работа с пластилином. Изделие: Основа для вазы. Ваза

1

10

Инструктаж по ТБ.Швейная фабрика. Работа с тканью. Изделие:

«Прихватка»

1

11

Швейная фабрика. Технология создания мягкой игрушки. Изделие:

«Птичка»

1

12

В.м.«Народные промыслы» Игрушечные промыслы России.  Дымковская игрушка. Барыня

1

13

Обувное производство. Работа с бумагой. Изделие:

«Модель летней детской обуви»

1

14

Деревообрабатываю-щеепроизводство. Изделие:

«Лесенка - опора для растений»

1

15

В.м. Хохломской промысел. Хохломские узоры. Роспись тарелки

1

   Человек и вода –( 3ч + 3ч В.м. )

16

Водоканал .Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Изделие: «Фильтр для очистки воды»

1

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

17

В.м. «Народные промыслы»

Жостовское ремесло. Роспись подноса жостовским узором(изучено дистанционно)

1

18

Порт

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порт.

Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы».

1

19

Узелковое плетение

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме

Изделие: «Браслет»

1

20

В.м. «Народные промыслы»

Городецкая роспись по дереву –народный промысел Нижегородского края. Петушок и Курочка

1

21

В.м. « Народные промыслы» Вышивка и кружевоплетение. Вологодские, Елецкие кружева. Салфетка

1

       Человек и воздух – (3ч. + 4ч В.м.)

22

В.м. « Народные промыслы» Ткачество. Цветные тканые половички. Аппликация «Радуга на полу»

Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено

23

Самолётостроение. Ракетостроение. Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты.

Изделие: «Самолёт»

24

В.м. « Народные промыслы»

Архангельская щепная птица. Птица Счастья

25

Ракета-носитель

Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты.

Изделие: «Ракета-носитель»

26

Летательный аппарат.

Воздушный змей

Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Изделие: «Воздушный змей»

27

В.м.«Народные промыслы» Игрушечные промыслы России.Полхов-Майданская деревянная игрушка. Грибок - копилка

28

В.м. « Народные промыслы» Игрушечные промыслы России.  Филимоновские игрушки - свистульки

Человек и информация – ( 3ч + 1ч В.м.)

29

Создание титульного листа. Работа с таблицами. Практическая работа на компьютере.

Инструктаж «Правила работы на компьютере»

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).

30

В.м. « Народные промыслы» Игрушечные промыслы России.Русская матрёшка

31

Создание содержания книги. Переплётные работы. Практическая работа на компьютере.

Практическая работа: «Содержание»

32

Создание содержания книги. Переплётные работы. Практическая работа на компьютере.

Практическая работа: Изделие:«Дневник путешественника»

Резервные уроки – 2 часа

33

Резервный урок 1

Административная контрольная работа за 2 четверть.

1

Творческая работа

34

Резервный урок 2

Промежуточная аттестация.

1

Творческая работа

Итого

34 часа

                                                       4.Формы   контроля знаний:

Текущий контроль  - самоконтроль — при введении нового материала, взаимоконтроль — в процессе его отработки, обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ;

Тематический контроль – изготовление изделий по шаблону или по собственному замыслу. Творческая работа;

Периодический контроль – административная контрольная  работа за четверть. Творческая работа;

Итоговый  контроль - промежуточная аттестация.

5. Учебно- методическое   обеспечение

Учебники:

 Технология. 4 класс. Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева;

Рабочие программы: Предметная линия учебников Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой Технология (1-4): Технология. 4 класс. Рабочая программа к УМК Лутцевой Е. А.  «Школа России» ФГОС (40 стр.), Вако 2015;

Рабочая тетрадь: Технология. 4 класс.Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева.

6. Список  литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство «Просвещение»
  3. Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение»
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
  6. Ковалева Г.С.  Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  7. Ковалева Г. С.  Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....