Внеурочная деятельность в 1 классе
рабочая программа по технологии (1 класс)

Бумажные фантазии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumazhnye_fantazii.docx48.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской

Рамонского муниципального района

Воронежской области

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Протокол №___

от «__» _________2016г

Руководитель

___________И.А. Радченко

СОГЛАСОВАНО

Руководитель

методического совета «___»____________2016г _________И.В. Кувшинкина

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №____

от «___»________2016 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

«БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ

ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОРИГАМИ»

1- в класс, возраст обучающихся 6-7 лет

2016-2017 учебный год









Разработчик программы:
Руденко Марина Олеговна

учитель  начальных классов, первая квалификационная категория

р.п. Рамонь

2016г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для 1 класса.

Количество недельных часов – 2.

Количество часов в год – 64. 
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Бумажные фантазии или путешествие в страну Оригами» составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального  общего  образования, реализуется на  основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Технология».

  Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ;

  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

- от 31.03.14 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 26.01.2016 г. № 38);

- от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

- от 29.12.2010 г. №        189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- от 24.11.2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 25.05. 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования; примерные программы отдельных учебных предметов;
  • Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.


Оригами - искусство складывания из бумаги различных фигурок, возникшее в Японии в глубокой древности. Несмотря на глубокие исторические корни, оригами не является чем-то застывшим. Оно активно развивается и сейчас и не только в Японии, но и во всём мире. Сотни тысяч людей в разных странах с увлечением отдаются изучению этого искусства, повторяя старые образцы и создавая новые формы.

Чаще всего оригами преподают детям в детских садах, начальной школе и различных кружках. И связано это с тем, что оригами обладает большими возможностями в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

На основе данных операций у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными, происходит развитие глазомера.

Кроме указанного выше, оригами способствует:

  • концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
  • развитию конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
  • стимулированию и развитию памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;
  • ознакомлению детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно обогащая словарь специальной терминологии ребенка;
  • активизации мыслительных процессов. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
  • совершенствованию трудовых умения ребёнка, формируя культуру труда;
  • созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
  • использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Цель: научить учащихся начальной школы пользоваться средствами выразительности языка оригами в собственной художественно-творческой деятельности.

Задачи:

  1. организовать работу детей по наблюдению, сравнению, сопоставлению и анализу пространственных форм изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в художественном конструировании на основе использования возможностей оригами;
  2. организовать работу детей в паре и в малых группах по изготовлению изделий;
  3. Развивать психологический контакт между учителем и учениками.
  4. Познакомить с основными приемами оригами;
  5. Учить читать технологическую карту, схемы, ориентироваться в проблемных ситуациях

Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед; Программа предполагает организацию совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает  преподавание  материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Учитывая, что образные представления у школьников значительно опережают их практические умения предполагается использование игр-упражнений, упражнений по цветоведению, заданий, обогащающих словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры.

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.
Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).
Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
• безопасности.
        Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
        Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика). В результате освоения курса у первоклассников будут сформированы знания, умения, навыки, представления. предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

-осознание своих достижений в области преобразовательной предметно-практической деятельности;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды о Могут быть сформированы:

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность.

Предметные результаты

Первоклассник научится:

  • соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
  • выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
  • использовать правила и приемы рациональной разметки;
  • аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
  • аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
  • аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
  • аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
  • изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
  • пришивать пуговицы;
  • выполнять комбинированные работы из разных материалов;

-  воспринимать инструкцию {устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

-  внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;

  • выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
  • устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;
  • на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  • мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;

-        создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;

-        пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;

- устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;

-        осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школеи в условиях домашнего быта).

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

-        подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока;

-        планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с
поставленной целью;

  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;

        осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку
хода практической работы.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

Первоклассник получит возможность научиться:

-        осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных
доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-        организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

-        проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и
результатам их работы.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • -        самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в
    малых группах, разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита работ.


    Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
  • выставки;
  • творческие дела и мини-проекты.






2.Содержание учебного курса

№ п/п

Название темы

Количество часов

Основное содержание темы, термины и понятия

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Введение

2

Что такое оригами. Его родина правила безопасной работы.

Работа в парах

Самостоятельная работа

Наблюдения за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Самостоятельная работа

2

Азбука складывания

7

Работа с прямоугольными листами бумаги, умение превращать их в листы квадратной формы.

Работа в парах

Самостоятельная работа

Практическая работа

Видеоурок

Наблюдения за демонстрациями учителя

Слушание и анализ

Работа с раздаточным материалом

Измерение величин

3

Объемные фигуры из квадрата. Композиции.

15

Знакомство с базовыми формами из квадратного листа. Что такое композиция. Составление композиций из объемных фигурок.

Самостоятельная работа, в парах

Организация выставок

Слушание объяснений учителя

Просмотр учебных фильмов

4

Оригами из кругов

17

Превращение квадратного листа в круг. Основные формы. Орнамент. Композиция.

Практическая отработка приемов складывания

Самостоятельная работа

Измерение величин

Слушание объяснения учителя и анализ

Решение творческих  задач

5

Изменение формы.

Композиции.

11

Превращение ранее сделанных фигур в другие, путем изменения формы. Учимся воображению, творческому подходу.

Практическая отработка приемов складывания

Самостоятельная работа

Слушание объяснений учителя Анализ готовых работ

6

Поделки из базовых форм

10

       Базовые формы: воздушный змей, ромбик, стрела. Орнамент. Композиция. Коллективная работа. Проект.

Практическая отработка приемов складывания

Самостоятельная работа

Слушание объяснений учителя Анализ готовых работ

7

Подведение итогов

2

Всего

64


3.Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Примерные сроки изучения

Дата фактическая

Примечания

Введение. Правила работы с бумагой. Игра  «Мастерилка».

05 -09.09.2016

Правила безопасной работы. Игра «Превращалка».

05 -09.09.2016

Азбука складывания.

12 -16.09.2016

Как вырезать квадрат.

12 -16.09.2016

Оригами. Складываем прямоугольник.

19 -23.09.2016

Карандаш.

19 -23.09.2016

Карандашница.

26 -30.09.2016

Гофрирование.

26 -30.09.2016

Ежик из гармошки.

03 -07.10.2016

Оригами. Объемные фигуры из квадрата.

03 -07.10.2016

Лиса с лисятами.

10 -14.10.2016

Собачка.

10 -14.10.2016

Что такое аккуратность.

17 -21.10.2016

Заготовки из квадратиков: воздушный змей, ромбик, стрела.

17 -21.10.2016

Звезды и снежинки.

24 -28.10.2016

Звезды и снежинки.

24 -28.10.2016

Звезды и снежинки.

31 -04.11.2016

Разноцветные узоры. Склеивание орнамента.

31 -04.11.2016

Заготовки из квадратиков: воздушный змей, корона, трилистник.

14 -18.11.2016

Разноцветные узоры. Склеивание орнамента из конфетных фантиков.

14 -18.11.2016

Композиции из выпуклых деталей. Что такое композиция.

21 -25.11.2016

Еловая ветка.

21 -25.11.2016

Дед Мороз.

28 -02.12.2016

Композиция «Новый год».

28 -02.12.2016

Оригами из кругов. Грибочки .

 05-09.12.2016

Оригами из кругов. Рыбка и морковка.

 05-09.12.2016

Оригами из кругов. Лягушка и елочка.

 12-16.12.2016

Оригами из кругов. Гуси.

 12-16.12.2016

Оригами из кругов. Пеликан.

 19-23.12.2016

Композиция «Праздничный букет».

 19-23.12.2016

Оригами. Изменение формы. Сельский  дом.

 26-30.12.2016

Оригами. Изменение формы.

Многоэтажный дом.

 26-30.12.2016

Оригами. Изменение формы.

Высотный дом, дом с закругленной крышей.

 16-20.01.2017

Деревья.

 16-20.01.2017

Составляем композицию «Мой дом».

 23-27.01.2017

Оригами. Изменение формы.

Превращения домиков  в машины, космические корабли и др.

 23-27.01.2017

Коллективная работа «Моя улица».

 30-03.02.2017

Коллективная работа «Моя улица».

 30-03.02.2017

Оригами. Изменение формы.

Превращения домиков  в пароходы, катера, яхты.

 06-10.02.2017

Композиция «В порту».

 06-10.02.2017

Поделки из базовой формы «воздушный змей»: мальчик, девочка, юбка, брюки

 13-17.02.2017

Поделки из базовой формы «воздушный змей»: мальчик, девочка, юбка, брюки

 13-17.02.2017

Поделки из базовой формы «воздушный змей»: мальчик, девочка, юбка, брюки

 27-03.03.2017

Поделки из базовой формы «воздушный змей»: мальчик, девочка, юбка, брюки

 27-03.03.2017

Составляем композицию «Веселый хоровод».

 06-10.03.2017

Петушок и курочка. Создаем объемную композицию «Птичий двор».

 06-10.03.2017

Петушок и курочка. Создаем объемную композицию «Птичий двор».

 13-17.03.2017

Петушок и курочка. Создаем объемную композицию «Птичий двор».

 13-17.03.2017

Лебедь. Композиция «На озере».

 20-24.03.2017

Лебедь. Композиция «На озере».

 20-24.03.2017

Лебедь. Композиция «На озере».

 03-07.04.2017

Оригами из кругов. Собачка, колоски, цветочек.

 03-07.04.2017

Оригами из кругов. Собачка, колоски, цветочек.

 10-14.04.2017

Оригами из кругов. Собачка, колоски, цветочек.

 10-14.04.2017

Оригами из кругов. Бабочка, елочка, снежинка, одуванчик.

 17-21.04.2017

Оригами из кругов. Бабочка, елочка, снежинка, одуванчик.

 17-21.04.2017

Оригами из кругов. Бабочка, елочка, снежинка, одуванчик.

 24-28.04.2017

Оригами из кругов. Бабочка, елочка, снежинка, одуванчик.

 24-28.04.2017

Оригами из кругов. Бабочка, елочка, снежинка, одуванчик.

 03-05.05.2017

Составляем мозаику.

 08-12.05.2017

Составляем мозаику.

 08-12.05.2017

Составляем мозаику.

 15-19.05.2017

Выставки лучших работ.

 15-19.05.2017

Подводим итоги.

 22-26.05.2017


4.Учебно-методическое обеспечение

Класс

Методическое, дидактическое обеспечение

1

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
4. Богатова И. Оригами . Цветы. «Мартин», 2007
5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004
6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008
7. Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/

8.Проснякова Т.Н.Технология.1 – 4 класс., М., «Просвещение»,2014

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • демонстрационные измерительные инструменты и приспособления;
  •  демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел.
  • наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;
  • инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль,  кисти для клея и для красок;.
  • презентационные материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""

внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс...