Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по технологии (3 класс)

Петрова Светлана Васильевна.

Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_tehnologiya.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе следующих  нормативных документов:

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 г. № 5);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.2                     2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 . № 189(в действующей редакции от 25.12.2013№3) с изменениями на 24.11.2015;

  • Учебного плана МБОУ «Газопроводская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2019 учебный год;
  • Годового учебного плана-графика МБОУ «Газопроводская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2019 учебный год;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Газопроводская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год – 2018-2019 учебные годы;

  Примерной программы начального общего образования по технологии для общеобразовательных учреждений  и программы   общеобразовательных учреждений авторов Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой  «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2013./

Цели и задачи программы обучения

         Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

  Основные задачи курса:

  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  • формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления;
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

        

Место предмета в учебном плане

                В учебном плане МБОУ «Газопроводская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2019 учебный год,  отведено на изучение  предмета «Технология» 34 часа в год (1 час в неделю).

Планируемые результаты реализации учебного предмета

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  • отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
  • проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
  • испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД

Уметь:

  • формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  •  выявлять и формулировать учебную проблему;
  • анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
  • выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

  • с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
  • открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

  • учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать:

  • о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
  • о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
  • Уметь:
  • узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
  • соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

  • названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
  • последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • основные линии чертежа (осевая и центровая);
  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • косую строчку, ее варианты, их назначение;
  • названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

  • о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
  • о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

  • читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
  • выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку;
  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
  • решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать:

  • названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
  • иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.

Уметь с помощью учителя:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
  • выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
  • работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

Содержание   учебного предмета

Мастерская скульптора (6 часа)

Вспомним и обсудим! Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?

Мастерская рукодельницы (8 часов)

Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Подвеска.

Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов (11 часов)

Строительство и украшение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка. Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из креповой бумаги.

Мастерская кукольника (6 часов)

Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились.

            Информационная мастерская (3 часов)

 Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник. Проверим себя.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Мастерская скульптора.

6

2.

Мастерская рукодельниц

8

3.

Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора.

11

4.

Мастерская кукольника

6

5.

Информационная мастерская

3

ИТОГО:

34


Календарно – тематическое планирование

Тема раздела, урока.

Кол-во часов

Дата  план

Дата  факт

Планируемые результаты.

Образовательный продукт.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Мастерская скудьптора ( 6ч.)

1

Вспомним и обсудим.ТБ в кабинете. Вводный инструктаж по ТБ.

1

05.09

  • повторить изученный во втором классе материал;
  • дать общее представление о процессе творческой деятельности человека (замысел образа, подбор материалов, реализация);
  •  сравнить творческие процессы в видах деятельности разных мастеров;
  •  вспомнить и применить знания и умения о технологиях обработки природных материалов.

Самостоятельно:

  • анализировать образцы изделий с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  • планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • обобщать (называть) то новое, что освоено;
  • оценивать результаты своей работы и работы одноклассников.

С помощью учителя:

  • наблюдать и сравнивать этапы творческих процессов;
  • открывать новые знания и умения;
  • решать конструкторско-технологические задачи через наблюдение и рассуждение;
  • сравнивать и находить общее и различное в этапах творческих процессов, делать вывод об общности этапов творческих процессов;
  • корректировать при необходимости конструкцию изделия, технологию его изготовления;
  • искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете;
  • знакомиться с профессиями, уважительно относится к труду мастеров.
  • поддерживать мотивацию учеников к творческой деятельности в сфере техники и технологий;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология»;
  • помогать ученикам в формировании целостного взгляда на мир во всем разнообразии культур и традиций творческой деятельности мастеров.

2

Как работает скульптор?

1

13.09

  • познакомить с понятиями «скульптура», «скульптор»;
  • дать общее представление о материалах, инструментах скульптора, приемах его работы;
  • дать общее представление о сюжетах скульптур разных времен и народов;
  • обсудить истоки вдохновения и сюжетов скульптур разных мастеров.

Самостоятельно:

  • анализировать образцы изделий с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  • планировать практическую работу и работать по собственному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результаты своей работы и работы одноклассников.

С помощью учителя:

  • наблюдать и сравнивать различные рельефы, скульптуры по сюжетам, назначению, материалам, технологии изготовления изделий из одинаковых материалов;
  • отделять известное от неизвестного;
  • открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения;
  • изготавливать изделия с опорой на рисунки, инструкции, схемы;
  • проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  • искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, интернете;
  • знакомиться с профессиями, уважительно относиться к труду

мастеров.

  • знакомить с профессиями, поощрять у учащихся уважительное отношение к труду мастеров;
  • поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология»

Изделие: скульптура

3

Скульптуры разных времен и народов

1

20.09

Изделие: скульптура

4

Статуэтки

1

27.09

  • знакомство с понятием «статуэтка»;
  • сюжеты статуэток, назначение, материалы, из которых они изготовлены;
  • средства художественной выразительности, которые использует скульптор;
  • мелкая скульптура России, художественные промыслы;
  • отображение жизни народа в сюжетах статуэток.

Изделие: женская скульптура

5

Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?

1

04.10

  • познакомить с понятиями «рельеф» и «фактура», с видами рельефов;
  • дать общее представление о способах и приёмах, получения рельефных изображений;
  • научить изготавливать простейшие рельефные изображения с помощью приёмов лепки и различных приспособлений;
  • дать общее представление о сюжетах рельефных изображений и их использовании в архитектуре и декоре у разных народов и в разные эпохи.
  • знакомить с профессиями, поощрять у учащихся уважительное отношение к труду мастеров;
  • поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология»

Изделие: статуэтка

Рельефное изображение

6

Конструируем из фольги

1

11.10

  • познакомить с фольгой как материалом для изготовления изделий, со свойствами фольги;
  • осваивать приёмы формообразования фольги;
  • учить изготавливать изделия из фольги с использованием изученных приёмов её обработки.

Самостоятельно:

  • анализировать образцы изделий с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделий;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделия;
  • оценивать свои результаты и результаты одноклассников.

С помощью учителя:

  • исследовать свойства фольги, сравнивать способы обработки фольги с другими изученными материалами;
  • отделять известное от неизвестного;
  •  открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через исследование, пробные упражнения;
  • изготавливать изделия по технологической карте;
  • проверять изделия в действии;
  • корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  • искать информацию в приложении учебниках, книгах, энциклопедиях, интернете;
  • осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебниках и других источниках информации.
  •  поддерживать  

мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества;

  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология»

Изделие из фольги

Мастерская рукодельницы (8 ч.)

7

Вышивка и вышивание

1

18.10

  • познакомить с вышиванием как с древним видом рукоделия, видами вышивок, традиционными вышивками разных регионах России.;
  • познакомить с использованием вышивок в современной одежде, работы вышивальщиц в старые времена и сегодня;  
  • освоить два приёма закрепления нитки на ткани в начале и в конце работе, обсудить области их применений;
  • научить вышивать болгарским крестом-вариантом строчки косого стежка;
  • закреплять умение изготавливать и размечать швейные детали по лекалу.

Самостоятельно:

  • анализировать образцы изделий с опорой на памятку;
  • организовать рабочие место в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  • наблюдать и сравнивать разные вышивки, строчку косого стежка и её вариант “Болгарский крест”;
  • планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результат своей работы и работы одноклассников;
  •  изготавливать изделия с опорой на рисунки, схемы;  

С помощью учителя:

  • наблюдать и сравнивать приёмы выполнения строчки “Болгарский крест”, “крестик” и строчки косого стежка, приёмы выполнения строчки петельного стежка и её вариантов;
  • назначение изученных строчек; Способы пришивания разных видов пуговиц;
  • отделять известное от неизвестного;
  • открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения;
  • искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете.

  • поддерживать мотивацию и интересы учеников к декоративно-прикладным видам творчествам;
  • знакомить с культурным наследием своего края, учить уважительно относиться к труду мастеров;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважении учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета “Технология”.

Изделие с вышивкой

8

Строчка петельного стежка

1

25.10

  • познакомить со строчкой петельного стежка и приемами ее выполнения;
  • вариантами строчки петельного стежка;
  • учить узнавать ранее изученные виды строчек в изделиях;
  • обсудить и определить назначения ручных строчек в изделиях: отделка, соединение деталей;
  • учить самостоятельно выстраивать технологию изделия сложного швейного изделия;
  • закреплять умение изготавливать и размечать швейные детали по лекалу.

Изделие с использованием строчки петельного шва

9

Пришивание пуговицы.

1

08.11

  • познакомить с историей пуговиц, назначением пуговиц, видами пуговиц и других застежек;
  • способы и приемы пришивания пуговиц с дырочками;
  • учить самостоятельно выстраивать технологию изготовления сложного швейного изделия.

Изделие с пуговицами

10

Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево»

1

15.11

  • осваивать изготовление изделия сложной конструкции в группах по 4-6 человек;
  • учить использовать ранее полученные знания и умения по шитью, вышиванию и пришиванию пуговиц при выполнении изделия сложной конструкции;
  • учить выстраивать технологию изготовления комбинированного изделия.

Самостоятельно:

  • использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях;
  • анализировать образцы изделий с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  • планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • выполнять свою часть работы, договариваться, помогать друг другу в совместной работе;
  • оценивать результаты своей работы и работы одноклассников.

С помощью учителя:

  • наблюдать и обсуждать конструктивные особенности изделия сложной составной конструкции, делать выводы о наблюдаемых явлениях;
  • подбирать технологию изготовления сложной конструкции;
  • распределять работу и роли в группе, работать в группе, исполнять роли;
  • изготавливать изделия с опорой на рисунки, инструкции, схемы;
  • проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  • искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете.
  •  поощрять и стимулировать взаимопомощь во время коллективной работы, умение  быть благодарным;
  • учить работать дружно, без конфликтов, учить мирно разрешать возникающие конфликтные ситуации;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Проект

11

История швейной машины

1

22.11

  • познакомить с профессиями, связанными с изготовлением швейных изделий;
  • дать общее представление о назначении швейной машины, бытовых и промышленных швейных машинах различного назначения;
  • познакомить с эластичными видами тканей, с  его механическими и технологическими свойствами, с формообразованием деталей из трикотажа способом набивки с последующей утяжкой и стяжкой на проволочный каркас;
  • учить подбирать ручные строчки к изготавливаемому изделию.

Самостоятельно:

  • анализировать образцы изделия с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  • наблюдать и сравнивать свойства тонкого синтетического трикотажа и ткани;
  • соотносить изделие с лекалами его деталей;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результат своей работы и работы одноклассников.

С помощью учителя:

  • наблюдать и сравнивать конструктивные особенности и технологии изготовления изделий из одинаковых материалов;
  • обсуждать последовательность изготовления изделия из трикотажа;
  • отделять известное о неизвестного;
  • открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через обсуждения и рассуждения;
  • планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • изготавливать изделие с опорой на рисунки и схему;
  • проверять изделие в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  • искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете;
  • осваивать умения обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике, в других источниках информации.
  • знакомить с профессиями, поощрять у учащихся уважительное отношение к труду мастеров;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология»;
  • поощрять и стимулировать интерес к технике.

Кластер

12

Секреты швейной машины

1

29.11

  • дать общее представление о придаточных механизмах, видах передач на примере знакомых детям технических устройств;
  • расширять знания о физических и технологических свойствах эластичных тканей, трикотажа.

Викторина

13

Футляры

1

06.12

  • дать общее представление о разнообразных видах футляров, их назначении, конструкциях; требованиях к конструкции и материалам, из которых изготавливаются футляры;
  • совершенствовать умение подбирать материал в зависимости от назначения изделия, изготавливать детали кроя по лекалу, обосновывать выбор ручной строчки для сшивания деталей, пришивать бусину.

Изделие: футляр

14

Наши проекты. Подвеска

1

13.12

  • учить подбирать размеры изготавливаемых изделий в зависимости от места их использования;
  • совершенствовать умение подбирать материалы и инструменты предложенного изделия, обосновывать свой выбор;
  • учить выстраивать технологию изготовления сложного комбинированного изделия;
  • развитие творческих конструкторско-технологических способностей.

Самостоятельно:

  • анализировать образцы изделия с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  • планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результат своей работы и работы одноклассников;
  • договариваться, помогать друг другу в совместной работе.

С помощью учителя:

  • наблюдать и обсуждать конструктивные особенности изделия сложной составной конструкции, делать выводы о наблюдаемых явлениях;
  • подбирать технологию изготовления сложной конструкции;
  • планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • распределять работу и роли в группе, работать в группе, исполнять социальные роли;
  • изготавливать изделие с опорой на рисунки и схему;
  • проверять изделие в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  • искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете;
  • использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях.
  • поощрять и стимулировать взаимопомощь во время коллективной работы, умение  быть благодарным;
  • учить работать дружно, без конфликтов, учить мирно разрешать возникающие конфликтные ситуации;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Проект

Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора (11 ч.)

15

Строительство и украшение дома

1

20.12

  •  дать общее представление о разнообразии строений и их назначении;
  • дать общее представление о требованиях к конструкции и материалам строений в зависимости от их функционального назначения, о строительных материалах прошлого и современности, о декоре сооружений;
  • освоение технологии обработки гофрокартона;
  • использование цвета и фактуры гофрокартона для имитации конструктивных и декоративных элементов сооружений.

Самостоятельно:

  • анализировать образцы изделия с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место  для работы с бумагой, гофрокартоном, обосновывать свой выбор предметов;
  • планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • изготавливать изделие с опорой на рисунки и схему;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результат своей работы и работы одноклассников.

С помощью учителя:

  • исследовать свойства гофрокартона;
  • наблюдать и обсуждать конструктивные особенности, материалы и технологию изготовления изделия;
  • отделять известное о неизвестного;
  • открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения;
  • искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете.
  • знакомить с культурой народов разных стран, наследием своего края, учить уважительно относится к труду мастеров;
  •  поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Изделие: дом

16

Объём и объёмные формы. Развёртка

1

27.12

  • познакомить учащихся с разнообразием форм объемных упаковок, с чертежами разверток;
  • учить читать развертки прямоугольной призмы, соотносить детали и обозначения на чертеже, размечать развертки по их чертежам, собирать призму из разверток;
  • совершенствовать умения узнавать и называть изученные линии чертежа, подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;
  • использовать ранее освоенные способы разметки и соединений деталей;
  • развивать воображения, пространственные представления.

Самостоятельно:

  • использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях;
  • организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • декорировать объемные геометрические формы известными способами, обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результат своей работы и работы одноклассников.
  • обсуждать и оценивать результаты своего труда и труда одноклассников;
  • договариваться, помогать друг другу в совместной работе.

С помощью учителя:

  • наблюдать и сравнивать плоские и объемные геометрические фигуры, конструктивные особенности объемных геометрических фигур и деталей изделий, размеры коробок и их крышек, конструктивные особенности узлов макета машины;
  • анализировать образцы изделия с опорой на памятку;
  • отделять известное о неизвестного;
  • открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения;
  • находить и соотносить пары-развертки и их чертежи;
  • упражняться  в чтении чертежей разверток;
  • обсуждать последовательность построения разверток;
  • планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • изготавливать изделие по чертежам, рисункам и схемам;
  • проверять изделие в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  • искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете.
  • стимулировать интерес к практической геометрии, декоративно-прикладным видам творчества;
  • поощрять проявление внимания к другим, стремление делать подарки и совершать нравственные поступки;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Развертка призмы по чертежу

17

Подарочные упаковки

1

17.01

  • учить соотносить коробку с ее разверткой, узнавать коробку по ее развертке, использовать известные знания и умения в новых ситуациях  - оформление подарочных  коробок;
  • совершенствовать умение подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор, использовать ранее освоенные способы разметки и соединения деталей;
  • развивать воображение, пространственные представления.

Изделие: упаковка

18

Декорирование (украшение) готовых форм

1

24.01.

  • дать общее представление декора в изделиях;
  • освоить приемы оклеивания коробки и ее крышки тканью;
  • учить использовать ранее изученные способы отделки, художественные приемы и техники для декорирования подарочных коробок.

Изделие: упаковка

19

Конструирование из сложных развёрток

1

31.01.

  • дать общее представление о понятиях  «модель», «машина»;
  • учить читать сложные чертежи;
  • совершенствовать умение соотносить детали изделия с их развертками, узнавать коробку по ее развертке, выполнять разметку деталей по чертежам;
  • учить изготавливать подвижные узлы модели машины, собирать сложные узлы;
  • совершенствовать умение подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор, использовать ранее освоенные способы разметки и соединения деталей;
  • закреплять умение работать со словарем;
  • развивать воображение, пространственные представления.

  • стимулировать интерес к практической геометрии, декоративно-прикладным видам творчества;
  • поощрять проявление внимания к другим, стремление делать подарки и совершать нравственные поступки;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Изготовление макета

20

Модели и конструкции

1

07.02.

  • дать общее представление о прочности как техническом требовании конструкции;
  • расширить представление о видах соединения деталей конструкции, о способах подвижного и неподвижного соединения деталей наборов типа «конструктор»;
  • познакомить с группой крепежных деталей, инструментами – отвертка, гаечный ключ;
  • расширить знания о профессиях – технические профессии людей, работающих на производстве автомобилей, летательных аппаратах;
  • расширить представления о понятиях «модель», «машина»;
  • учить изготавливать подвижные узлы моделей машин и летательных аппаратов, собирать сложные узлы из деталей наборов типа «конструктор»;
  • совершенствовать умения подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;
  • закреплять умение работать со словарем;
  • развивать воображение, пространственные представления.

Самостоятельно:

  • использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях;
  • организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результат своей работы и работы одноклассников;
  • обсуждать и оценивать результаты своего труда и труда одноклассников;
  • договариваться, помогать друг другу в совместной работе.

С помощью учителя:

  •  наблюдать и обсуждать конструктивные особенности деталей наборов типа «конструктор» и изделий, изготовленных из этих деталей;
  •  анализировать схемы, образцы изделий из деталей наборов типа «конструктор» с опорой на рисунке;
  • наблюдать и сравнивать условия, при которых подвижное соединение деталей можно сделать неподвижным и наоборот;
  • отбирать модели и макеты, обсуждать конструктивные особенности изделий сложной конструкции;
  • подбирать технологию изготовления сложной конструкции;
  •  отделять известное от неизвестного;
  •  открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения, исследования, пробные упражнения, делать выводы о наблюдаемых явлениях;
  •  обсуждать последовательность изготовления макетов и моделей из деталей наборов типа «конструктор»;
  •  планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  •  распределять работу и роли в группе, работать в группе, исполнять социальные роли;
  • проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  •  искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете.
  • уважительно относится к труду инженеров-конструкторов и других специалистов технических профессий;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Изготовление макета

21

Наши проекты. Парад военной техники

14.02

  • осваивать изготовление изделий сложной конструкции в группах по 4-6 человек;
  • учится использовать ранее полученные знания по работе с наборами типа «конструктор» при выполнении изделий сложной конструкции;
  • учиться выстраивать технологию изготовления сложного комбинированного изделия.

Проект

22

Наша родная армия.

1

21.02

  • расширять представления о российских вооруженных силах, о родах войск;
  • повторить геометрические знании об окружности, круге, радиусе и окружности, познакомить с понятием диаметр и окружность;
  • научить делить круг на пять частей, изготавливать пятиконечные звезды;
  •  совершенствовать умения подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;
  • развивать воображение, пространственные представления.  

Самостоятельно:

  •    анализировать образцы изделия с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место  в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  •   планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результат своей работы и работы одноклассников.                                

С помощью учителя:

  •  наблюдать и обсуждать последовательность деления окружности на пять равных частей;
  • упражняться в делении окружности на пять равных частей с целью построения звезды;
  • наблюдать, обсуждать конструктивные особенности, материалы и технологию изготовления изделия;
  •  проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  •  искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете.
  • уважительно относится к военным и их труду и службе в вооруженных силах;
  • пробуждать патриотические чувства гордости за свою страну и ее профессиональных защитниках;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Изделие: машина

23

Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг

1

28.02

  • познакомить с понятием «декоративно-прикладное искусство», художественными техниками – филигранью и квиллингом, профессией художника-декоратора;
  • освоить прием получения бумажных деталей, имитирующих филигрань, придание разных форм готовым деталям квиллинга;
  • совершенствовать умение подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;
  • развивать воображение, дизайнерские качества.

Самостоятельно:

  • анализировать образцы изделия с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место  в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  •   планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • изготавливать изделие в технике квиллинг с опорой на рисунки, схемы;
  • обобщать то новое, что освоено.

С помощью учителя:

  • наблюдать и сравнивать приемы выполнения художественных техник, конструктивные особенности изделий;
  • наблюдать, обсуждать особенности и последовательности изготовления изделий из креповой бумаги и изделий в технике квиллинг и изонить;
  • отделять известное от неизвестного;
  •  открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения;
  • копировать или создавать свои формы цветков в технике квиллинг, использовать разные материалы;
  • изготавливать изображения в технике изонить по рисункам, схемам;
  • проверять изделие в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  •  искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете.
  • побуждать и поддерживать интерес к декоративно-прикладным видам искусства, уважительно относится к людям соответствующих профессий;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Изделие в технике филигрань или квиллинг

24

Изонить

        

1

07.03.

  • познакомить с художественной техникой изонить, осваивать приемы изготовления изделий в художественной технике изонить;
  • совершенствовать умения подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;
  • развивать воображение, дизайнерские качества.

Изделие в технике изонить

25

Художественные техники из креповой бумаги

1

14.03

  • познакомить с материалом креповая бумага, провести исследования по изучению свойств креповой бумаги;
  • осваивать приемы изготовления изделий из креповой бумаги;
  • совершенствовать умения подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;
  • развивать воображение, дизайнерские качества.

Самостоятельно:

  •    анализировать образцы изделия с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место  в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  •   планировать практическую работу и работать по составленному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • изготавливать изделие с опорой на чертежи, рисунки и схему;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результат своей работы и работы одноклассников.                                

С помощью учителя:

  • наблюдать, обсуждать конструктивные особенности, материалы и технологию изготовления изделия;
  •  проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  • искать информацию в Приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете.
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Изделие из креповой бумаги

Мастерская кукольника (6 ч.)

                

26

Что такое игрушка?

1

21.03

  • познакомить с историей игрушки, обсудить особенности современных игрушек, повторить и расширить знания о традиционных игрушечных промыслах России;
  •  учить использовать знакомые бытовые предметы для изготовления оригинальных изделий;
  • грамотно использовать известные знания и умения для выполнения творческих заданий;
  •  совершенствовать умения подбирать нестандартные материалы для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;
  • развивать воображение, дизайнерские качества.

Самостоятельно:

  • анализировать образцы изделия с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место  в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  • изготавливать изделие с опорой на чертежи, рисунки и схемы;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результат своей работы и работы одноклассников.                                

С помощью учителя:

  • наблюдать и сравнивать народные и современные игрушки, театральные куклы, их место изготовления, назначение, конструктивно-художественные особенности, материалы и технологии изготовления;
  • отделять известное от неизвестного;
  •  открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения;
  • изготавливать изделие с опорой на чертежи, рисунки и схемы;
  • проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  • искать информацию в Приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете;
  • обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике и других источниках информации.
  • побуждать и поддерживать интерес к декоративно-прикладным видам искусства, уважительно относится к людям соответствующих профессий;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Изделие: игрушка

27

Театральные куклы. Марионетки

1

04.04.

  • познакомить с основными видами кукол для кукольных театров, с конструктивными особенностями кукол-марионеток;
  • учить изготавливать куклы-марионетки простейшей конструкции на основе имеющихся у школьников конструкторско-технологических знаний и умений;
  • грамотно использовать известные знания и умения для выполнения творческих заданий;
  • совершенствовать умения подбирать нестандартные материалы для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;
  • учить выполнять групповой технологический проект, свой объем работы в группе;
  • развивать воображение, дизайнерские качества.

  • побуждать и поддерживать интерес к декоративно-прикладным видам искусства, уважительно относится к людям соответствующих профессий;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Изделие: марионетка

28

Игрушка из носка

1

11.04

  • познакомить  с возможностями вторичного использования предметов одежды;
  • совершенствовать умения решать конструкторско-технологические проблемы на основе имеющегося запаса знаний и умений, подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;
  • развивать воображение, творческие конструкторско-технологические способности,  дизайнерские качества

Самостоятельно:

  • анализировать образцы изделия с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место  в зависимости от конструктивных особенностей изделия;
  • изготавливать изделие с опорой на чертежи, рисунки и схемы;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результат своей работы и работы одноклассников.                                

С помощью учителя:

  • наблюдать и сравнивать конструктивные особенности и технологии изготовления кукол из носков и перчаток, кукол-неваляшек;
  •  отделять известное от неизвестного;
  •  открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения;
  • изготавливать изделие с опорой на чертежи, рисунки и схемы;
  • проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
  • искать информацию в Приложении учебника, книгах, энциклопедиях  журналов, интернете;
  • обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике и других источниках информации.
  • побуждать и поддерживать интерес к декоративно-прикладным видам искусства, уважительно относится к людям соответствующих профессий;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

Изделие: игрушка из носка

29

30

31

Кукла-неваляшка

Кукла-неваляшка

 

1

1

1

18.04

25.04

  •  познакомить с конструктивными особенностями изделий типа неваляшки;
  •  познакомить с возможностями использования вторсырья;
  • совершенствовать умения решать конструкторско-технологические проблемы на основе имеющегося запаса знаний и умений, подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор;
  •  развивать воображение, творческие конструкторско-технологические

  • способности,  дизайнерские качества.

Изделие: кукла-неваляшка

                                                                                           Информационная мастерская (3 ч.)

32

Знакомимся с компьютером

16.05

  • показать место и роль человека в мире компьютеров;
  • дать общее представление о компьютере как техническом устройстве, его составляющих частях и их назначении;
  • показать логику появления компьютера, изучить устройство, выполняющее отдельные виды работ, совмещенные в компьютере;

дать общее представление о месте и роли человека в мире компьютеров..

Самостоятельно:

  • соотносить изделия по их функциям;
  • анализировать образцы изделий с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место в зависимости о конструктивных особенностей изделия;
  • планировать практическую работу и работать по собственному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результаты своей работы и работы одноклассников.

С помощью учителя:

  • отделять известное от неизвестного;
  • открывать новые знания и умения через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения;
  • учиться работать с информацией на CD/DVD, флешкартах;
  • искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете;
  • знакомиться с профессиями, уважительно относиться к труду мастеров;
  • осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебниках и других источниках информации.
  • поддерживать мотивацию и интерес учеников к рациональному использованию возможностей компьютера в учебе и во внеурочное время;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».

33-34

Компьютер – твой помощник

1

1

23.05

  • дать общее представление о компьютере как техническом устройстве, сочетающем ранее изобретенных технических устройств;
  • дать общее представление о способах хранения информации в разные временные периоды развития человечества;
  • познакомить с видами информаций, которые

могут быть записаны на дисках, и ее объемом, с другими накопителями информации;

научить правильно пользоваться внешними электронными носителями, учить соблюдать правила работы на компьютере.

Самостоятельно:

  • соотносить изделия по их функциям;
  • анализировать образцы изделий с опорой на памятку;
  • организовывать рабочее место в зависимости о конструктивных особенностей изделия;
  • планировать практическую работу и работать по собственному плану;
  • отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор;
  • обобщать то новое, что освоено;
  • оценивать результаты своей работы и работы одноклассников.

С помощью учителя:

  • отделять известное от неизвестного;
  • открывать новые знания и умения через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения;
  • учиться работать с информацией на CD/DVD, флешкартах;
  • искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете;
  • знакомиться с профессиями, уважительно относиться к труду мастеров;
  • осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебниках и других источниках информации.

  • поддерживать мотивацию и интерес учеников к рациональному использованию возможностей компьютера в учебе и во внеурочное время;
  • поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учащихся.

  • Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2016.

Для учителя.

  • Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. - М., Просвещение, 2014.
  • Т.Н.Максимова. Поурочные разработки по технологии.3кл.-М.:ВАКО,2013.
  • Журнал «Начальная школа»

Наглядные пособия

1.  Альбомы  демонстрационного  и  раздаточного  материала:

- коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть».

- раздаточные  материалы.

2. Набор  инструментов для  работы  с различными  материалами  в соответствии   с            программой.

3. Набор  демонстрационных  материалов, коллекции (в  соответствии  с программой).

4. Наборы  цветной  бумаги, картона,  в том  числе  гофрированного, кальки.

5. Заготовки  природного  материала.

       6.Объёмные модели геометрических фигур.

                                                                                                           

Технические средства обучения

1.Аудиоцентр/магнитофон.                                                                                                                                 2.Компьютер мобильный педагога.                                                                                          3.Мультимедийный проектор.                                                                                                             4.Экспозиционный экран.                                                                                                    

                   Компьютерные и информационно-коммуникативные средства                                                                                     1.Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.                                                                                                                                      2.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. 3.Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/  4.Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru , n-shkola.ru                                                                                                                                                                                                                                                


    Лист корректировки рабочей программы

№ п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

Дата проведения по факту

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...