Системно- деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников.
консультация по технологии

Трунькина Татьяна Александровна

Материал представляет собой выступление из опыта работы на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno-_deyatelnostnyy_podhod.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Системно – деятельностный подход в обучении

как основа организации учебной деятельности

 младших школьников

(из опыта работы)

                                                                          «Скажи мне, и я забуду,

                                                                          Покажи мне, и я запомню,

                                                                            Дай мне действовать самому,

                                                                          И я научусь».

 (китайская пословица)

     

        Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь. Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Нельзя не согласиться с этим высказыванием.

        Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.

        Таким образом, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения системно- деятельностного метода обучения.

         Системно – значит, не от случая к случаю, а в системе, систематически; деятельностный - значит, во главу угла ставится деятельность ученика, это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности.

  Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся  личную значимость. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных  технологий. Все они взаимосвязаны друг  с другом. Я для своей работы выбираю технологию системно - деятельностного обучения, чтобы  мои ученики умели работать на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.

     В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний и УУД в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Каковы же преимущества деятельностного подхода?

 У обучающихся в большей степени:

-развиваются навыки самостоятельной работы;

-формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

- интерес к предмету побуждает искать дополнительные источники информации.

     Дети  на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных  задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает  более эффективно, когда я говорю меньше, чем  мои ученики. Позиция учителя на таких уроках: «Иду к классу не с ответом, а с вопросом».

              Это означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством,  отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

             Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления. Работа на уроке строится по принципу: «Отвергаешь- предлагай!».

Деятельностный   подход   на своих уроках осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- владение приёмами  исследовательской деятельности;

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность;

-   использование  метода проектов  в  начальной школе;

- групповая форма работы.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

В прошлом году  дети защищали свои проекты на тему «Моя малая родина» на уроке окружающего мира. Готовились к защите около двух месяцев. Дети разделились на группы по тематике: достопримечательности моего города, заводы и фабрики моего города, знаменитые люди моего города, культурные заведения моего города и т.д. Выяснилось, что у кого- то на одном предприятии  работают родители, они объединились и создали свой общий проект. Нашлись ребята, которые собрали множество интересной информации и фотографий и вместе создавали свой проект, отбирая лучшее. Разнообразными оказались не только информация, но и оформление проектов. Дети на уроке проявили не поддельный интерес к такой работе, каждый хотел выступить, потому что занимался  активной деятельностью по созданию проекта.

На уроке обучения грамоте в 1 классе дети учились самостоятельно формулировать тему урока с помощью подводящих вопросов, загадок, чистоговорок, ставить задачи и составлять план работы. Для этого я использую вспомогательные схемы- модели (демонстрирую). Позже на экране появляется план работы.

На уроке знакомства с буквой Х,х говорим о значении хлеба, разбираем смысл пословицы «Хлеб всему голова» и создаю проблемную ситуацию: «Ребята, кто из вас знает как попал хлеб с поля к нам на стол?»

Каждый ученик класса получает возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить их.

Как решаем проблему? С помощью разных источников:

  • учебник,
  • слово учителя,
  •  самостоятельная добыча знаний,
  • учебный фильм…

Сравниваем гипотезы с полученной информацией и делаем вывод.

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

- работают с источниками  информации;

-решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению, работая в группах и парах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность,  я стараюсь применять его на различных этапах урока.

Методики:

-Ассоциативный ряд

-Цепочка признаков

-Серия вопросов «ДА», «НЕТ»

-Корзина идей

- Вопросительные слова

       На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.

Я на данном этапе настраиваю детей на работу, проговаривая  с ними задачу урока  («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом» и т.п.) Также высказываю  добрые  пожелания детям, даю моральную поддержку или  предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной  работы на уроке:  девизы  («С малой удачи начинается большой успех!», «Принцип три П. Познаём, пробуем, помогаем». «Не стыдно не знать, стыдно не хотеть» и т.д.                                  

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к  изучению нового материала, воспроизведению учебного  содержания, необходимого и достаточного для  восприятия нового,  указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний.  Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием  внимания, памяти, речи, мыслительных  операций.

На этапе проблемного объяснения нового материала  внимание детей обращаю на  отличительное  свойство задания, вызвавшего  затруднение, затем формулируется цель и тема  урока, организую подводящий  диалог, направленный на  построение и  осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью  схем, памяток.

Методики:

-Хорошо - плохо

-Найди ошибку

- Мозговой штурм

-Генератор идей

 Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения  подвожу итог.

  На этапе первичного закрепления  мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

Методики:

-Ситуационные задачи

-Корзинка заданий

-Задаём вопросы

        При проведении самостоятельной работы с самопроверкой  использую индивидуальную  форму  работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют   их  в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их доработать.  Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха, использую взаимопроверку.

Следующий этап- закрепление и  повторение. Здесь дети тренируют навыки использования нового знания совместно с раннее изученным  материалом, и повторяют  содержание, которое потребуется на  следующих  уроках. При повторении использую игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования. Это способствует  положительному эмоциональному фону,  развитию у  детей интереса к  урокам.

 При подведении итога на этапе рефлексии  фиксируем изученное новое  знание и его значимость. Я организую самооценку учебной  деятельности и инструктирую выполнение  домашнего задания. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

Методики:

-Моё настроение

-Я понял (не понял)

-Я могу помочь другим

-Синквейн (5 строк: 1 существ., 2 прилаг.,3 глагола, фраза, ассоциация или синонимы).

Надо признаться, что результат ожидаемый получается не сразу. Например, методика «Синквейн» на этапе подведения итогов пошла не сразу. Групповая работа качественная, интересная тоже требует серьёзной подготовки.

     В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих.

       Правильное использование системно-деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

    Применение системно - деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании».

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать системно- деятельностный подход в обучении как основу организации учебной деятельности младших школьников.

Уважаемые коллеги!

Хочу пожелать Вам, чтобы каждый из Вас услышал в свой адрес слова: «Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!» А для этого не забывайте заповеди:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
  • Веди ученика от собственного опыта к общественному
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
  • Учи анализировать каждый этап работы
  • Критикуя, стимулируй ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе"

Родительское собрание в 1 классе "Организация учебной деятельности младшего школьника - залог успешного обучения в школе" проведено после первой учебной недели. Цель собрания: выявить представления ро...

Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников

Выступление на педсовете по теме: " Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников" в виде презентации...

Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС

Развитие познавательных процессов и  мыслительных операций.Формирование представлений о коммуникативном взаимодействии и приобретение опыта  коммуникации в позициях «автора», «понимающего», ...

Методическая работа «Деятельностный подход в обучении — основа организации учебной деятельности младших школьников »

Методическая работа «Деятельностный подход в  обучении — основа организации учебной деятельности младших школьников »....

«Реализация основных принципов организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики в условиях развивающего обучения»

В статье рассматривается использование групповой и парной работы(основных принципов организации учебной деятельности в условиях развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова) на уроках математики ...

Системно-деятельностный подход в обучении - методологическая основа ФГОС

Системно-деятельностный подход в обучении - методологическая основа ФГОС...