Главные вкладки

    Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС
    материал на тему

    Бабаева Рухмия Уруджовна
    • Развитие познавательных процессов и  мыслительных операций.
    • Формирование представлений о коммуникативном взаимодействии и приобретение опыта  коммуникации в позициях «автора», «понимающего», «критика».
    • Формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sistemno-_deyatelnostnyy_podhod.doc248 КБ

    Предварительный просмотр:

    Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС

    Бабаева Рухмия Уруджовна, учитель начальных классов 

    Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка 

    Начальная школа – важный этап становления личности ребёнка. Формирование личностных качеств детей начинается  с создания в классе атмосферы доброжелательности, такой образовательной среды, в которой обеспечивается  потребность ребёнка  в «общении, любви и принадлежности» (Р.Маслоу).

    Цели и назначение  представляемых материалов могут быть определены следующим образом:

    • Развитие познавательных процессов и  мыслительных операций.
    • Формирование представлений о коммуникативном взаимодействии и приобретение опыта  коммуникации в позициях «автора», «понимающего», «критика».
    • Формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя.

    Основой организации учебного процесса в программе «Учусь учиться» является дидактическая система  деятельностного  метода  обучения, которая используется на трёх уровнях: базовом, технологическом и системно-технологическом.       

    Базовый уровень технологии деятельностного метода позволяет не только существенно повысить качество усвоения знаний по всем предметам, способствует развитию мышления и познавательных способностей учащихся, но и является одновременно ступенью перехода к технологическому уровню, открывающему новые возможности в организации учебного процесса и качественно более высокие результаты.

    На технологическом уровне происходит системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель не даёт новое знание в готовом виде, а организует  «открытие» его самими детьми. При системно-технологическом уровне работы учителя реализуется целостная структура учебной деятельности (шагов) и система дидактических принципов.  В этом творческом процессе ещё ярче проявляются и развиваются не только знаниевые и психологические характеристики личности, но и деятельностные качества, во многом определяющие успешную самореализацию ученика сначала в учёбе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать её результаты, умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде, обосновывать свою позицию и понимать позицию других и многое другое.                

    Включение учащихся в учебную деятельность осуществляется  на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…», которая является конкретизацией для организации педагогического процесса общей теории деятельности, разработанной в российской методологической школе. Технология деятельностного метода носит интегративный характер: в ней  синтезированы требования к организации учебного процесса  как со стороны традиционной школы, так и со стороны новых концепций образования, разработанных ведущими российскими педагогами и психологами. Таким образом, разработанная система деятельностного метода не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает  её в направлении реализации современных образовательных  целей. Одновременно она создаёт  условия для выбора каждым ребёнком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения ими социально безопасного минимума.   

    Здоровье – первая и основная потребность любого человека. В российской педагогике и психологии выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное, которые тесно связаны между собой. В результате психолого-педагогических  исследований установлено, что дидактические принципы деятельностного метода позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:

    • принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность; 
    • принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;                                         
    • принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса  к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.

    Для успешной работы в системе деятельностного метода обучения необходимо использовать различные пособия, дидактические материалы, программы, видеоматериалы. Группа учёных во главе с Л.Г.Петерсон создала учебные пособия для дошкольников, начальной школы и основной школы для 5, 6 классов.

    Содержание деятельностно-компетентностного метода

    Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.

    Отбор содержания и последовательность изучения основных математических понятий осуществлялись на основе системного подхода.

    В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

    • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
    • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
    • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД). 

    Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:

    • ставить цели;
    •  решать задачи;
    • отвечать за результаты.

    Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

    • урок открытия нового знания;
    • урок рефлексии;
    • урок построения системы знаний;
    • урок развивающего контроля.

    Например, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
    С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
    1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
    2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
    В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

    2. Актуализация и пробное учебное действие

    На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

    Соответственно, данный этап предполагает:

    1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
    2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
    3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;
    4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

    3. Выявление места и причины затруднения

    На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
    1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
    2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

    4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

    На данном этапе учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

    5. Реализация построенного проекта

    На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

    На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
    Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    8. Включение в систему знаний и повторение

    1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
    2) Актуализация и пробное учебное действие.
    3) Выявление места и причины затруднения.
    4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
    5) Реализация построенного проекта.
    6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
    7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
    8) Включение в систему знаний и повторение.
    9) Рефлексия учебной деятельности.

    На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
    Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

    На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
    Используя требования (
    Приложение 1) к составлению плана урока, можно приготовить занятие в соответствии с другими уровнями деятельностного метода обучения.

    Поделиться

    Требования технологии деятельностного метода (ТДМ) к урокам.

    Шкрабалюк И.В. (237-263-347)

    Требования технологии деятельностного метода (ТДМ) к уроку открытия новых знаний. Базовый уровень реализации ТДМ.

    Требования ТДМ

    I.Организационный момент

    1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

    2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

    II. Актуализация знаний

    1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
    2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
    3. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.
    4. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках.
    5. Организовать обобщение актуализированных способов действий.
    6. Организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание.
    7. Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

    III. Проблемное объяснение нового знания

    1. Зафиксировать  причину затруднения.
    2. Сформулировать и согласовать цели урока.
    3. Организовать уточнение и согласование темы урока.
    4. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
    5. Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.
    6. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
    7. Организовать фиксацию нового способа действия в знаках.
    8. Соотнесение нового знания с правилом в учебнике («Эталонах», справочнике, и т.д.).

    9) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

    IV. Первичное закрепление во внешней речи

    1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

    - фронтально;

    - в парах или группах.

    V. Самостоятельная работа с самопроверкой

    1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

    2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

    3)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.

    4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

    * В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении.

    VI.  Включение нового знания в систему знаний и повторение

    11) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия.

    2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

    VII.  Итог урока

    1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

    2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.

    3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

    4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.

    5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

    Технологический уровень реализации ТДМ к уроку открытия новых знаний.

    Требования ТДМ

    I.   Мотивация к учебной деятельности

    1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

    2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

    1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
    2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
    3. Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
    4. Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
    5. Организовать обобщение актуализированных способов действий.
    6. Мотивировать к выполнению индивидуального задания.
    7. Организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание.
    8. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

    III. Выявление причины затруднения

    1. Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).
    2. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

    IV. Проблемное объяснение нового знания

    1) Организовать постановку цели урока.

    2) Организовать уточнение и согласование темы урока.

    3) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания.

    4) Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.

    5) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

    6) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

    7) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике («Эталонах», справочнике, словаре и т.д.)

    8) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

    V. Первичное закрепление во внешней речи

    1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

    - фронтально;

        - в парах или группах.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    VII.  Включение нового знания в систему знаний и повторение

    1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

    2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

    VIII.  Рефлексия деятельности на уроке

    1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

    2) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

    3) Организовать вербальную фиксацию шагов по достижению цели.

    4) По результатам анализа работы на уроке организовать фиксацию направлений будущей деятельности.

    5) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

    6) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

    Системно - технологический уровень реализации ТДМ к уроку открытия новых знаний.

    Требования ТДМ

    I. Мотивация к учебной деятельности

    1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

    («надо»).

    2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

    3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

    1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

    2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

    3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

    4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

    5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

    6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

     7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

    8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

    III. Выявление места и причины затруднения

    1) Организовать восстановление выполненных операций.

    2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

    1.  Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами

    (алгоритмом, понятием и т.д.).

    1.  На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

    IV. Построение проекта выхода из затруднения

    Организовать построение проекта выхода из затруднения:

    1)Учащиеся ставят цель проекта

    (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

    2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

    3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

    4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для

    реализации поставленной цели.

    V. Реализация построенного проекта

    1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

    2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

    3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

    4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

    5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

    VI. Первичное закрепление во внешней речи

    1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

    - фронтально;

    - в парах или группах.

    VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

    2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение  работы с подробным образцом).

    3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*

    (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

    4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

    * В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.

    VIII. Включение в систему знаний и повторение

    1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

    2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

    IX. Рефлексия учебной деятельности

    1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

    2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

    3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

    4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

    5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

    Требования технологии деятельностного метода (ТДМ) к уроку рефлексии. Базовый уровень реализации ТДМ.

    Требования ТДМ

    I. Организационный момент

    1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

    2) Сформулировать основную образовательную цель урока.

    3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

    1) Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.)

    2) Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.

    3) Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны).

    4) Обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А1, А2, П1, В, О и т.д.)

    5) Организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д.

    6) Организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке.

    7) Организовать выполнение самостоятельной работы №1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа.

    8) Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок).

    9) Организовать мотивацию учащихся к сопоставлению работ по подробному образцу, в котором у каждого задания указано обозначение используемых эталонов (см. п. 4) с целью:

    а) выявления места и причины затруднения;

    б) самопроверки хода решения.

    III. Локализация затруднения

    Организовать подводящий диалог, результатом которого является пошаговое сопоставление работ с подробным образцом (фронтально, с проговариванием во внешней речи):

    а) фиксация способа действия, в которых возникло затруднение;

    б) фиксация отсутствия затруднений в ходе решения.

    IV. Коррекция выявленных затруднений

    1) На основе алгоритма исправления ошибок, уточнить цель будущих действий.

    2)  Для учащихся, допустивших ошибки:

    а) Организовать исправление ошибок с помощью предложенного подробного образца.

    б) Организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу).

    г) Организовать самопроверку  заданий по образцу.

    3) Для учащихся, не допустивших ошибки:

        Организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения.

    V. Обобщение затруднений во внешней речи

    1) Организовать обсуждение типовых затруднений.

    2) Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

    Для учащихся, допустивших ошибки:

    1) Организовать выполнение самостоятельной работы  2, аналогичной самостоятельной работе  1

    (учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки).

    2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

    3) Организовать фиксацию достижения  цели по преодолению индивидуальных затруднений.

    4) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений, требующих дальнейшей коррекции.

    Для учащихся, не допустивших ошибки:

    5) Организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу.

    VII.  Включение в систему знаний и повторение

    1) Организовать выполнение заданий на повторение, а также заданий на подготовку к изучению следующих тем.

    VIII. Итог урока

    1) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

    2) Организовать вербальную фиксацию способов действий, которые вызвали затруднения на уроке.

    3) Организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок).

    4) Организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей учебной деятельности.

    5) Организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке.

    6) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

    Системнo -технологический уровень реализации ТДМ к уроку рефлексии.

    Требования ТДМ

    I. Мотивация к учебной деятельности

    1. Сформулировать основную образовательную цель урока.
    2. Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
    3. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
    4.  Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

    1. Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.)
    2. Актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.
    3. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.
    4. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны).
    5. Обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А1, А2, П1, В, О и т.д.)
    6. Организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д.
    7. Организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке.
    8. Мотивировать учащихся к написанию с.р. №1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа.
    9. Организовать выполнение с.р. №1 с фиксацией в каждом задании используемого эталона (обозначение актуализированного способа действия).
    10. Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок).
    11. Мотивировать к рефлексивному анализу своей деятельности.

    а) с целью коррекции результатов деятельности;

    б) с целью самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона.

    III. Локализация затруднений

    1) Организовать самостоятельное выявление и фиксацию учащимися места затруднения.

    2) Организовать самостоятельное выявление и фиксацию учащимися причины затруднения.

    Для учащихся, не выявивших самостоятельно место затруднения:

    3) Организовать выявление места затруднения по подробному образцу.

    Для учащихся, не выявивших самостоятельно причину затруднения:

    4) Организовать выявление причины затруднения по эталону для самопроверки.

    Для учащихся, получивших верные ответы в с.р. № 1:

    5) Организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании (по эталону для самопроверки).

    IV. Построение проекта выхода из затруднения

    1) Организовать уточнение учащимися цели своих будущих действий.

    2) Организовать формулирование учащимися шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

    3) Организовать выбор средств достижения поставленной цели.

    V. Реализация проекта выхода из затруднения

    Организовать реализацию построенного плана действий:

    Для учащихся, допустивших ошибки:

    1) Организовать самостоятельное исправление ошибок.

    Для учащихся, которые смогли самостоятельно исправить свои ошибки:

    2) Организовать конструирование и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу).

    Для учащихся, которые не смогли самостоятельно исправить свои ошибки:

    3) Организовать исправление ошибок с помощью эталона для самопроверки.

    4) Организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу).

    5) Организовать самопроверку заданий по образцу.

    Для учащихся, не допустивших ошибки:

    6) Организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения.

    VI. Обобщение затруднения во внешней речи

    1. Организовать обсуждение типовых затруднений.

    2) Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Для учащихся, допустивших ошибки:

    1) Организовать выполнение с.р. №2, аналогичной с.р. №1 

    (учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки).

    2) Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов.

    3) Организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения.

    Для учащихся, не допустивших ошибки:

    4) Организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу.

    VIII. Включение в систему знаний и повторение

    Организовать выполнение заданий на повторение, а также заданий на подготовку к изучению

    следующих тем.

    IX. Рефлексия учебной деятельности

    1) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

    2) Организовать проведение рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

    3) Организовать вербальную фиксацию мест и причин (способов действий) возникших на уроке затруднений.

    4) Организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок).

    5) Организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей учебной деятельности.

    6) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

    7) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

    Технологический уровень реализации ТДМ к уроку рефлексии.

    Требования ТДМ

    I. Мотивация к коррекционной деятельности

    1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

    2) Сформулировать основную образовательную цель урока.

    3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

    1. Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.)
    2. Актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.
    3. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.
    4. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны).
    5. Обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А1, А2, П1, В, О и т.д.)
    6. Организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д.
    7. Организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке.
    8. Мотивировать учащихся к написанию с.р. №1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа.
    9. Организовать выполнение с.р. №1 с фиксацией учащимися в каждом задании используемого эталона (А1, А2, П1 и т.д.)
    10. Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок).
    11. Организовать мотивацию учащихся к сопоставлению работ по эталону для самопроверки с целью:

    а) выявления места и причины затруднения;

    б) самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона.

    III. Локализация затруднения

    Организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):

    а) организовать выявление учащимися места затруднения;

    б) организовать выявление учащимися причины затруднения;

    в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.

    IV. Коррекция выявленных затруднений

    1) Организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих действий.

    2) На основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения этой цели.

    3) Организовать реализацию согласованного плана действий:

    Для учащихся, допустивших ошибки:

    а) Организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки.

    б) Организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу).

    в) Организовать самопроверку  заданий.

    Для учащихся, не допустивших ошибки:

    4) Организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения.

    V. Обобщение затруднений во внешней речи

    1) Организовать обсуждение типовых затруднений.

    2) Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Для учащихся, допустивших ошибки:

    1) Организовать выполнение с.р. №2, аналогичной с.р. №1 

    (учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки).

    2) Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов.

    3) Организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения.

    Для учащихся, не допустивших ошибки:

    Организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу.

    VII.  Включение в систему знаний и повторение

    Организовать выполнение заданий на повторение, а также заданий на подготовку к изучению следующих тем.

    VIII.  Рефлексия деятельности на уроке

    1) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

    2) Организовать вербальную фиксацию причин (алгоритмов, правил, понятий и т.д.) возникших на уроке затруднений.

    3) Организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок).

    4) Организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей деятельности.

    5) Организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке.

    6) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС»

    Выступление на пед .совете по теме:"Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС"...

    Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС

    Методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения - системно-деятельностный подход....

    Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС

    В данном методическом пособии описываются особенности системно-деятельностного подхода к обучнию, а также технологии, способствующие его реализации....

    Презентация "Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС"

    В данной презентации представлены ключевые моменты системно-деятельностного подхода к обучению....

    Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС

    Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование граждан...

    «Проектная деятельность как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС».

    Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю сист...

    Системно- деятельностный подход к обучению и воспитанию школьников – основа реализации ФГОС

    Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Такой человек с...