Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере реализации ФГОС
методическая разработка

Шокурова Екатерина Валерьевна

Выступление для ШМО на тему "Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере реализации ФГОС". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_no2.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере реализации ФГОС».

Цель исследования: выявить особенности личностно-ориентированного подхода в процессе обучения в сфере реализации ФГОС.

Задачи:

  1. дать определение понятию «личностно-ориентированный подход».
  2. раскрыть особенности личностно-ориентированного обучения.
  3. познакомится с особенностями организации уроков при личностно-ориентированном подходе к обучению.

План выступления:

  • Вступление (обоснование актуальности темы).
  • Личностно-ориентированное обучение и его особенности.
  • Отличие личностно-ориентированного подхода к обучению от традиционного обучения.
  • Основные особенности личностно-ориентированного урока.
  • Заключение (выводы, определение достоинств ЛОО).
  • Список использованных источников

Основная информация

ФГОС определил цель современного образования. В ней говорится о необходимости «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но в первую очередь на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В связи с этим учителя применяют в своей практике личностно-ориентированное обучение.

Личностно-ориентированное обучение и его особенности

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.

Цель личностно-ориентированного похода к обучению состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного похода к обучению:

  • гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья. Средствами реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
  • культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования;
  • социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Личностно-ориентированный похода к обучению базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Отличие личностно-ориентированного подхода к обучению от традиционного обучения

Традиционный подход

Личностно-ориентированный подход

Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)

Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка

Вектор развития задан

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия

Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития

Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания

Вектор развития строится от обучения к учению

Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию

Задача формирования личности с заданными свойствами

Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.)
  • Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
  • Педагогические технологии адаптивной школы
  • Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
  • Игровые технологии
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
  • Технология «Педагогические мастерские»

Особенности урока при личностно-ориентированном подходе к обучению.

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Памятка «Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью»

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Использование проблемных творческих заданий.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированный похода к обучению играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение позволит:

1. повысить мотивированность учащихся к обучению;

2. повысить их познавательную активность;

3. построить учебный процесс с учетом личностных компонентов, т. е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;

4.  дифференцировать (создавать условия для обучения детей путем объединения в однородные группы) и индивидуализировать учебный процесс;

5. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

6. отследить динамику развития учащихся;

Список литературы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/05/04/doklad-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-v-usloviyah

https://multiurok.ru/files/lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie-v-ramkakh.html

https://urok.1sept.ru/articles/641461 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС

В данном методическом пособии описываются особенности системно-деятельностного подхода к обучнию, а также технологии, способствующие его реализации....

Презентация "Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС"

В данной презентации представлены ключевые моменты системно-деятельностного подхода к обучению....

Организация учебного процесса в рамках личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения .

Приёмы организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС второго поколения....

Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС

Развитие познавательных процессов и  мыслительных операций.Формирование представлений о коммуникативном взаимодействии и приобретение опыта  коммуникации в позициях «автора», «понимающего», ...

«Проектная деятельность как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС».

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю сист...

Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере реализации ФГОС

Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере реализации ФГОС"....