Информационно-коммуникативная технология
материал по технологии

Белопейская Ольга Ивановна

Информационно-коммуникативная технология 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ технология при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.

На современном этапе развития общества одной из важнейших государственных задач является формирование компетентности в области информационно-коммуникационных технологий у специалистов в самых различных сферах деятельности человека.

Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.

В начальной школе, а особенно в коррекционной школе для детей с ОВЗ (когда при монотонной работе на уроке отмечается падение интереса к учёбе, нежелание самостоятельно добывать знания, самореализовываться и самовыражаться, при этом  часть учащихся не проявляют интереса к знаниям, не могут применять их в жизни). Даже  ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программным материалом, теряются как только  оказываются в нестандартной обстановке и не могут решить задачи, они ждут подсказки учителя. Невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. И тогда у учителя часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер и ИКТ.

Как показывает практика, без новых ИКТ уже невозможно представить себе современную школу. В методике преподавания в начальной школе, а особенно в школе, где обучаются дети с ОВЗ, вопросы применения  в обучении учащихся информационно-коммуникационных технологий являются актуальными.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

- Принцип равенства позиций

- Принцип доверительности

- Принцип обратной связи

- Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:  расширяет возможность самостоятельной деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества образования.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ помогает так же: сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

При подготовке к урокам использую  электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам; логические игры; ресурсы Интернет.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Типы уроков с использованием ИКТ

Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации  учащихся с ОВЗ  к выполнению умственных и практических действий; способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания, памяти, а так же развивает познавательную активность.

Основными типами уроков, используемыми мною в процессе обучения с информационной поддержкой, являются: комбинированный урок, урок – контроль и коррекции,  урок совершенствования знаний и умений.

На своих уроках с компьютерной поддержкой при обучении детей с ОВЗ применяю формы обучения:

- фронтальная форма;

- групповая форма

- индивидуальная форма обучения.

Индивидуальная форма обучения. На уроках применяю дифференциацию при самостоятельной работе, использую задания с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна  тем, что она служит и как диагностикой и как планированием для коррекционной работы.

Формы организации работы в начальной школе с применением информационно-коммуникационных технологий

- Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору.

- Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер.

- Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Использование мультимедийных презентаций на уроках

Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Проведение урока с использованием презентаций требует от учителя дополнительной подготовки, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения.

На уроках большую пользу приносит использование звуковых и видеовставок. Дети могут увидеть тех животных или те растения, которые распространены в других природных зонах, могут услышать звуки, издаваемые животными или музыкальными инструментами. Использование в презентациях анимационных изображений героев сказок и мультфильмов создает обстановку психологического комфорта на уроке. С помощью эффектов анимации статичная схема становится «живой картинкой», например «Круговорот воды в природе» – в курсе окружающего мира, в задачах на движение по математике.

Презентации дают возможность преподносить информацию и через текст диктора, и через слова на экране, и через наглядное изображение изучаемого предмета или явления, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Презентации повышают мотивацию учащихся, усиливают восприятие нового учебного материала. Однако не любая презентация способствует повышению качества учебного процесса.

Таким образом, слайдовые презентации предоставляют новые возможности для творческого развития учеников и учителей, позволяют освободиться от нудного в обучении и разработать новые средства выражения педагогических идей.

Рекомендации к оформлению презентаций

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, учитель получает возможность оснастить свой урок самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности. Информационные технологии могут применяться на уроках  различных типов, а также на различных этапах урока.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников

Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной на...

Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе

Выступление на августовской конференции работников образования района....

Проект "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. Сов...

Педагогические технологии. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.

В данной статье представлен материал о педагогических технологиях, используемых преподавателями в обучении и образовании младших школьников. Особое внимание уделено информационно-коммуникативным техно...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...