Рабочая программа " Умелые ручки" 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс)

Старикова Наталия Антоновна

Календарно-  тематическое планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗЕНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________Т.В. Плужникова

«___»_____________20 19г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Зеньковской СОШ

___________Е.В. Дворцова

«___»_____________20 19г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Зеньковской СОШ

____________О.В.Пенькова

«___»_____________20 19г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

и

календарно - тематическое планирование

курса внеурочной  деятельности

« Умелые ручки»

2 класс

Количество  часов:

В неделю  - 1 час

Всего  - 34 часов

 

Учитель: Старикова

 Наталия Антоновна

2019-2020 учебный год

с. Зеньковка

                                                      Пояснительная записка

      Программа разработана для занятий с учащимися 2-го класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. 

  В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

      Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

      Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

         Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Отличительные особенности программы

Базовые теоретические идеи, ключевые понятия

       Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).

Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому внеклассные занятия «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

Программа  предусматривает использование традиционных и нетрадиционных  (рисование руками, с использованием ниток, мозаика стружек,  цветных опилок, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, бисероплетение, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Особенности    возрастной    группы   учащихся начальных классов:

возраст детей и их психологические особенности

Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

 - «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 135 часов

Из расчёта:

1 час в неделю:

  • 1 класс – 33 часа,
  • 2- 4 класс – 34 часа

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

 «Умелые ручки»

Прогнозируемый результат:

Скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс, 34 часа

Количество часов

Тема

Материалы

Работа  с природными  материалами

 (4 часа)

1-4

Аппликация из листьев и цветов.

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

Засушенные цветы, листья, шишки .жёлуди.

Работа с пластическими материалами        ( 4часа)

1-2

Аппликация из пластилина.

пластилин

3-4

Работа с  соленым тестом

бумага, картон

Объёмные и плоскостные аппликации       ( 8 часов)

1-2

Аппликации из геометрических фигур

 бумага, картон

3-4

Аппликации и з бумаги

5-8

Объемные аппликации

Работа  с бисером (6 часов)

1-6

Плетение бисером

           Модульное оригами (4 часов)

1-2

Треугольный модуль оригами.

Цветная бумага

3-4

Замыкание модулей в кольцо.

Цветная бумага

Чудеса  своими руками (7 часов)

1-4

Мозаика из различных материалов

Цветная бумага

5-7

Работа с цветными нитями

 Цветные нити.

Календарно – тематическое планирование внеклассных

занятий « умелые руки» 2 класс.

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Материалы

дата

1 четверть – 9 часов

1

1

Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Инструктаж по технике безопасности на занятии.

2

1

Работа с природным материалом.

Панно из осенних листьев

Альбомный лист, листья деревьев

3

1

Изготовление фигурок животных из шишек, желудей

Шишки, желуди, пластилин

4

1

Аппликация из семян растений, крупы

«Разноцветная мозаика»

 Картон, семена растений, крупа

5

1

Аппликация из семян растений, крупы

«Разноцветная мозаика» оформление работы

Семена растений, крупа

6

1

Рисование пластилином.

 «Осень в лесу»

пластилин

7

1

Аппликация из пластилина

«Русалочка»

 Пластилин, пластинка

8

1

 Лепка из соленого теста

« На лесной поляне ёжики  грибочки»

Цветная бумага, картон

9

1

Лепка из соленого теста « На лесной поляне ёжики  грибочки»

 Картон , бумага, салфетка.

2 четверть- 8 часов

10- 11

2

Аппликация из геометрических фигур  из разных материалов       « Для Мамочки»

ткань, картон, бумага.

12-13

2

Художественная мозаика из обрывных кусков бумаги « Щенок»

Соленое тесто

14

1

Изготовление ёлочных украшений

«Звезды»

Цветная бумага

15

1

Изготовление ёлочных украшений

« Снежинки»  

Цветная бумага

16

1

Изготовление ёлочных украшений

 «Фонарик»

Цветная бумага

17

1

Открытка к новому году

«Дед Мороз»

 Цветная бумага

3 четверть – 10 часов

18  

1

Работа с бисером.  Плетение  из бисера

  Цветок способом нанизывания  бисера на проволоку.

Бисер проволока

19

1

Работа с бисером.  Плетение  из бисера

  Цветок способом нанизывания  бисера на проволоку.

Бисер проволока

20

1

Работа с бисером.  Плетение  из бисера

 Листья способом нанизывания.

Бисер проволока

21

1

Работа с нитками. «Изо нить»

Заполнение круга.

22-23

2

 Работа с нитками. «Изо нить»

«Петушок»

24

1

Работа с нитками. «Изо нить»

«Петушок» оформление работы.

Цветная бумага

25

1

Киллинг работа с бумажными полосками

« Рябина»

Цветная бумага

26

1

Киллинг работа с бумажными полосками

« Рябина»

Цветная бумага

27

1

Киллинг работа с бумажными полосками

Оформление картины « Рябина»

4 четверть – 7 часов

28

1

Мозаика   карандашных стружек       «Сказочный герой»

Опил, картон, стружка.

29

1

Мозаика   карандашных стружек       «Сказочный герой»

Опил, картон, стружка.

30-31

2

Мягкая игрушка « Зайчик»

Нитки, ткань, иголка.

32

1

Работа с нитками.

Панно из разноцветных косичек и ниток.

Цветные нитки, клей, ножницы

33

1

Работа с нитками.

Панно из разноцветных косичек и ниток

.

Цветные нитки, клей, ножницы

34

1

Итоговая творческая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам;   знакомит детей с терминологией, техниками работы по...

Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Умелые ручки". 1 класс

 Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовател...

Рабочая программа " Умелые ручки" 4 класс.

Календарно-  тематическое планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс....

Рабочая программа "Умелые ручки", 4 класс

Рабочая программа "Умелые ручки", 4 класс...

Рабочая программа "Умелые ручки" 1 класс

Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребёнок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи.Декоративное творчество наряду с...