Новые подходы к построению образовательной программы, направленной на изучение народных промыслов на примере программы «Береста»
презентация к уроку по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Цыба Анастасия Олеговна

Изучение народных промыслов является основным способом художественного развития детей через их общение с природным окружением, через знакомство с художественными традициями русских промыслов, а также  через знакомство с традициями и обычаями русского народа. В истории духовной и материальной культуры почти каждого народа искусство художественной обработки дерева занимало важное место, особенно в народных ремеслах  России, и в частности, Сибири. Из бересты делали легкую и удобную обувь – лапти, а также посуду, игрушки, украшения. Этот уникальный материал пригодный для изготовления бытовых изделий привлекал народных мастеров с давних пор. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с изготовления игрушек и заканчивая строительством домов, везде использовали бересту. В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. Например, такая досуговая форма как “Общение мастериц», до недавнего времени была основной для всех видов народного творчества, в том числе и для бересты.

В современном мире, с изменившимися требованиями к дополнительным общеобразовательным программам, на первое место выходит прагматичность любого знания, его полезность и  востребованность в современном обществе.

В то же время, к берестяному промыслу, как и к другим   традиционным ремеслам России, сейчас интерес особый. Береста переживает свое второе рождение - "берестяной ренессанс". Берестяные предметы перестали быть предметами быта, и прочно занимают свое место как предметы искусства. Но в то же время, бересте, как художественному материалу, сложно войти в рамки современных технологий. На протяжении нескольких лет в ЦДТ “Факел” с успехом реализовывалась программа “Береста”, в основу которой были положены традиционные, классические технологии обработки бересты. Дети с удовольствием изготавливали украшения, шкатулки, аксессуары и панно из бересты, но большинство таких работ оставались лишь выставочными экземплярами, в силу того что представляли собой предметы аутентичные, лишенные современной “окраски”.

Для решения этой проблемы была разработана программа "Эко-дизайн", основной задачей которой было привлечение детей к занятиям берестяным промыслом через расширение традиционных технологий обработки бересты. Основной идеей программы стало сочетание  бересты с другими природными материалами,  внедрение современных идей через поиск новых форм изделий.
         Элементарные экологические знания, полученные в ходе освоения данной программы призваны помочь формированию экологического типа мышления, позитивного и бережного отношения к природе, основанные на традиционном берестяном ремесле.Общая характеристика программы основывается на современных методиках работы с берестой и различными природными материалами, такими как солома, натуральные ткани (лён, мешковина), лыко, зёрна, скорлупа, камни, ракушки и т.д., учитывая возрастные особенности детей. Народные промыслы в сочетании с фантазией и современными идеями –  основной принцип данной программы. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Программа знакомит с декоративно-прикладным творчеством, а именно такими его разделами, как тиснение, вырубка и плетение  бересты, декорирование кожей, джутовой верёвкой, различными зёрнами, камнями, ракушками и другими природными материалами,  декоративная роспись по натуральным тканям, что способствует сохранению традиций преемственности, используя новые технологии и тенденции.

Отличительные особенности программы в том, что она способствует развитию у обучающихся широкого комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой его обитания. Данная программа рекомендуется к освоению детьми в возрасте 7 – 12 лет. Программа рассчитана на два года обучения и подразумевает преемственность нескольких тем и этапов обучения.

Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и  традициями. Обращение к народному искусству позволяет унаследовать его основы, развивать интерес к культуре народа, а так же способствовать сохранению и развитию его традиций. Сегодня наше общество особенно нуждается в молодых людях, способных к целенаправленному саморазвитию самореализации в труде. Объединение традиционных практик и новых методов и технологий позволило  сделать программу более актуальной, повысить интерес к ней в современном обществе и привлечь к ее изучению большее количество детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл народный промысел - береста1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новые подходы к построению образовательной программы, направленной на изучение народных промыслов на примере программы «Береста» Педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Факел» Цыба Анастасия Олеговна ТО « Эко-дизайн »

Слайд 3

В современном мире, с изменившимися требованиями к дополнительным общеобразовательным программам, на первое место выходит прагматичность любого знания, его полезность и востребованность в современном обществе.

Слайд 4

Программа « Эко-дизайн » Основной принцип программы – сочетание традиционного берестяного промысла с другими природными материалами, внедрение современных идей через поиск новых форм изделий.

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важности изучения народных промыслов в сфере духовно-нравственного воспитания.

Для формирования настоящего гражданина своей страны необходимо привить школьнику такие качества, как патриотизм, толерантность, любовь к искусству, понимание важности семьи. Эти качества могут быть пр...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия»

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Народная фантазия» содержит информационную карту программы, паспорт программы, пояснительную записку, концептуальную часть...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Народная кукла" и презентации к ней

1. Образовательная программа дополнительного образования детей Народная  кукла  для детей 8 - 13 лет         срок реализации 2 года. 2. Презентация "Кт...

Образовательная программа внеурочной деятельности «Русские народные игры»

Программа внеурочного мероприятия (кружка) по физической культуре...

Новые подходы к личностно - ориентированному обучению, направленные на возрождение нравственности, духовности и культуры.

Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Однако и учитель никогда не останавливается...