О важности изучения народных промыслов в сфере духовно-нравственного воспитания.
статья (1 класс) по теме

Блохина Ирина Борисовна

Для формирования настоящего гражданина своей страны необходимо привить школьнику такие качества, как патриотизм, толерантность, любовь к искусству, понимание важности семьи. Эти качества могут быть привиты посредством изучения народных промыслов в группе продленного дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_vazhnosti_izucheniya_narodnyh_promyslov.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

О  ВАЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, принятый в 2009 году, говорит о том, что цель современного школьного образования состоит в воспитании нравственных, инициативных и ответственных граждан. Данные качества понимаются как следующий набор психологических характеристик: осознание ценностей жизни и мнения других людей, понимание, что люди различаются между собой, определение процветания Отечества как безусловной ценности, патриотизм, вера в Россию, принятие общих духовных и гражданских норм граждан России, осознание ценностей семьи и др. Педагогам и воспитателям групп продленного дня следует руководствоваться данным стандартом как некой инструкцией для определения тех качеств, которые следует развивать в школьниках с самого начала их обучения.

        Данная работа показывает, как изучение народных промыслов в группе продленного дня способствует реализации программы духовно-нравственного образования учеников младших классов, указанной в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте.

        Изучение именно сложившихся в историческом развитии (и на данный момент, к сожалению, почти исчезнувших из-за все большей урбанизации и стандартизации жизни человека) промыслов различных народов выбрано не случайно. Изучение данной темы приводит к тому, что ребенок становится носителем некоторых качеств, приведенных выше.

        Итак, изучение промыслов разных народов ведет к тому, что человек понимает, что его может заинтересовать не только свой народ, из чего следует осознание, что существуют другие люди, отличные от него, которые обладают своими качествами, и эти качества имеют такое же право на существование и признание, как и качества самого ребенка и его народа. Так, для русского ребенка будет особенно полезно изучение промыслов таких народов, как ижор, карел, чеченцев, коми и других неславянских народов, поскольку тогда школьник сможет понять, что каждый народ уникален и предвзятое отношение к национальным особенностям других народов является абсолютно нелогичным.

        Посредством приобщения к народным промыслам ребенок усваивает факт различий между людьми не только в их физическом проявлении, но и во внутреннем мире разных этнических групп. Так, например, ребенок-осетин сможет понять, что он и представитель финнов-ингерманландцев думают по-разному, мыслят разными категориями, и в этом нет ничего плохого. Кроме этого, вышеупомянутый ребенок сможет осознать, что у него и у представителя другой нации существуют и общие взгляды, на основе которых строится фундамент общего государства, которое и тот, и другой считают своим – России. России как единого пространства, в котором объединены представители самых разных народов, у которых, тем не менее, существуют общие взгляды. Таким образом, изучение народных промыслов поможет развить духовное единение россиян разных национальностей.

        Кроме этого, можно отметить, что изучение народных промыслов приведет не только к осознанию ребенком своей принадлежности к России, но и увеличит уровень любви к ней, благодаря рефлексии над ее уникальностью как территориально-духовного образования, объединяющего под своим крылом множество самых различных наций, народов, этносов и культур.

        Помимо осознания себя как часть единого большого целого (России), ребенок может понять важность семьи в становлении человека. Из-за того, что народные промыслы в основном были основаны на семейном труде, ребенок осознает важность семьи, что тоже является одной из целей образования по программе ФГОС.

        Следует также отметить, что посредствам изучения народных промыслов ребенок узнает больше об истории страны, что является особенно важным в контексте исторического образования школьника. Приобщение к народным промыслам поможет ребенку развить свои эстетические чувства, любовь к прекрасному.

        Резюмируя, необходимо сказать, что изучение народных промыслов является очень важным и интересным для ребенка проектом, поскольку при должном уровне проведения приведет к тому, что ребенок сможет сформировать в себе базис для будущего становления настоящим гражданином России: патриотичным, толерантным и нравственным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Эта статья опубликована  в книге: Духовно -нравственное воспитание в Тамбовской Области...

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

 В статье представлен материал выступления на  III всероссийских аксиологических чтениях по теме "Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников."В статье рассказ...

Использование традиций народной культуры как средство духовно-нравственного воспитания.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и  принятия ценностей национальной культуры....

Статья «Народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников»

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, весёлый юмор большинства...

Детский народный фольклор как средство духовно-нравственного воспитания учащихся.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок,...

Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...

«Формирование взаимодействия школ и церкви в сфере духовно-нравственного воспитания».

Выступление на Круглом столе в ОМЦ Южного округа в рамках обмена опытом по духовно-нравстенному воспитанию. Работа учителей школ района с Русской православной церковью....