Приемы работы с текстом
учебно-методический материал по технологии (3 класс)

Сидорова Ирина Юрьевна

Приемы работы с текстом на уроках технологии, литературного чтения (с использованием оргдиалога, смыслового чтения, перевод текстовой информации в таблицу)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

 В своей работе на уроках для включения всех учащихся в образовательный процесс использую прием «смысловое чтение» с применением оргдиалога и преобразованием текстовой информации в таблицу..

     

I.

Например, на уроке технологии при изучении темы  «Какие бывают ткани», я построила работу с текстом так:

       Подготовка к восприятию, актуализация знаний.

Задания в учебнике «Проверь себя».

 Закончи высказывания.

-Льняные ткани изготавливают из…     .

-Хлопчатобумажные ткани изготавливают из…   .

-Шерстяные ткани изготавливают из…    .

-Шёлковые ткани изготавливают из…   .

Объясни, почему эти ткани называют натуральными или природными.

 Работа с текстом

-Прочитать тему урока (Какие бывают ткани)

      Перед началом чтения текста задаю вопрос:

-Как думаете, о чем пойдет речь в тексте? (о видах тканей).

-Какой вид ткани вы уже знаете? (Натуральные или природные)

-Значит, в тексте вы узнаете о…? (другом виде или видах ткани)

Читают текст в парах по 1 предложению.

 

      Человеку нужно было всё больше тканей, и он изобрёл искусственные ткани. Источниками сырья стали древесина и нефть. – полезные ископаемые, залегающие в недрах (глубинах) земли. Древесину превращают в кашеобразную массу – целлюлозу,  а из целлюлозы получают искусственные ткани ( ацетат, вискозу, штапельное полотно), мех, кожу, а также полиэтилен, фото-, киноплёнку и другие материалы.

      Из нефти научились делать синтетическое волокно. Из него вырабатывают искусственные меха, ковровые изделия, сети, канаты и синтетические ткани – капрон, нейлон, полиэстр, лавсан и другие. Изделия из синтетических тканей намного прочнее, чем из натуральных, долговечнее в носке. Эти ткани могут быть очень тонкими и лёгкими, но при этом сверхпрочными, например парашютная ткань.

     Однако у синтетических материалов есть один опасный для природы недостаток: они не гниют, а значит, сами не могут исчезнуть. Как ты думаешь, что с ними можно сделать, чтобы сохранить природу?

                                                       Вопросы к тексту. (Вопросы задают по очереди)

1 абзац.

-О каком новом виде ткани говорится в абзаце? (искусственные)

-Из чего получают искусственные ткани? ( из целлюлозы)

-А из чего получают целлюлозу? ( из древесины)

-Ацетат, вискоза, штапельное полотно – это природные ткани? (искусственные)

2 абзац.

-О чем говорится в этом абзаце? (синтетические ткани (или волокно))

-Синтетические ткани (волокно) получают из целлюлозы? (из нефти)

-Из синтетического волокна получают природные ткани? (искусственные (синтетические))

-Чем отличаются изделия из синтетических тканей от натуральных? (более прочные)

-А еще чем? (очень тонкие, легкие, но при этом сверхпрочные)

 3 абзац

-Только ли положительные качества есть у синтетических тканей? (нет, они не гниют)

Проверка фронтальная по тем же вопросам. Отвечает одна группа, а остальные соглашаются или исправляют.

 

Проверка (на карточках индивидуально).

Закончить предложения.

Искусственные ткани получают из…   .

Синтетические ткани получают из…    .

Изделия из синтетических тканей отличаются от натуральных…     .

Чтобы сохранить природу, синтетические ткани надо…   .

На следующем уроке после проведения  исследования свойств тканей предложила заполнить таблицу:

Свойства натуральных тканей

Что исследую (свойства)

Ткани

Хлопок

Лён

Шерсть

Шёлк

1. Какая поверхность (гладкая, шероховатая)

2. Какая плотность, мягкость

3. Различны ли по окраске стороны (лицевая, изнаночная)

4. Сохраняет ли форму после сминания

5. Как тянется (эластичность)

6. Прозрачность

7. Как ведёт себя при смачивании

Взаимопроверка с ответами на экране.

II.

На уроке литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого «Зайцы» работу организовала так.

    После первичного знакомства с текстом предложила учащимся работу в парах с опорой на готовые вопросы.

Зайцы.

     Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимями и травою, гуменники – хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.

    Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь – и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь – опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

    Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

   Работа в парах (по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них)

 1 абзац.

-О ком говорится в абзаце? (о зайцах)

-Какой вид зайцев кормится озимями и травой? (полевые)

-Правда ли, что лесные зайцы кормятся хлебными зёрнами? (нет, они кормятся корой деревьев)

- А какие зайцы кормятся хлебными зёрнами? (гуменники)

-Почему их так назвали? (от слова гумно – место, где молотят хлеб)

-Что спасает зайцев от охотников? (трусость)

 2 абзац.

-Всегда ли зайцы путают свои следы? (нет, только утром)

-А как они ведут себя ночью? (ходят спокойно, без страха)

-Зайцы путают следы специально? (нет, они боятся разных звуков и поэтому скачут в разные стороны))

3 абзац.

-Правда ли, что зайцы хитрые? (нет, они просто всего боятся)

После чего полученную информацию заносят в таблицу

Вид зайцев

Чем питается

Время суток

Поведение зайцев

Ночь

Утро

День

Закончи предложение:

Зайца спасает от врагов…  .  (трусость)

Проверка по таблице.

Вид зайцев

Чем питается

Гуменники

Хлебными зёрнами

Лесные

Корой деревьев

Полевые

Озимями и травой

Время суток

Поведение зайцев

Ночь

Ходит без страха, прокладывает прямые следы

Утро

Мечется со страху из стороны в сторону

День

Лежат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приемы работы с текстом как средство развития коммуникативной, информационной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников

Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие гибкости и к...

Из опыта работы "Приемы работы с текстом"

Из опыта работы "Приемы работы с текстом"...

Презентация "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления" 

Презентация к мастер-классу  "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"...

Приемы работы с текстом

Описание некоторых премов работы с текстом...

Методы и приемы работы с текстом

Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысл...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....