Внеурочное занятие на тему«Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров народных промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь)».
методическая разработка по технологии (3 класс)

Внеурочное занятие по технологии на тему Внеурочное занятие по технологии «Русская  народная  глиняная  игрушка. Особенности  игрушек  традиционных  центров  народных  промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему:

«Русская  народная  глиняная  игрушка. Особенности  игрушек  традиционных  центров  народных  промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь)».

Описание работы: занятие содержит упражнения в создании изделий из пластилина,  дети получат  и систематизируют знания о народных промыслах. Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности художественно-эстетического направления в соответствии с ФГОС НОО; материал занятия направлен на развитие коммуникативных, регулятивных навыков у младших школьников.
Автор: Шаркова Инна Леонидовна, учитель начальных классов МКОУ Ермоловская СОШ 

Технология занятия: деятельностная, группового взаимодействия.
Образовательная цель: познакомить с работой промыслов на примере создания игрушек из пластилина

Развивающая цель: развивать умение работать с различными материалами, мышление, словарный запас.
 Воспитательная цель:  воспитывать экономное  использованию материала, привить аккуратность в работе, воспитывать творческое отношение к заданию и интерес к совместной деятельности, воспитывать культуру общения, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.

Здоровьесберегающая – снять усталость, физкультминутка

Формирование УУД:
Личностные УУД: 
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование  мотивации к обучению и познанию
3)  формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) формировать умения использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации

3) Коммуникативные УУД:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 2) распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.

3) взаимопонимание, разрешение конфликтов

4)умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5) формирования умения слушать и вступать в диалог.


Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия) 

Учебное материальное обеспечение:

  1. Инструменты:

стеки,  подкладная доска

  1. Материалы:

пластилин

 3.Дополнительное оборудование:

       Раздаточный материал

Методы обучения:

Беседа

Самостоятельная работа

Демонстрация готовых работ

Ход занятия.

1.Орг. момент: 

2.Беседа по теме:

-Посмотрите на доску (Гжель, Филимоново , Жостово,  Дымка, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Семёново, Филимоново, Сергиев-Посад, Каргополь))

- О чём говорят вам эти слова?

 -Да, это название народных промыслов  России.

-Давайте вспомним, чем они известны и знамениты. Соотнесите изделия и названия промыслов

1.Дымка   

В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов.

Почти все они  - свистульки, празднично расписанные по белой глине кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы, разноцветными полосами и линиями.

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета.

2.Хохлома

 Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости - земляничка.  

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богаство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.

3.Гжель  

Белоснежные фарфоровые  чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных,украшенные  синей росписью, называют «гжель», по имени

небольшой подмосковной деревни Гжель.

4.Жостово

 Жостово - деревня Мытищинского района Московской области, известная художественным народным промыслом - изготовлением расписных подносов из жести.

Как рисуются подносы? Кладется три слоя краски, сушится долго, а процесс изготовления длится от двух недель до трех месяцев. В зависимости от размера, от того на заказ ли он, или нет. Рисуют художники масляными красками, используют больше всего белила.

Каждый поднос красивый, своеобразный, уникальный. Нет ни одного похожего подноса.

5 Городец

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот образы, создаваемые при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец.. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

6. Полхов-Майдан

Полховская матрешка отличается от своих сестер. Роспись строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Яркость  цвета достигается при помощи лакировки.

7.Семёново

Семенов — крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли «ложкарной столицей» России.

Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игрушек отходы от производства ложек.

В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями — оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют.

Семёновская игрушка отличается от матрешки сергиево - посадской большим букетом цветов.

8 Филимоново

По местному преданию, основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон (отсюда и Филимоново).

Из филимоновской глины делали разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов или кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которые тоже можно свистеть.

9.Сергиев-Посад

Посадские мастера делали игрушку из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол.

Сергиев Посад называют "игрушечной столицей России", так как почти 300 лет в городе и окрестностях развивается крупнейший в нашей стране промысел игрушки.

10.Палех

Старинное русское село Палех расположено в центре России.

 Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире.

По всему свету разошлись и продолжают расходиться сегодня, прекрасные в своей изысканности и утонченности ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки.

Сегодня они демонстрируются в выставочных залах музеев, составляют гордость частных коллекций.

11.Каргополь

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.. Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Деревенская тема в игрушке – главная. Основные образы- кукла-берегиня,медведь,олень, лосб, баран,полкан, тяни-толкай.

Из всех промыслов давайте выберем те, где работают с глиной и делают игрушки.

Дымково, Филимоново ,Каргополь

3.Определение цели и задач работы.

Вы сейчас разделитесь на 3 группы.(делятся на группы)

Каждая из групп будет представлять какой-то промысел.

Задачи  группы:

1.Изучить информацию о промысле.

2. Вывить отличительные особенности игрушек

3.Изготовить игрушки

4.Представить свой промысел на ярмарке

4 Практическая работа.

Работа групп по путевым листам

 4.Физкультминутка.

-А сейчас чтобы проверить вашу внимательность и настроиться на работу сыграем в игру «Топай-хлопай»:

-Если я произнесу название инструмента, вы хлопаете в ладоши, а если услышите названия материалов - топайте ногами. Начнем. бумага, ножницы, пенопласт, шило, кисточка, линейка, салфетки, молоток.

5.Ярмарка-презентация

Выступление групп.

6. Рефлексия.

-А теперь я попрошу мастеров каждой группы отчитаться о проделанной работе (справились ли вы с работой, , кого можете отметить за хорошую работу, что не получилось или мешало работе)

А теперь продолжите любую фразу:

Мне понравилось….

Мне не понравилось…

Я научился….

Я узнал…

Я думаю, это занятие не прошло для вас зря.  Каждый из вас приобрёл какой-то новый опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"

Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...