Конспект урока по технологии для 4 класса
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Хайбулина Анастасия Равильевна

Тема урока: "Вагоностроительный завод"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pnk_42_khaybulina_a_urok_tekhnologii_4_klass.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Технология Дата: 11.09.2020

Класс:  Учитель: Павлова Л. И.

Студент: Хайбулина Анастасия Равильевна

Технологическая карта

Тема урока

Вагоностроительный завод. Поделка цистерна.

Цель

Познакомить учащихся с историей создания цистрены, выполнить поделку цистерны.

Задачи

- формировать умения рассуждать и обсуждать, анализировать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту;

- развитие художественных и конструкторско – технологических способностей;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, аккуратность выполнения работы.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Метапредметные:

Регулятивные:

- организовывать рабочее место;

- постановка учебной задачи;

- выполнение учащимися, задание учителя;

- выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного;

- анализировать проделанную работу.

Познавательные:

- воспринимать речь учителя;

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, строить речевой высказывание в устной форме;

- следить и усваивать практические приемы работы.

Коммуникативные:

-  правильно формулировать цель урока;

- четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

-  уметь слушать и слышать.

Основные понятия

Цистерна.

Оборудование

Роговцева Н. И. Технология 4 класс, презентация к уроку, ножницы, бумага, картон, клей.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная; практический.


Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Равильевна и сегодня урок технологии у вас проведу я. Проверьте все ли готово у вас к уроку. На столах у вас должны лежать: клей, ножницы, 2 листа шаблона.

Итак, друзья внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок.

Здравствуйте. Проверяют свою готовность к уроку.

Рег.:
-организовывать рабочее место.

Позн.:

-воспринимать речь учителя

2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

- Прежде чем начать наш урок, кто мне скажет, что вы делали на прошлом уроке?

- Кто построил первую грузовую железную дорогу?

- Где производят вагоны?

- Назовите самые крупные вагоностроительные заводы.

- Верно, кто запомнил, что такое тамбур?

- Правильно, молодцы.

- Кто знает, какие виды вагонов существуют?

-Вы молодцы. Запомнили прошлый урок хорошо.

Ходовую часть вагона – тележку.

Отец и сын Черепановы.

На вагоностроительных заводах.

В Твери, Торжке, Брянск, Калининград, Барнаул, Тихвин, Новокузнецк.

Тамбур – проходное пространство между дверями.

Вагоны бывают пассажирские, грузовые.

Позн.:

- воспринимать речь учителя.

Комм.

- уметь слушать и слышать.

3. Постановка учебной задачи

- А сейчас отгадайте загадку.

Мои братья угловаты, туповаты, грязноваты.

Ну, а я кругла, гладка и помечены бока.

В меня жидкость наливают, в другой город доставляют.

Говорят, стройна как серна. Вы не верьте, я…

- Правильно.

- Что такое цистерна?

- Правильно. Кто скажет, о чем пойдёт речь на уроке?

- Правильно, молодцы.

- Как вы думаете, какую поделку сегодня мы с вами будем делать?

- Верно. А из какого материала делают цистрены?

- Верно. А сможем ли мы сделать цистерну из этого материала?

- Чем мы можем заменить этот материал?

- Верно, молодцы.

Цистерна

Вагон, в котором перевозят различные жидкости

О вагоностроительном заводе

Цистерну

Из металла.

Нет, не сможем

Бумагой, картоном.

Рег.:

- постановка учебной задачи

Ком.:

- четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Позн.:

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Первые вагоны – цистерны в России появились в 1863 году, это были вагоны зарубежного производства. Затем, в 1872 году, их начали строить в дорожных мастерских Грязе – Царицынской и Московско – Нижегородской железных дорог. Их появление было связано с необходимостью транспортировки от Волжских пристаней вглубь страны керосина, отгружавшегося с Бакинских нефтепромыслов. Первые цистерны строились двухосными с котлом диаметром 1360-1500 мм, длиной от 5 метров, объёмом котла от 8 до 10 кубометров.

Производились специальные виды цистерн. Так, при перевозке спирта для его защиты от нагревания котёл цистерны размещался внутри обычного крытого товарного вагона; эти вагоны имели специальные отличительные знаки. По специальным заказам производились мелкие партии цистерн для перевозки сильных кислот, сжатого газа, хлористого цинка и других химических веществ.

В 1901 году инженер Брант построил цистерну-платформу. Она имела квадратный котёл, сверху которого находилась платформа для обратного попутного груза.

В 1905-1911 годах за счёт дополнительной надстройки к обычным цистернам их грузоподъёмность была увеличена с 12,5 до 16,5 т.

В 1895 году Гротен спроектировал трёхосную цистерну, и в том же году на русских железных дорогах появилась первая четырёхосная цистерна системы Фокс-Арбель на специальных тележках. В последующие годы появилось ещё несколько типов четырёхосных цистерн грузоподъёмностью 25-33 т, все они имели ряд преимуществ перед двухосными, их было выпущено около тысячи штук.

Во время Первой мировой войны русские заводы строили 2-4 осные цистерны и для других стран европейской колеи, в то же время на русских железных дорогах появились трофейные цистерны, несколько отличающегося типа.

Слушают и усваивают информацию, анализируют.

Позн.:

- перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Комм.:

- слушать и понимать речь других.

5. Реализация построенного проекта

- Сегодня и мы с вами будем делать цистерны. Посмотрите какая цистерна получилась у меня.

- Глядя на мою поделку скажите, какими приемами я пользовалась?

- Внимательно посмотрите на нее и скажи из каких частей она состоит?

- Правильно.

- Какие цвета я использовала?

- Верно. А вы можете вырезать свои шаблоны на цветной бумаге или цветном картоне, тогда ваши цистерны получатся очень красивые.

- Посмотрите на свои шаблоны и скажите, как вы будете делать поделку?

- Прежде чем начинать работу давайте вспомним правила по технике безопасности.

- Работай ножницами только на своё рабочем месте;

- Ножницы клади кольцами к себе;

- Подавай ножницы кольцами вперёд;

- Не оставляй ножницы открытыми;

- Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу;

- клеем пользуемся только по назначению;

- Когда клеем не работаем, он должен быть закрыт;

- После работы моем руки.

Основа (бак цистерны), лестница, площадка, люк.

Приемы вырезания, сгибания, склеивания

Белый, черный.

Для начала вырезать детали. Основу цистерны согнуть полу кругом и склеить. По бокам приклеить круги. Затем приклеить цистерну на черную полоску и приклеить на нее лестницу и люк.

Позн.:

- следить и усваивать технику безопасности на уроке;

- наблюдение и анализ работы, извлечение необходимой информации.

Физ. минутка

Потрудились – отдохнем,

Встанем – глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют движения за учителем

Лич.:

- установка на здоровый образ жизни.

6. Включение в систему знаний.

- Вначале послушайте план работы на уроке, а затем приступим к выполнению.

1. Для начала необходимо вырезать все детали из шаблонов. Обратите внимание на лист шаблона №1, внизу данного листа есть круги, обрежьте их по чёрному контуру, а у серого треугольника, внутри круга, нужно отрезать только по выделенной полоске, сам треугольник вырезать не нужно.

2. После того, как все детали вырезали, можно приступать к сборке цистерны. Начнем с двух кругов. Серые треугольники обмажьте клеем. Сделаем торцевые стенки в виде конуса. (показываю, как правильно склеить).

3. Далее берем основу цистерны. У данной детали есть внизу прямоугольник, его нужно обмазать клеем и сложить (показываю, как сложить). Пальчиками прижать, чтобы стороны склеились. Имеющиеся треугольники у основы цистерны, по бокам, подвернуть во внутреннюю сторону и тоже обмазать клеем.

4. Затем круги, которые в виде конуса, приклеить с двух сторон к основе цистрены на треугольники и слегка прижать, чтобы они приклеились.

5. Собираем цистерну. Приклеиваем цистерну к вырезанной площадке (у меня она черного цвета). Теперь приклеим лестницу к цистерне. Для этого нужно отогнуть у концов лестницы по 1 см (показываю, как) это нужно для склеивания. Оставшееся расстояние до ступени нужно сложить пополам. Это будут поручни. Сначала приклеим клеем среднюю ступень. Затем приклеиваем поручни к цистерне и рядом с поручнями приклеиваем люк. Подделка готова!

Внимательно слушают план работы.

Выполняют работу. Поднимают руку те, кому нужна, помощь при выполнении работы.

Позн.:

- следить и усваивать практические приемы работы.

7. Самопроверка и проверка с эталоном

Заканчиваем свои работы, кто не успел сделать, доделаете дома. А сейчас мы с вами проведем выставку работ. Первый ряд встаньте и покажите свои работы всему классу. Второй ряд тоже встаньте и покажите свои работы. И третий ряд покажите свои работы.

Встают по очереди и показывают то, что успели сделать.

Рег.:

- выполнение учащимися задания учителя.

8.  Обобщение знаний

- Что такое цистерна?

- В каком году появились первые вагоны – цистерны в России?

- Правильно. А в каких дорожных мастерских начали строить вагоны – цистерны и в каком году?

- Для чего спирт при перевозке размещали внутри обычного крытого товарного вагона?

- В каком году на русских железных дорогах появилась первая четырёхосная цистерна?

- Можем ли мы в классе сделать цистерну?

- А чем мы можем заменить?

Цистерна – ёмкость для перевозки различных жидкостей.

В 1863

Грязе – Царицынской и Московско – Нижегородской, в 1872г.

Для защиты от нагревания.

В 1895 году

Нет

Бумагой, картоном.

Рег.:

- выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

9. Рефлексия деятельности

Если вам понравилось занятие и трудности не возникли - похлопайте в ладоши, если урок вам не понравился, и было сложно – потопайте. Убирайте свои рабочие места.

Все молодцы. Спасибо за внимание, урок окончен. До свидания.

Оценивают свою работу на уроке, убирают свои места. Прощаются.

Рег.:

- анализируют свою работу, оценивают свою учебную деятельность.

Методист: Удовиченко Т.В._______________                                                         Учитель: Павлова Л.И.________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии 1 класс

Дан подробный конспект урока с презентацией...

Конспект урока по технологии (2 класс)

Работа с бумагой. "Сюжетная аппликация "Летающая пчела" (2 класс)...

План-конспект урока по технологии 4 класс по теме"Работа с бумагой и картоном.Рамки для художественных работ."

Познакомить детей с форматами бумаги;познакомить с разными видами рамок для оформления работ и выполнить один из видов рамок....

Конспект урока по технологии 4 класс тема урока "Лесенка опора "

Конспект урока по технологии 4 класс тема урока "Лесенка опора "...

Конспект урока по технологии 2 класс тема урока "Изготовление помпона "

Конспект урока по технологии 2 класс тема урока "Изготовление помпона "...

Конспект урока по технологии 3 класс, программа: «Перспектива»; Учебник: Роговцева Н.И. Технология. 3 класс.

Цели: - Формирование  умений и навыков работы с бумагой;- Расширение представлений  о видах аппликации и технологии её изготовления из бумаги...

Конспект урока по технологии 1 класс. Тема урока: «Природные материалы. Как их соединить?»

Конспект урока по технологии для 1 класса на тему: "Природные материалы. Как их соединить?"  Пошаговая разработка урока со всеми необходимыми пунктами....