Технология
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Конспект урока составлен по программе 4 класс УМК "Школа России" автор Н.И. Роговцева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

по технологии

Моделирование обуви.

 

Составила студентка 331 группы

Худоева Ксения

МАОУ СОШ № __, класс  4  каб. № ___

Дата проведения занятия: _____________

Смена 1  Номер урока _________

Начало урока ________________________

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Бугаева Е.Э.

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель:

Учить изготавливать модель обуви.

Предметные:

  • Совершенствовать умения моделирования из бумаги
  • Совершенствовать  технику вырезания  клапанов

Метапредметные:

А) Познавательные: 

  • Познакомить учащихся с технологическим процессом производства обуви;
  • познакомить с последовательностью снятия мерок с ноги и определением размера обуви по таблице;
  • расширить представления учащихся о профессиях (модельер-конструктор, вырубщик деталей обуви, раскройщик материалов, сборщик верха обуви);

Б) Регулятивные: Учить  анализировать и составлять план изготовления изделий.

В) Коммуникативные:  Учить детей отвечать на вопросы учителя.

Личностные: Учить детей понимать значимость поделки, технологических операций, развивать аккуратность, самостоятельность

 

Оборудование:

У учителя: презентация, образец выполнения поделки, шаблоны для детей, учебник

У учащихся: картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, ластик, учебники

Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование

Этапы урока

Деятельность учителя:

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Вводная беседа

- Здравствуйте, ребята, зовут Ксения  Андреевна, и я проведу у вас урок по технологии.

- Вы любите ходить на экскурсии?

- Сегодня мы с вами отправимся на одну фабрику, но на какую попробуйте догадаться, отгадав загадки:

а) Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. 

б) Если дождик, мы не тужим –

Бойко шлепаем по лужам,

Будет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.

- Как можно назвать одним словом сапоги, ботинки, тапочки, галоши?

- Да, все это обувь. На какую же фабрику мы отправимся?

- Как вы думаете, что мы узнаем на этой фабрике? Какие задачи можем перед собой поставить?

- Действительно, вы правы, сегодня мы сможем побыть модельерами, вырубщиками, раскройщиками  и прессовщиками узнаем какие виды обуви существуют, как создается обувь, и сами создадим модели обуви, а  в конце занятия сделаем выставку «Лучший модельер». И определим, кто из вас настоящий мастер по изготовлению модели обуви.

- Ребята, а что же такое обувь?

О́бувь

Одежда для ног, защищающая их от холода и своей нижней частью, подошвой, делающая нечувствительными неровности пути (Толковый словарь).

- Для чего мы используем обувь? Отлично.

- Как вы считаете, когда появилась обувь? Из чего была сделана первая обувь? Откройте учебники на странице 55,  прочитайте про себя и ответьте на вопросы по поднятой руке.

- Какие материал использовались для изготовления обуви тогда?

- Что вы можете сказать о паре обуви, где их стали изготавливать?

 - Когда началось фабричное изготовление обуви? Хорошо.

- А теперь давайте, вспомним основные профессии обувного производства. Обратите внимание на слайд, вам необходимо соединить профессию и вид деятельности на выполнение работы даётся 30 секунд. Но прежде чем приступить к выполнению задания, я предлагаю вам почувствовать себя в роли вырубщиков обуви и предположить что такое подмётки?

- Возможно, это то, что подмели?

Подмётки – это подошва, которая контактирует с землёй.

- Хорошо, а что такое набойки? Подумайте, чем занимаются вырубщики?

Набойки – это деталь обуви, закрепляемая на каблуке снизу с помощью клея, гвоздей или шурупов. Обычно изготавливается из резины, пластмассы, кожи или металла. Деталь, непосредственно соприкасающаяся с землёй.

Кто делает (профессия)

Что делает (вид деятельности)

1. Модельер-конструктор

А. Создаёт модели обуви и разрабатывает их чертежи. Контролирует внедрение новых моделей в производство

2. Вырубщик деталей обуви

Б. Изготавливает детали низа обуви (подмётки, набойки и т.д.)

3.  Раскройщик материалов

В. Нарезает детали верха обуви, имеющие различную форму и назначение

4. Прессовщик

Г. Прикрепляет верх обуви к подошве

- Хорошо, вы справились с заданием.

- Ребята, а  вы может сказать, к какому виду относится обувь, надетая на вас сейчас?

- Видов обуви существует большое количество. Попробуйте, работая в парах, предложить критерии, по которым классифицируется обувь. 

-Отлично,  а теперь сможете ли вы ответить, из какого материала сделана ваша обувь?

- Обувь изготавливают из натуральных, искусственных и синтетических материалов. Что относится к натуральным материалам? Прочитайте. А к искусственным и синтетическим.

- Ребята, а вы знали, что на современных обувных фабриках изготовление обуви механизировано. Заготовки подаются от одного рабочего места к другому по непрерывно движущемуся контейнеру. Специалисты, занятые в производстве обуви, - обувщики – выполняют большое число различных операций по созданию моделей обуви и разработке их конструкции, изготовлению деталей обуви, их сборке и отделке готового изделия ( иллюстрации на слайде).

- На обувных фабриках при моделировании и разработке чертежей обуви любого вида используют стандартные размеры. - А как определить свой размер? Рассмотрите иллюстрации в учебнике на странице 58  и ответьте на мой вопрос.

- Итак, для определения размера обуви необходимо:

Последовательность определения размера обуви.

1. Положите лист бумаги на пол и встаньте на него одной ногой (в носках)

2. Обведите стопу карандашом

3. Измерьте расстояние до пятки до самого выступающего пальца. Это будет длина стопы.

4. Найдите полученный результат в таблице и определите свой размер обуви, таблица есть у вас в учебниках на странице 59.

- Прежде чем приступить к  производству обуви на предприятии создают ее модель.

- ответы детей.

-Ботинки, тапочки

- Галоши, сапоги

-Туфли

- Обувь

- На обувную фабрику

-1. узнать о видах профессии на обувном заводе

2. узнать, как изготавливают обувь

3. какие виды обуви бывают

- Мнение детей

-  В первую очередь для тепловой и механической защиты ног от влаги и грязи.

- Мнение детей

Изготавливать  и носить обувь человек начал тысячелетия назад. Первая обувь была сделана из куска шкуры животного. Для изготовления обуви использовались растительные материалы – древесная кора, камыш, папирус, лыко, солома, а позже – грубая, толстая пряжа, войлок и даже дерево. Долгое время разницы между обувью для правой и левой ноги не было – она шилась по одному лекалу (шаблону). Впервые обувную пару – обувь для правой и левой ноги по разным лекалам – стали изготавливать в Древней Греции.

В 19 веке.

- Мнение детей.

- Ответы детей

-  По полу и возрасту, по назначению, по используемым материалам, по конструкции и внешнему виду.

- Натуральные материалы – это кожа, ткани из натуральных волокон и дерево. К искусственным и синтетическим материалам относятся искусственная кожа (например, кирза), резина, пластмасса.

-ответы детей.

- Идеи детей.

Коммуникативные

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Коммуникативные

Личностные

Анализ образца

- Сегодня я вам предлагаю почувствовать себя настоящими модельерами, выполнить модель детской летней обуви из бумаги и картона.

- Что вы видите у меня в руках?

- Как называется такой вид обуви?

- Из каких материалов изготавливают сандалии?

- Из каких деталей состоит сандалия?

Кулиска – это особый элемент любого изделия, она позволяет фиксировать ремешок-застежку.

- Посмотрите, а  какие  техники выполнения будут использоваться в данной работе?

- Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, будет: «моделирование»

- Что такое «моделирование»?

Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели.

Модель – это искусственно созданный объект, дающий упрощенное представление о реальном объекте, процессе, явлении, отражающий существенные стороны изучаемого объекта с точки зрения цели моделирования.

 - Хорошо, вы правы, посмотрите на сандалию, какие материалы и инструменты нам понадобятся для выполнения поделки?

- Внимательно слушают и смотрят.

- Сандалии, а если точнее босоножки

- Натуральной кожи, замши.

  • верхняя часть обуви
  • кулиски для ремешка
  • каблук
  • подошва
  • ремешок-застежка
  • нижняя часть обуви

 - Вырезание по  криволинейному контуру, разметка по шаблону.

1. Цветная бумага и картон

2. Ножницы

3. Карандаш

4. Клей ПВА

5. Ластик

Коммуникативные и личностные

Познавательные

Объяснение технологии изготовления изделия

(анализ инструкционной карты)

Инструктаж по технике безопасности:

Анализ инструкционной карты:

- Итак, ребята, работа у нас будет парная, как вы считаете, почему? Потому что нам необходимо изготовить и левую, и правую обувь.

Давайте вспомним с вами правила работы в парах:

- Я буду называть вам правило, вы говорите, да или нет, согласны вы или не согласны, если вы не согласны, то переформулируйте правило в правильное.

1. Не отвлекать товарища, разговаривая на посторонние темы;

2. Перебивать товарища, когда хочешь предложить свою идею;

3. Если парная работа, то я могу и отдохнуть, пусть сосед по парте все делает сам;

4. Принимать активное участие при изготовлении поделки.

5. Считаться с мнением соседа по парте, предложить свою идею, выслушать его предложения, а затем объединить обе идеи.

1. Чтобы работать в паре дружно, вам необходимо выбрать того, кто будет заказчиком обуви, а  кто будет модельером. Модельеру необходимо определить размер ноги заказчика, а чтобы узнать какой размер у заказчика, что надо сделать?

2. Итак, у нас есть два рисунка стоп заказчика, как же определить размер? Каким инструментом надо воспользоваться?

3. Хорошо, теперь откройте страницу 60. Рисунок под цифрой один, что нам необходимо сделать? Не забывайте про технику безопасности с ножницами.

- Обратите внимание на цвета? Обязательно ли использовать именно эти цвета?

- Хорошо, вырезали, что необходимо сделать дальше?

- С какой стороны будем обводить выкройку? Как экономно размечать материал? (С края листа, детали располагай вплотную.) После того, как мы обведём, что нам необходимо сделать с данным рисунком?

4. Посмотрите на рисунок 2. Что представлено на этой картинке? Сколько деталей обозначено на шаблоне? Почему шестая деталь никак не подписана? Внимательно посмотрите на мою сандалию и скажите, зачем нам необходимо две детали ремешка - застежки?

5. Что нам необходимо сделать с этим шаблоном, посмотрите на рисунок 3. Какие правила работы с шаблоном вы знаете? Что мы делаем дальше? Как мы будем вырезать полученные детали? Т.к. лист большой вырезаем его не в воздухе, а на столе.  Что необычного вы заметили на деталях каблука и подошвы? Линия сгиба выполнена в определённом месте или в любом?  Какие правила сгибания бумаги вы знаете?

Складываем мы бумагу на столе, а не в воздухе. Сгибай в направлении от центра в стороны. Пальцами прогладь полученную линию сгиба.

-На что еще вы обратили внимание? Что это за треугольники?

- Эти детали называются клапаны. А как вы считаете, зачем они нужны?

-Посмотрите на мой образец, и скажите, какие детали мы склеили при помощи клапанов?

- А как вы считаете, клапаны должны быть именно треугольные?

6. Посмотрите на рисунок 4, что нам необходимо сделать дальше? Зачем нам надо выполнять данную операцию, предположите? Сколько линий сгиба нам необходимо выполнить? На что еще вы обратили внимание, с какой стороны выполняется линия сгиба с изнаночной или лицевой? Сколько миллиметров от пятки до первой линии, до второй?

7. Посмотрите на рисунок 5, что это за деталь, как ее преобразовали, какие операции над ней совершили?

8. Рассмотрите рисунок 7. Что это за деталь? Как нам необходимо преобразовать данную деталь? Приклеили только клапаны?

9. Рассмотрите рисунок 8. Что мы видим? Как нам необходимо склеить кулиски с деталью низа, с какой стороны, лицевой или изнаночной?

10. Рассмотрите рисунок 9.  С помощью чего мы каблук прикрепляем  к детали низа? Как нам необходимо преобразовать заготовку каблука перед приклеиванием?

11. Посмотрите на рисунок 10. Над какой деталью сандалии совершаются операции? Каким образом мы склеиваем подошву и деталь низа?

12. Рассмотрите рисунок 11. Как называется эта деталь сандалии? Сколько их должно быть?  Одинаковые ли они должны быть  по размерам?  На что нам необходимо обратить внимание? Куда мы приклеиваем короткий ремешок? Что нам необходимо сделать с длинным ремешком?

- Хорошо, ребята, хотела обратить ваше внимание на то, что вам необходимо быть очень внимательными, каждый из пар делают левую и правую сандалии, и не сделать модели двух правых сандалии или двух левых. Распределитесь, кто делает левую, а кто правую сандалии.

- Давайте, ребята, вспомним технику безопасности при работе с ножницами:

1. Как необходимо держать ножницы?

держать острыми концами только вниз;

2. Как мы оставляем ножницы на столе?

оставлять на столе с закрытыми лезвиями;

3. Как необходимо передавать ножницы?

передавать закрытыми кольцами вперед;

4. Как необходимо держать ножницы?

Большой палец в отдельное кольцо, указательный и средний в другом кольце.

5. Когда мы закончили работать с ножницами, что мы делаем?

хранить после работы в футляре.

- Вспомните технику безопасности при работе с клеем (картинки на слайде)

  1. запрещается брать клей в рот и мазать им одежду, волосы;
  2. нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза;
  3. при попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды;
  4. по окончании работы обязательно вымыть руки.

- Проверьте вашу готовность, на партах у вас должны лежать ножницы, клей, цветная бумага, картон, линейка, карандаш, ластик. Молодцы!

Ответы детей

-Да\Нет

- надо нарисовать стопы заказчика на листе А4.

- линейкой, посмотреть в таблице на странице 59

1. Выбрать  цвет сандалии. Продумать, где мы будем использовать картон, а где цветную бумагу? Нарисованные на А4 объекты необходимо вырезать по криволинейному контуру.

-Нет, можно использовать цвета по желанию.

- Обвести полученный шаблон на картоне.

-с изнаночной

- вырезать по криволинейному контуру

- шаблон деталей сандалии

- 6, потому что это вторая деталь ремешка-застежки.

- Разметить заготовки деталей обуви на листе цветной бумаги, цвет необходимо так же выбрать. Правила работы с шаблоном: При обводке шаблона, грифель карандаша плотно прижимай к краю шаблона. Следи за тем, чтобы шаблон не смещался. Вырезаем  деталь низа и заготовки деталей, не забываем про технику безопасности ( необходимо вырезать все детали). На деталях каблука и подошвы нам необходимо сделать линию сгиба по пунктирной линии.

- скреплять детали.

- верхняя часть обуви с шаблоном стопы,  заготовка каблука с шаблоном стопой, кулиски.

- Далее деталь низа нам необходимо согнуть в двух местах, чтобы потом соединить ее с каблуком. От пятки отмеряем 70 мм и 110 мм, проводим тонкую линию карандашом и выполняем сгибание по этим линиям. Не забываем о правилах сгиба. 1 линию (110 мм) мы выполняем сгиб с изнаночной стороны. 2 линию мы сгибаем с лицевой стороны.

6. Затем берем верхнюю деталь обуви, отмеряем 120 мм, и отрезаем отмеченную часть. Далее необходимо разметить с двух сторон детали клапаны шириной 10 мм, выполнить линию сгиба и вырезать их.

7.Приклеиваем подготовленную деталь к детали низа ( с изнаночной стороны), не забывайте про технику безопасности при работе с клеем.

8.Берём заготовку кулисок для ремешка отрезаем  от нее две детали длиной 100 мм. Размечаем и вырезаем с одной стороны каждой детали клапаны шириной 10 мм. Складываем и склеивае детали ( клапаны и сами кулиски).

9. Приклеиваем подготовленные кулиски к детали низа ( с изнаночной стороны). 10. Склеиваем  заготовку каблука в кольцо. Сгибаем клапаны внутрь полученного кольца и приклейте с их помощью каблук к детали низа.

11. Берём  заготовку подошвы, готовим  ее и приклеиваем к детали низа. Склеиваем тем же способом, что и каблук.

12.Возьмите две заготовки ремешка-застежки, отрежьте от одной из них 120 мм, от другой -  деталь длиной 280 мм:

  • Сделайте на деталях ремешков петли.
  • Приклейте короткий ремешок к детали верха.

Длинный ремешок проденьте в петли кулисок и короткого ремешка, «застегните» застёжку. 

Коммуникативные, познавательные

Личностные

Коммуникативные

Самостоятельная работа детей (60% времени урока)

- Можете начинать работу, если у кого-то будут вопросы, поднимите руку, и я к вам подойду, пользуйтесь технологической картой на странице 60 – 61.

- Делают сандалию в парах

- Задают вопросы

Регулятивные, личностные, познавательные

Оценка деятельности детей

- Время подходит к концу, завершаем свои работы. По очереди, пары выходят к доске, демонстрируют свою обувь, и кладут ее на стол для выставки. Вам предлагается сделать рекламу своего изделия, т.е. 2 предложениями опишите его, чем ваши сандалии лучше, всех остальных сандалий в классе?

-Сейчас, уберите свое рабочее место.

  1. Что нового вы узнали на уроке?        
  2. Какие творческие находки вы для себя нашли (чему научились)?
  3. Какое новое понятие прозвучало на уроке?
  4. Что создают, прежде чем приступить к  производству обуви на предприятии?
  5. Как определяется размер обуви?
  6. Как работать с клеем и ножницами?

- Давайте оценим ваши работы все вместе (Учитель задаёт вопросы, дети отвечают).

1. У всех ли работ имеется левая и правая сандалии? Никто не выполнил две правые или левые?

2. Какие работы, по вашему мнению, выполнены наиболее аккуратно, соблюдены все требования и поставленные задачи?        

3. Какие работы являются самыми модными и оригинальными?

- По моему мнению, все ваши работы достойны похвалы. Каждая работа отличается индивидуальностью и по-своему красива.

- Оценку «5» получит тот, у кого будут соблюдены все 3 критерия

- Оценку «4» получит тот, у кого в работе будут небольшие недочёты

- Оценку «3» получит тот, у кого будет соблюдён только 1 критерий.

Критерий: качество выполнения

 «+» – выполнено без замечаний

«+;-» - с небольшими замечаниями

«-» - с большими замечаниями

Критерии: аккуратность и точность вырезания

«+» – выполнено без замечаний

«+;-» - с небольшими замечаниями

«-» - с большими замечаниями

Критерии: оригинальность и мода

 «+» – выполнено без замечаний

«+;-» - с небольшими замечаниями

«-» - с большими замечаниями

- Спасибо вам за урок, за хорошую работу на уроке. Все молодцы! До свидания!

- Ответы детей

- Оценивают работы

Коммуникативные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обувная фабрика

Слайд 2

О́бувь - Одежда для ног, защищающая их от холода и своей нижней частью, подошвой, делающая нечувствительными неровности пути (Толковый словарь).

Слайд 3

подмётки – это подошва, которая контактирует с землёй.

Слайд 4

Набойки – это деталь обуви, закрепляемая на каблуке снизу с помощью клея, гвоздей или шурупов. Обычно изготавливается из резины, пластмассы, кожи или металла. Деталь, непосредственно соприкасающаяся с землёй.

Слайд 5

Кто делает (профессия) Что делает (вид деятельности) 1. Модельер-конструктор А. Нарезает детали верха обуви, имеющие различную форму и назначение 2. Вырубщик деталей обуви Б. Прикрепляет верх обуви к подошве 3. Раскройщик материалов В. Создаёт модели обуви и разрабатывает их чертежи. Контролирует внедрение новых моделей в производство 4. Прессовщик Г. Изготавливает детали низа обуви (подмётки, набойки и т.д.)

Слайд 7

Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Модель – это искусственно созданный объект, дающий упрощенное представление о реальном объекте, процессе, явлении, отражающий существенные стороны изучаемого объекта с точки зрения цели моделирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....