"Мартинички", 4 класс
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация по технологии "Мартинички", 4 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martinichki.pptx1.1 МБ
Файл martinichki.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по труду проведенного в 4 «Г» классе

Тема:  «Куклы мартинички»

Цель:  Учить изготовлению Кукол мартиничек

Задачи:  

- закрепить приемы наматывания ниток

- учить читать схему и  выполнять работу по схеме

-воспитывать аккуратность, трудолюбие, умения слушать и  

слышать

- развивать  глазомер, воображение, творческие способности, мышление, интерес к предмету.

Оборудование для учителя: презентация, образец куклы.

Оборудование для учащихся: схема, вязальные нити, прямоугольник картона, ножницы, коробка для обрезков.

План урока

1.Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

3. Анализ образца.

4. Объяснение технологии изготовления куколки.

5. Практическая работа.

6. Анализ работ.

7. Итог урока.  

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим, все ли готово к уроку. Я буду говорить, что нам сегодня понадобится для работы, а вы проверяйте глазами.

- Нам понадобятся: схема, вязальные нитки, прямоугольник картона, ножницы, коробка для обрезков.

-У кого чего то, нет поднимите руку?

- Все расселись по местам, никому не тесно? По секрету вам скажу: « Будет интересно!»

Урок труда у вас проведу я, меня зовут ……  

2.Вступительная беседа

 Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их накапливалось до ста штук. Куклы были не только девчачьей забавой. В них играли и мальчики. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую куклу уже могла делать любая девочка.

Какой сейчас месяц?(Март)

И сегодня мы с вами сделаем кукол, которые называются Мартинички.

Мартинички – это соединённые пояском две куколки скрученные из ниток - белая и красная, мужская и женская. Красный и белый цвет – олицетворяют яркую силу жизни и волю богов на эту жизнь данную. Соединённые мужская и женская фигурки разных цветов – единство двух начал.

Само название, МАРТИНИЧКИ уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали её начало, праздновали и радовались её приходу. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе.

И конечно, кроме праздничного значения эти куколки играли ещё и обережную роль. Всё начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагополучным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок. Поэтому роль мартиничек также уберечь от злых воздействий на человека и жилище.

Имели эти куколки и второе значение. Они дополняли свадебную пару кукол, которую дарили подружки невесты новобрачным. Сколько детей, столько и куклят сажали на плечи свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.

В 19 веке куколки изготавливались без обозначения пола. В 60-х годах 20 века, когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика.

3.Анализ образца

-Что это? (кукла мартиничка)

- Из какого материала сделана кукла? (из ниток)

-Назовите части куклы. ( голова, туловище, руки, юбка, ноги)

-Как выделены, части куклы? (перевязаны)  

4. Объяснение технологии изготовления куколки под руководством учителя  

Для того чтобы сделать куклу мартиничку необходимо следовать следующему плану.

  У вас есть прямоугольник картона. На узкую сторону намотаем нитки. Надо сделать 12 витков. Затем прорезать нитки с двух сторон. И перевязать их отступив от края 1 сантиметр. Деталь рук готова, отложим ее в сторону.

  Для того чтобы сделать туловище куклы нужно, на длинную сторону картона намотать 25 витков ниток. Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем. Нижний сгиб разрезаем. Для оформления головы отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Разделяем нити пополам и между ними вставляем ранее заготовленные руки куклы. Расправляем нитки, перевязываем куклу по талии ниже рук. Женская фигурка готова.

  Аналогично делаем мужскую фигурку, только необходимо оформить ноги. Для этого разделим нитки юбки на две равные части и перевяжем, их снизу отступив 1 сантиметр от края.

   Затем из нитей красного и белого цвета плетем косичку и привязываем ее концы к куклам.

  Получилась парная композиция обрядовых куколок мартиничек!  

   

 5. Практическая работа  

Давайте повторим правила безопасной работы с ножницами.

 С ножницами не шути;

 Зря их в руки на бери;

 И держа за острый край

 Другу их передавай.

 Лишь окончена работа

 Ножницам нужна забота:

 Не забудь ты их закрыть

 И на место положить.

 

Какие правила безопасной работы вы будете соблюдать, работая с ножницами?

Работа учащихся

Работа учителя

1.Наматывание ниток на узкую сторону картона - заготовка для рук.

Напоминать сколько витков нужно сделать, оказывать помощь учащимся испытывающим затруднение.  

2.Оформление рук.

 Напоминать сколько, отступить от края для перевязывания рук, проверять правильность выполнения.

3.Наматывание ниток на длинную сторону картона- заготовка для туловища.

Напоминать сколько витков нужно сделать, оказывать помощь учащимся испытывающим затруднение.  

4.Оформление головы.

Напоминать что, для того чтобы отделить голову нужно отступить от сгиба вниз и перевязать, оказывать помощь учащимся испытывающим затруднение.

5.Оформление куклы.

Напоминать что, сначала нужно вставить руки и перевязать под руками, для оформления ног  разделить нити поровну и перевязать снизу, оказывать помощь учащимся испытывающим затруднение, проверять правильность выполнения.

6. Витье шнура

Напоминать как, правильно оформить шнур, проверять правильность выполнения

6. Анализ работ  

Сейчас выйдут те ребята, кого я назову. А вы выберите ту куклу, которая вам больше всего понравилась  и объясните почему.

7. Итог урока

- Каких кукол мы сегодня делали?

- Для чего делают таких кукол?

- Что для вас было самым трудным на уроке?

- Убирайте свое рабочее место. А теперь улыбнитесь, кто доволен своей работой. На этом наш урок закончен.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 3 классе "Мартиничка"

Этапы изготовления обрядовой куклы "Мартинички"...

Мастер- класс по теме: «Праздники Германии- День Святого Мартина». Для учащихся 3 класса.

Мастер- класс по теме: «Праздники Германии- День Святого Мартина».Для учащихся 3 класса....

Учебно-методический комплект по технологии в 3 классе «Мартинички — куклы из ниток»

Технологическая карта урока«Мартинички — куклы из ниток»Предмет: «Технология»Класс: 3Тема урока: «Мартинички — куклы из ниток»Цели урока: научиться делать кукол Мартиничек, отработать навыки сам...

Мастер-класс "Мартиничка"

Мастер-класс "Матриничка" Куколка своими руками....

Конспект урока для 2 класса "Мартинички"

Цель: научиться изготавливать куклу – «Мартиничку»  путем связывания ниток в пучок, отработать навыки самостоятельной работы по плану.Планируемые результаты:...