" Знакомство с марийской вышивкой"
план-конспект занятия по технологии (4 класс)

Козлова Ирина Викторовна

Конспект знакомит с историей марийской вышивки, орнаментальными символами, использующимися в вышивке. Также знакомит с техникой вышивки-двусторонняя гладь, которая используется при изготовлении салфетки с элементами марийского орнамента, швом роспись,  характерная особенность которого -  чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой(контурной) линией. Цветовой гаммой, присущещей именно для народности мари.В практической части конспекта дан алгоритм изготовления салфетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Знакомство с марийской вышивкой"680.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи» г. Волжск

Методическая разработка занятия по дополнительной общеобразовательной программе общеразвивающего вида художественной направленности «Удивительный стежок»

Второй год обучения

Раздел «Марийская вышивка

Тема: «Знакомство с марийской вышивкой»

Автор:

Козлова Ирина Викторовна

педагог дополнительного

образования

высшая квалификационная

категория

                                                        Волжск

                                                         2019

Тема: «Знакомство с марийской вышивкой»

Цель: Научить детей изготавливать салфетку с использованием орнаментальных элементов марийской вышивки.

Задачи:

  1. Познакомить детей  с историей традиционной марийской вышивки и орнаментальными символами.
  2. Научить детей новому приёму вышивке- технике двухсторонней глади.
  3. Способствовать развитию мелкой моторике и глазомеру.
  4. Формировать способность к выполнению рукотворной работы, требующей терпения и усидчивости.

4.

Методы и приемы:

  1. Рассказ, демонстрация презентации по теме;
  2. Рассматривание готовых работ;
  3. Практическая часть: (самостоятельная работа)

- правила техники безопасности при работе с иголками, ножницами,

пяльцами

- объяснение техники выполнения двусторонней глади;

- объяснение выполнения шва «роспись» как дополнительного элемента;  

- индивидуальная помощь, советы, поощрения;

- анализ проведенного мероприятия. 

Педагогические технологии, методы:

  • сотрудничество – практическая часть;
  • личностно-ориентированный подход – практическая часть;
  • творческого развития – практическая часть, рассказ о истории марийской вышивки;
  • здоровьесберегающие технологии – практическая часть.

Оборудование:

  • иллюстрации на USB-флеш-накопителе;
  • компьютер, интерактивная доска;
  • образцы готовых работ

Материал для практической работы:

  • хлопчатобумажная белая ткань размером 25см;
  • нитки мулине красного и чёрного цвета;
  • игла №2,№3;
  • эскиз с орнаментальными  знаками;
  • копировальная бумага;
  • ножницы;

План занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие. 
  2. Рассказ  о истории вышивки народов мари, орнаментах, используемых в вышивке.

а)  показ слайдов,

б) показ готовых  работ изготовленных салфеток

  1. Физкультминутка.
  2. Практическая часть. 

а) Показ и объяснение способа перевода рисунка на ткань, техники выполнения двусторонней глади 

б) Изготовление детьми   салфетки.

  1. Анализ проведенного мероприятия.
  2. Рефлексия.

Ход занятия:

Организационный момент. Приветствие:

Здравствуйте ребята!

Тема нашего сегодняшнего занятия посвящена истории марийской вышивки. У каждого народа есть свои традиции, своё наследие , своя культура. Я хочу вас познакомить с марийской вышивкой, которая является частью национальной культуры народа мари.

На протяжении многих веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые можно назвать подлинными произведениями народного мастерства.

Вышивка сохранила до настоящего времени традиционные техники и приёмы исполнения, орнаментальные узоры и украшения.

Вышивка являлась определяющей для каждой этнической группы, указывала на возрастную и социальную принадлежность владельца.

Уже с шестилетнего возраста девочку начинали обучать искусству вышивания. К совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и заниматься изготовлением свадебных принадлежностей невесты, готовить приданое.

Известно, что вышивка является широко распространённым видом декоративно- прикладного искусства. Узор и изображение выполняется вручную или с помощью вышивальной машины на различных тканях цветными или бесцветными нитками, в различных техниках. У народов мари вышивку выполняли на белом холщёвом, льняном полотне тонко спрядёнными шерстяными нитками. Узор выполняли без всяких вспомогательных средств (канвы или предварительно нанесённого рисунка), по отсчёту нитей основы ткани. Если вышивка была двусторонней, то её выполняли всегда  с изнанки полотна, шов вёлся обычно слева направо. Вышивку применяли для отделки мужской и женской одежды, а также детской одежды, она украшала женские головные уборы, свадебные покрывала и платки, поясные и декоративные полотенца, ритуальные предметы. Вышивка на одежде была не только украшением, но несла ещё и сакральный смысл. Марийцы, вышивая тот или иной орнамент, считали, что вышивка защитит их от проникновения злых духов. Вышивка играла роль оберега. Вышивка располагалась на тех участках одежды, которые соприкасались с телом.

Технические приёмы выполнения (косая стёжка, счётная гладь, косая гладь, роспись) предопределяли стиль вышивки, расположение орнамента и узора в целом.

Символ, орнаментальный знак («тамга»), является специфическим признаком для марийской вышивки. Каждой этнической группе присущ свой орнамент одежды.

Орнамент «маритур» образован из геометрических и растительных элементов, мотивов зооморфного происхождения. Они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симметрии. Это обусловлено способом исполнения- по отсчёту нитей основы ткани; любой рисунок приобретает геометрический вид.

В условных знаках орнамента вышивки марийцами в прошлом закладывались многие понятия о природе или реальной действительности; то есть они обозначали или смысл вещи или смысл явления.

Геометрические символы-ромбы, квадраты, углы, полосы, кресты, реже круги, овалы и сложноузорные фигуры.

(Рассказ педагога сопровождается показом слайдов презентации по теме)

В прошлом геометрические символы обозначали воду, землю. Например: круг или квадрат символизировали небесный огонь-солнце.

Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит из четырёх цветов: красного, зелёного, жёлтого и чёрного. Красный и чёрный – два ведущих цвета. Характерная особенность-  чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой(контурной) линией.

Давайте и мы попробуем изготовить салфетку с элементами марийской вышивки. 

Физкультминутка.

Готовим пальчики к работе. (музыкальная разминка)

Практическая часть:

Перед началом работы вспомним с вами технику безопасности.

Как  надо класть ножницы на стол? (С сомкнутыми лезвиями).

Как правильно передать ножницы соседу по парте? (Кольцами вперед). Почему? (Чтобы не поранить ему руку).

Материалы и инструменты.

Первый этап нашей работы – подготовка ткани к переводу рисунка. Ткань должна быть без заломов, хорошо проглажена. Использовать мы будем хлопчатобумажную или льняную ткань размером 25 см. Вышивать мы будем нитками мулине красного цвета и делать обводку чёрным. Подготовим нитки и иголки к работе. Иголки лучше использовать с удлинённым ушком №2 и острым концом. Главное правило в вышивке – не делать никаких узелков. Используем специальный инструмент – пяльца, так ка техника гладь вышивается на хорошо натянутой ткани.

Технология выполнения салфетки.

Мы с вами сегодня будем знакомиться с такой техникой вышивания , как двусторонняя гладь на примере салфетки. Я разработала для вас фрагмент орнамента марийской вышивки, используя геометрические символы,в данном случае - треугольники, символизирующие землю.

На ткань нашей будущей салфетки с помощью копировальной бумаги переводим подготовленный эскиз рисунка.

Запяливаем ткань с рисунком с помощью пялец. Вспомним , как правильно заправлять нитку в иголку? (ответы детей)

Когда мы заправляем нитку в иголку, тот складываем нить пополам ,продевая оба конца в ушко. На другом конце нити у нас петля. Первый стежок при вышивании закрепляется в эту петлю.

.Закрепив нить уже известным способом, начинаем вышивать слево направо, укладывая вертикально стежки плотным настилом, как с лицевой ,так и с изнаночной стороны.

Вышив первый треугольник, переходим на следующий и далее по всему рисунку.

Закончив вышивать весь рисунок , делаем обводку рисунка чёрным мулине, используя шов «роспись»

Края салфетки оформляем бахромой, закреплённой в кисточки.

   

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз в течение 2-5 минут после каждого часа работы или в середине каждого занятия с детьми. Профилактические упражнения представляют собой простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, частые моргания, сильное прижмуривание. Голова при выполнении упражнений остаётся неподвижной. Гимнастика заканчивается накладыванием кончиков пальцев рук на веки глаз. Каждое упражнение занимает около 30 секунд. Прилив крови к области глаз снимает напряжение и уменьшает опасность ухудшения зрения.

Анализ занятия:

Что нового вы узнали о вышивки народов мари?

Какие ведущие цвета используются? С какими видами орнаментов вы познакомились?

Вы познакомились с новой техникой -двусторонней гладью. Её вы можете использовать не только при вышивке марийского орнамента, но и для декора одежды создания предметов быта.

6. Рефлексия:

 - Вам интересно было сегодня на занятии?

 - Что вам понравилось на занятии?

 - Чья работа понравилась? Почему?

Спасибо за внимание.  

Литература

Электронные ресурсы:

https://kidsher.ru/ru/archives/455/ 

 https://ru.wikipedia.org/wiki/Марийская_вышивка 

https://yandex.ru/images/search?text=орнаменты%20марийской%20вышивки%20и%20что%20обозначает&stype=image&lr=20721&source=wiz 

F:\картины из джинсов\0_aa9ae_6f62edca_orig.jpgF:\картины из джинсов\0_aa9af_d932b437_orig.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувашская вышивка красива и многозначна.

сценарий открытого урока в 1 классе чувашской школы...

Урок марийского языка во 2 классе на тему "Могай тусан?"

Тема урока входит в цикл "Мемнан модышна". Данный урок является первым в этом цикле....

Программа по марийской национальной вышивке

    Программа предназначена для обучения вышивке как одного из профильных курсов трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Изучение этого курса рекомендуется дет...

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"

Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"

Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...

Технологическая карта урока технологии «Строчка косого стежка. Есть ли у нее «дочки»? Изготовление изделий с вышивкой крестом. Изделие : Вышивка Ёлочка. Кораблик.» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о строчке косого стежка; изготовление вышивки крестом ёлочка, кораблик.Задачи урокаДидактические:познакомить с технологией изготовления елоч...

Технологическая карта урока технологии «Работа с тканью. Вышивка. Изделие «Вышивка на фетре к 9 мая» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о строчке, стежке и шве; изготовление изделия к 9 мая.Задачи урокаДидактические:знать смысл технологических понятий: шов, стежок, строчка;на...