исследовательская работа
проект по технологии (4 класс)

исследовательская работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_voylok.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шарагольская средняя общеобразовательная школа»

Техническое направление

ВОЛШЕБНЫЙ ВОЙЛОК


Автор работы:

Цыдыпылова Сэлмэг Зоригтоевна, ученица 4 класса

Руководитель: Ульзутуева Евгения Эдуардовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Шарагольская СОШ»

с. Шарагол

202_

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………………...4

  1. Шерсть и ее свойства ………………………………………………………....4
  2. Способы валяния шерсти ……………………………………………………...4

Глава II. Практическая часть ……………………………………………………...5

2.1 Изготовление изделия …………………………………………………………5

Заключение ………………………………………………………………………...6

Список литературы ……………………………………………………………......7

Приложение …………………………………………………………………..........8

Введение

На зимние каникулы к нам приехала бабушка. Она привезла много разных подарков. Заинтересовали тапочки и стельки из войлока, которые бабушка сделала своими руками. И стало интересно, что такое «войлок». Она мне рассказала, как раньше валяли шерсть и что есть разные способы обработки шерсти.  

Актуальность данной работы в том, что войлок, удивительный материал, тёплый. Изделия из него получаются комфортными, модными и неповторимыми. Мы выдвинули гипотезу, что если изучить способ валяния шерсти, то можно изготовить изделие собственными руками.

Цель работы: изучить способ валяния шерсти и изготовить изделие собственными руками.

Задачи:

  1. Узнать про шерсть и ее свойства;
  2. Изучить литературу о способах валяния шерсти;
  3. Применить полученные знания в изготовлении подарков к празднику.

Объект исследования: шерсть и способ его обработки.

Предмет исследования: валяние шерсти.

Были использованы следующие методы:

  • изучение литературы;
  • наблюдение;
  • изготовление изделия.

Работа выполнялась по следующему плану:

  1. Изучение литературных источников;
  2. Анализ и обобщение полученных материалов;
  3. Изготовление изделия. 

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Шерсть и ее свойства

Существует легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. Для многих народов, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.

Шерсть единственный материал, из которого можно изготовить войлок. Лучше всего подходит шерсть овцы. Наиболее ценная белая шерсть. Её можно окрашивать в любой цвет.

Овечья шерсть обладает уникальным свойством. Покровный волос имеет чешуйчатый слой-кутикулу. Благодаря ему шерстяные волокна сцепляются друг с другом под воздействием горячей воды либо пара, давления и трения. На этом основан принцип валяния, с помощью которого изготавливается войлок. Шерсть впитывает влагу в семь раз быстрее, чем любое другое текстильное волокно, что позволяет телу оставаться сухим и теплым. Коэффициент теплопроводности у шерсти ниже, чем у многих текстильных волокон. Именно поэтому шерстяная постель является наиболее теплой. [1]

Шерсть во все времена ценилась за свои целебные свойства. Еще в старину люди избавлялись от зубной и головной боли, обматывая голову шерстяным платком.

Сегодня изготавливают замечательные изделия ручной работы: игрушки, аксессуары, предметы одежды, украшения интерьера и многое другое для себя или в подарок.

  1. Способы валяния шерсти

Существует две техники изготовления войлока – мокрое и сухое валяние. Рассмотрим каждый способ валяния в отдельности.

Мокрое валяние - валяние руками с помощью воды и мыла. При этом способе валяния - шерсть, разложенную слоями, пропитывают мыльным раствором и поглаживают (трут) руками, постепенно увеличивая усилия. Благодаря действию пара (воды), мыла и рук волокна шерсти плотно переплетаются, и получается войлок. С помощью способа мокрого валяния изготавливают различные изделия: украшения, цветы, сумки, одежду, обувь, головные уборы, ковры, валенки и т.д.

Сухое валяние - это создание изделий из шерсти при помощи специальных игл. На остром конце сделаны насечки, направленные сверху вниз. При втыкании иглы в шерсть насечки зацепляют и спутывают волокна, за счёт чего и происходит процесс уплотнения – сухого валяния. Но как вспомогательный инструмент можно взять толстую поролоновую губку высотой не менее 3 см, на которой будет располагаться работа (чтобы не обкалывать пальцы и стол). Технику сухого валяния используют для создания объемных изделий: мягких игрушек, украшений, сувениров и нанесения узоров на войлок или уже свалянное изделие. [3] Одно из направлений сухого валяния стало одним из интереснейших творческих занятий для детей и взрослых - техники шерстяной живописи. [2]

Глава II. Практическая часть

2.1 Изготовление изделия

Изучив всю информацию о шерсти и способах изготовления войлока, решила сделать браслет в технике мокрого валяния шерсти.

Для работы мне понадобилось:

- шерсть цветная;

- жидкое мыло;

- крем для рук;

- тазик с теплой водой;

- полотенце (фото 1)

Нам нужно сделать шарики для нашего будущего браслета. Берем шерсть и отщипываем примерно 7 раз для заготовки (фото 2). Плотно сдавливаем края шерсти и скатываем в центр (фото 3). В итоге у нас получится вот такая заготовка (фото 4). Теперь тщательно пропитать теплой водой надо нашу заготовку (фото 5). Затем надо намылить заготовку (фото 6). И начинаем валять, сильно не надавливая (фото 7). Минут через 15 начинаем надавливать с усилием. Если шарик твердый, надавливается с трудом, то он готов. Осталось ополоснуть и просушить шарики (фото 8). Итак, у нас получились вот такие шарики (фото 9). Из них получился вот такой красивый браслет из 8 шариков. А из одного шарика можно сделать оригинальные брелки (фото 10,11).

 

Заключение

Войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он прост и многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло рук.

В результате проделанной работы можно сказать, что гипотеза подтвердилась. Я на личном опыте убедилась, что можно самим освоить технику валяния шерсти и изготовить подарок для своих близких и друзей.

Работать с войлоком могут и дети, и взрослые. Оно развивает внимание, терпение и усердие.  Я считаю, что изделия из войлока могут стать оригинальным сувениром. На этом моя исследовательская работа не заканчивается, появилось желание заняться сухим валянием, наверное, сделаю игрушку своему братику.



Список литературы

  1. Занаев С.З. Декоративно-прикладное искусство бурят как средство трудового воспитания. Улан-Удэ: Бэлиг, 2003. 
  2. Курчак, Е. Забавные самоделки из шерсти / Е. Курчак, Л. Заец. - М.: Эксмо, 2013. - 64 c.Дмитриева-Макерова, Е. М. Валяная игрушка / Е.М. Дмитриева-Макерова. - М.: Питер, 2008. - 104 c.
  3. Шинковская, Ксения Войлок. Все способы валяния / Ксения Шинковская. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. - 176 c.
  4. http://knitter.spb.ru/articl/felt/felt.php - Галина Горянова  "История войлока"

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...