ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО» («Славяночка»)
учебно-методический материал по технологии

Нис Марина Петровна

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса, вооружать  ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду и  выбору профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_izo_2020-2021.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Рассмотрено»

на заседании педагогического

совета (объединения).

Протокол №______________

от «___»___________20____г 

«Утверждаю»

Директор ГБУСО МО

«Подольский городской центр социальной помощи семье и детям»

__________________И.В. Анищенко

«____»____________________2020 г.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

__«Подольский городской центр социальной помощи семье и детям»___

отделение реабилитации для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая 

ПРОГРАММА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ   ТВОРЧЕСТВО»

Составитель:

педагог дополнительного образования Нис М.П._________________

                                                             Дата:   «______»________________2020г.

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Цели и задачи

5

3

Принцип построения программы

6

4

Ожидаемые результаты освоения программы

7

5

Формы проведения итогов

8

6

Организационно-педагогические условия реализации программы

9

7

Содержание программы

10

8

Календарный учебный график

18

9

Учебно-методическое материально-техническое обеспечение программы

22

10

Методические рекомендации по реализации программы

24

11

Используемые источники

25

Второй  модуль «Мезенская Роспись по дереву»

7.1.Пояснительная записка

Содержание модуля направлено на активизацию интереса детей к традиционной народной культуре на основе росписи по дереву. Во время освоения данного модуля, дети узнает историю народной культуры и основы рисунка и композиции,  формирует  умения и навыки кистевого письма.

Модуль развивает эстетические чувства и художественную культуру воспитанников непосредственно в процессе изготовления ими полезных вещей. Изучение приёмов, традиций, художественной структуры народного  искусства осуществляется в процессе работы над полезными, нужными в быту предметами.

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса, вооружать  ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду и  выбору профессии.

Модуль  «Роспись по дереву»  реализуется при 2-х -летнем сроке обучения возраст детей от 6 до 18 лет

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Основное внимание в программе уделяется практическим занятиям.

7.2.Задачи модуля

  • Обучить практическим навыкам и приемам традиционным росписям по дереву;
  • Научить применять полученные знания, умения навыки на материале;
  • развить у учащихся начальных профессиональных практических умений и навыков в росписи по дереву.
  • Сформировать эстетическое  и трудовое воспитания личности ребенка ;
  • приобщить детей к традиционной народной культуре;

7.3. Содержание программы

7.3.1. Знакомство с историей ремесла и историей происхождения росписи

7.3.2. Знакомство с историей орнамента, орнамент мезенской росписи.      

7.3.3.Основные виды композиций

7.3.4.Создание творческих работ

  7. 3.1.Знакомство с историей ремесла и историей происхождения росписи

7.3.1.1. Беседа «Из глубины веков».

Знакомство с происхождением мезенской росписи. География мезенской росписи.

История ремесла сложившаяся под воздействием стиля геометрической резьбы по дереву. Влияние книжной каллиграфии на мезенскую роспись.

Школа мезенской росписи состоит из орнаментов очень похожих на греческий орнамент  - орнамент геометрического стиля.

Сходство мезенского орнамента с наскальной живописью.

Кто такой народный мастер? 

Оборудование: иллюстрации, фотографии, слайды, образцы изделий.

7.3.1.2. Знакомство с Мезенским краем с Русским Севером. 

Знакомство с географией русского севера.

Палащелье – центр мезенской росписи. Знакомство с историей края, природно-климатическими условиями, с бытом обычаями традициями населения Русского Севера. Игра- рассказ об основных народных ремеслах с изображением древа ремесел.

Оборудование: Карта Русского Севера (Архангельская и вологодская области) или реки Мезень. Иллюстративный материал из альбомов показывающий шедевры деревянного зодчества и народных ремесел.

7.3.1.3.  Древнерусская  деревянная  посуда. 

Знакомство детей с выразительными формами старинной деревянной посуды. Роспись бумажной формы ковша-конюха.

Оборудование: заготовки бумажных форм ковшей. Иллюстрации старинной деревянной посуды или оригиналы братин, ендов, ковшей-скобкорей, ковшей-наливок. Небольшие плакаты с новыми словами. Кисти, гуашь, карандаши и четвертушки бумаги для игры.

7.3.1.4. Мезенская прялка. 

Строение прялки – главки городки, лопаска, ножка, донце. Пропорции прялки. Роспись парадной лицевой стороны прялки. Роспись оборотной стороны прялки.

Оборудование: заготовки бумажных форм лицевой стороны прялки. Иллюстрации старинных прялок.  Небольшие плакаты с новыми словами. Кисти, гуашь, перо, черная тушь.

7.3. 2. Знакомство с историей орнамента, орнамент мезенской росписи.  

     

3. 2.1. История орнамента.

Значение орнамента. Мотивы и композиции в построении орнамента. Образ мира с семью главными делениями и зонами. Четыре разновидности мезенского орнамента

Оборудование: заготовки бумажных форм четырех разновидностей орнамента. Иллюстрации фотографий деревянной посуды с росписью.  Небольшие плакаты с новыми словами.

3. 2.2. Знакомство с мезенским орнаментом. Стихийные силы природы.

(земля, вода, воздух, ветер.)

Орнамент стихии земля и его оформление. Орнамент небесные воды и его оформление. Орнамент ветер и воздух и их оформление.

Семен-летопроводец. Старинный шуточный обряд похорон мух и комаров. Мезенские орнаменты. Для чего они нужны. Как они построены. Вычленить геометрические  .  Поиграть в треугольники: что можно изобразить с их помощью. Мезенские деревни-орнаменты в которых они зашифрованы. Игра «гномики в домике», «Кум куманек продай уголок».

Оборудование: заготовки бумажных форм стихий. Деревянные доски для росписи мезенских деревень. Иллюстрации фотографий деревянной посуды с росписью стихий.  Небольшие плакаты с новыми словами. Игра: кидаю мяч любому и называю какую-либо стихию, а поймавший мяч, должен перечислить кто живет в названной среде (птицы, животные, насекомые или некто не живет. Материалы: кисти, гуашь, карандаши.

3. 2.3. Знакомство с солярными знаками. Символы солнца.  

Колесо символ Мироздания. Солярные солнечные мотивы из глубины веков. Сказки. Легенды. Цветок-солнце. Колесо-солнце, вихрь-солнце. Техника исполнения в круге, в квадрате. Игры хороводы: «Гори, гори ясно»,  «Золотые ворота». Символ солнца – красный конь. К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня». Изделия народных мастеров с изображением коня. Особенности мезенского коня.

Оборудование: заготовки бумажных форм с орнаментом в круге, гуашь, кисти, перо.

 3. 2.4. Знаки плодородия и изобилия.

Знаки плодородия и изобилия. Семена, корни, ростки, цветы, плоды – техника их исполнения. Ёлочки, кустики, родовое древо – техника исполнения. Славянский миф, где древо жизни стало дубом, растущем на острове Буяне посреди Океана-моря.

Оборудование: заготовки бумажных форм с образцами рисунков, гуашь, тушь, кисти, перо.

3. 2.5. Любимые животные народов Севера.

Изображение солнца неотделима от изображения солнечных коней или солнечной колесницы. Мезенские кони на дыбах. Техника исполнения. Кони, Олень – любимое животное народов севера. Распространение культа оленя.  Олень как символ природы народов Севера. Сказка   П.П. Ершова «Конёк-горбунок», загадки. Техника рисования мезенского оленя. Игра «У оленя дом большой». Картины К. Брюллова. «Охотники с собакой», «Конь в упряжке», «Люди на прогулке».

Оборудование: заготовки бумажных форм с образцами рисунков, гуашь, тушь, кисти, перо.

Тема 2.6.Птицы.

Различные техники изображения птиц в мезенской росписи: птицы -  s-образным способом, уточки - сверху вниз мазком -  замалевкам и отдельно пририсовывается клювик и крылья. Лебеди, летящая птица, другие птицы. Выполнения птиц второго плана черным цветом. Игра « Гуси лебеди». Игра «Чив-чив воробей».

 Оборудование: заготовки бумажных форм с образцами рисунков птиц, гуашь, тушь, кисти, перо.

3.2.7.Люди в мезенской росписи.

Композиции: выезд на сонях, всадники на конях, сцены охоты – техника изображения людей в сценах.

Оборудование: заготовки бумажных форм с образцами рисунков людей, гуашь, тушь, кисти, перо.

Игра викторина «Что мы знаем о мезенской росписи».

3.2.8.Лошкарный промысел.

Знакомство с ложкарным промыслом на Руси. Показать сходство и разнообразие приемов росписи в различных традициях. Расписать бумажную форму ложки в традициях мезенских мастеров. Рассказ М. Бартенева « Как трудно бить баклуши». Картина Н. Рериха «Заморские гости», И. Левитана «Свежий ветер». Ладья, парусник. Техника исполнения. Игра «В порт приплыли корабли».

Оборудование: заготовки бумажных форм с образцами рисунков, гуашь, тушь, кисти, перо.

3. 2.9. Корабли в мезенской росписи.

Техника изображения мезенскими мастерами парусных и колёсных судов иногда с матросами. Северная былина о нежной   любви человека к кораблю – помощнику и кормильцу. Картина Н. Рериха «Заморские гости», И. Левитана «Свежий ветер». Ладья, парусник. Техника исполнения. Игра «В порт приплыли корабли».

Оборудование: заготовки бумажных форм с образцами рисунков кораблей, гуашь, тушь, кисти, перо.

3. 3. Основные виды композиций

 

3. 3.1. Мезенская композиции. Равноденствие – время равновесия, ритм  и гармония.

Первый вид композиции по типу росписи прялки. Плоскость делится   на три яруса – мира: небесный, земной, подземный. Без применения рам орнамента.

Второй вид по типу туесов, когда орнамент бежит и замыкается по кругу.

Третий способ, когда  два вида совмещаются вместе. Техника исполнения композиций: «Пожелания изобилия», «Мезенская симфония», «Гимн жизни».

Графическое обозначение каждого месяца. Понятие о ритме. Как можно изобразить ритм. Цветовой  ритм. Символика цвета. Игра «Не сбейся с ритма». Рисуем бусы.

Семен-летопроводец. Старинный шуточный обряд похорон мух и комаров. Мезенские орнаменты. Для чего они нужны. Как они построены. Вычленить геометрические  фигуры. Поиграть в треугольники: что можно изобразить с их помощью. Мезенские деревни-орнаменты в которых они зашифрованы. Игра «гномики в домике», «Кум куманек продай уголок».

 Оборудование: заготовки бумажных форм с образцами рисунков, гуашь, тушь, кисти, перо.

3. 3.2. Композиция – законы и приемы росписи.

Признаки целостности композиции. Типы композиции, формы композиции, элементы композиции.

Оборудование: Оборудование: иллюстрации, фотографии, слайды, образцы изделий.

3. 3.3. Средства композиции.

Композиционные средства: повтор, группировка, членение, ритм, доминанта, контраст, нюанс, масштаб, формат, пропорция, трехкомпонентность, простата, стилизация.

Оборудование: Оборудование: иллюстрации, фотографии, слайды, образцы изделий.

3. 3.4. Законы композиции.

Законы композиции особенно важные в мезенской росписи: целостность, выразительность, пропорциональность, соразмерность, соподчинение. Изысканность и строгость цветового решения мезенской росписи.

Оборудование: Оборудование: иллюстрации, фотографии, слайды, образцы изделий.

3.4. Создание творческих работ

 

3. 4.1.Материалы и инструменты.

Виды используемых красок: гуашь, темпера. Беседа что такое темперная краска, ее состав и использование. Как выбирать кисти.

Инструменты: кисти - круглая белка, круглая колонковая, перья тонкие на держателе черная тушь, палитра.

Подготовка рабочего места.

Оборудование: образцы кистей, красок, перьев.

3. 4.2.  Подготовка основы к росписи по дереву.

Предварительная обработка древесины перед росписью.

Цикливание- выравнивание деревянной поверхности при помощи цикли (острой металлической или стеклянной пластинки). Шлифование- выравнивание поверхности при помощи шкурок. Удаление ворса- смачивания поверхности раствором клея ПВА. Отбеливание древесины. Обесмоливание древесины. Шпатлевание - для выравнивание сколов. Грунтование – вдоль волокон.

Оборудование: деревянная поверхность, клей, шкурки, шпатлевка, грунтовка.

3. 4.2.   Роспись изделия.

Написание эскиза на бумаге с учетом размеров деревянной поверхности. Перенос рисунка на кальку. Перенос рисунка с кальки на подготовленную деревянную поверхность. Перетирание темперной краски курантом. Приготовление темперной краски на основе яичной эмульсии. Прорисовка рисунка темперными красками. На изделия красным цветом наносятся сетки будущих орнаментов. Красный цвет доминирующий, поэтому, чем крупнее изделие, тем более мощной должна быть красная полоса.

Учебно-тематический план Мезенская роспись по дереву

второго модуля 1-й год обучения

Месяц

Тема

Содержание

Итог занятия

 Возраст (6 – 18лет)

1.

Сентябрь

Вводное занятие.

Знакомство с происхождением  вида росписи

Беседа « Из глубины веков». Чему будем учится у народных мастеров. Кто такой народный мастер.

 Проведение собственной ярмарки.

2.

Октябрь

Знакомство с Мезенским краем с Русским север.

Воображаемое путешествие по Мезенскому краю. Северная природа, живой мир, деревня, интерьер дома. Изделия мезенских мастеров: доски, миски, ложки, коробейки. Игра- рассказ об основных народных ремеслах с изображением древа ремесел.

Экскурсия  на выставки и в мастерские народных мастеров.  

3.

Ноябрь - декабрь

Знакомство с историей орнамента. Стихийные силы природы.

Силы природы: вода, земля, воздух, огонь.  Легенды , сказки. Техника рисования. Что может линия. Линия с характером. Разновидности штриховки.  Игра : кидаю мяч любому и называю какую-либо стихию, а поймавший мяч, долен перечислить кто живет в названной среде.

Расписать деревянную линейку орнаментом стихий.

4.

Январь

Знакомство с древним годовым календарем.

Графическое обозначение каждого месяца. Понятие о ритме. Как можно изобразить ритм. Цветовой  ритм. Символика цвета. Игра «Не сбейся с ритма». Рисуем бусы.

Сделать бусы из природного материала или из бумаги с использованием законов ритма.

5.

Февраль

Знакомство с народным календарем.

Мезенские деревни.

Семен-летопроводец. Старинный шуточный обряд похорон мух и комаров. Мезенские орнаменты. Для чего они нужны. Как они построены. Вычленить геометрические  фигуры. Поиграть в треугольники: что можно изобразить с их помощью. Мезенские деревни-орнаменты в которых они зашифрованы. Игра «гномики в домике» , «Кум куманек продай уголок».

Рисунок с орнаментом мезенской горки. Расписанная доска орнаментом «мезенская деревня».

6.

Март- апрель

Знакомство с солярными знаками. Символы солнца.

Символ круга, сказки . легенды. Цветок-солнце. Колесо-солнце, вихрь-солнце. Техника исполнения. Игры хороводы: «Гори , гори ясно»,  «Золотые ворота». Символ солнца – красный конь. К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня». Изделия народных мастеров с изображением коня. Особенности мезенского коня.

Расписать шары солярными знаками.

Роспись цилиндра рядом бегущих коней.

7.

Май

Знакомство с любимыми животными народов севера.

Равноденствие- когда бывает по народному календарю. Что происходит в этот день. Мезенские кони на дыбах. Техника исполнения. Олень –любимое животное народов севера. Сказки, загадки .стихи. Техника рисования мезенского оленя. Игра «У оленя дом большой».

Роспись бумажный горшок. Аппликация  на ткани флажок на ткани «Равноденствие» Деревянное изделие с изображением оленихи.

Второй год обучения

Возраст (6 – 18 лет)

1.

Сентябрь – октябрь

Вводное занятие техника безопасности при работе с материалом.

знакомство с древнерусской деревянной посудой. Знакомство с материалами для росписи.

Как подготовить дерево к росписи.

Беседа о основах гигиены и санитарии. Познакомить детей с выразительными формами старинной деревянной посуды.

Материалы: темпера, гуашь, палитра. Организация рабочего места.

Циклевание, шлифование, удаление ворса, отбеливание, обессмоливание.

Готовые схемы 10 пожеланий юному мастеру. на тему «Осень к нам пришла», натянутая рама.

Подготовленная деревянная поверхность.

2.

Ноябрь

Подготовка изделия к росписи.

Шпатлевание, грунтование. Перенос рисунка на плоскую поверхность. Развертка для цилиндрической формы. Приготовление краски.

Подготовленная деревянная поверхность.

3.

Декабрь

Знакомство с законами и приемами композиции. 

Композиция: признаки, выразительность, симметрия, асимметрия, подобие, орнамент, фон.

Перенос композиции с кальки на поверхность изделия.

.

Январь- февраль

Знакомство символ птица, растительный мир, знаки плодородия.

Разновидности мезенских птиц. Водоплавающие: утки, гуси, лебеди. Техника исполнения. Птица счастья – легенда. Техника исполнения. Игра» Гуси лебеди».

 Как сделать чтобы птица летала. Растительный мир росписи: ёлочки, кустики, родовое древо,. Мифы, легенды. Техника исполнения. Игра «Чив-чив воробей». Знаки плодородия. Техника исполнения.

Готовый образец.

Коллективная работа «Жар-птица из цветной бумаги».

Роспись бумажной формы разделочной доски знаками плодородия.

4.

Март

Знакомство с краской , что такое «Бить баклуши» Знакомство с типами старинных кораблей. Мезенская прялка – образ мироздания.

Как держать кисть , как разводить краску. Как проводить толстые и тонкие линии. Примакивание- лепестки.  Нажим подъем кисточки в движении. Рассказ М. Бартеева «Как трудно бить баклуши». Картина Н. Рериха «Заморские гости», И. Левитана «Свежий ветер». Ладья, парусник. Техника исполнения. Игра «В порт приплыли корабли». Сказки, легенды о прялке.

Готовое изделие узор на салфетке. Расписать Брелок или магнит с корабликом.

Роспись бумажной формы прялки.

5.

Апрель – май

Знакомство с изображением людей в мезенской росписи.

Выставка детских работ.

Особенности построения фигуры человека. Человек в движении. Картина А. Дайнеки «Раздолье». Всадники на вздыбленных конях. Техника исполнения. Картины К. Брюллова. «Охотники с собакой», «Конь в упряжке», «Люди на прогулке». Техники исполнения человека.

Игра викторина «Что мы знаем о мезенской росписи».

Роспись разделочной доски.

Награждение победителей призами.

Третий модуль «Основы ткацкого ремесла»

7.1.Пояснительная записка

Содержание модуля направлено на активизацию интереса детей к традиционной народной культуре на основе ткачества. Во время освоения данного ремесла, Дети узнает историю народной культуры и основы рисунка и композиции, приобщается к обрядам и обычаям, обучается технологии ремесла. Модуль формирует нравственно-эстетическое мировоззрение детей, эколого-охранительные принципы отношения к природе, гражданские качества, любовь к малой Родине. Программа способствует становлению творческой личности ребенка в процессе его приобщения к русским народным ремеслам. Принятые программой ценности традиционной народной культуры позволяют использовать личностно-ориентированный подход в обучении ремеслу. 

Модуль «Основы ткацкого ремесла»  реализуется при 2-х -летнем сроке обучения возраст детей от 6 до 18 лет.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Основное внимание в программе уделяется практическим занятиям.

7.2.Задачи модуля

  • Обучить практическим навыкам и приемам традиционного русского ткачества;
  • Научить применять полученные знания, умения навыки на материале;
  • приобщать детей к традиционной народной культуре;

7.3.Содержание программы

7.3.1. Основные приемы ткачества. Техника без ворсового ткачества

7.3.2. Знакомство с видами ткачества      

7.3.3.Основные приемы ремесла

7.3.4.Создание творческих работ

7.3.1. Основные приемы ткачества. Техника без ворсового ткачества

7.3.1.1. Беседа «Искусство ткачества».

Знакомство с разными видами ткачества, его особенностями.

История ткачества гобелена.

Знакомство с историей развития искусства ткачества гобелена, с характерными особенностями старинного, советского и современного гобелена, его художественными приемами и ролью в оформлении интерьера.

Знакомство с композиционными особенностями гобелена, условностью языка, стилизацией растительных и животных форм.

Выбор темы и сюжета, подходящие для создания панно.

Оборудование: иллюстрации, фотографии, слайды, образцы изделий художественного ткачества.

7.3.1.2. Оборудование, инструменты и материалы, применяемые в технике гобеленового ткачества.

Знакомство с устройством вертикального ткацкого станка – рамы.

Показ рамы в полной заправке.

Инструменты,  применяемые в ткачестве на раме: ножницы, колотушка (стальная вилка), крючок, иглы для ткачества.

Знакомство с материалами и их основными свойствами (лен, хлопок, шерсть).

Оборудование: рамка (или несколько рамок), заправленная основой, инструменты для ткачества, образцы материалов, образцы изделий, выполненных на основе разной плотности, с применением различных техник и материалов.

7.3.1.3. Заправка вертикальной рамы основой, подготовка основы и утка к ткачеству.

Знакомство с правилами расчета заправки ткацкой рамки основой. Понятие плотности основы. Выбор нити для навивания основы на ткацкую раму. Выбранная основа должна быть крепкая, плотная - хлопчатобумажная или льняная.

Отработка приема закрепления конца основы в начале и конце сновки.

Отработка приема сновки нити вкруговую слева направо. Отработка приема равного натяжения нитей по всей длине основы и укладывание нитей в пазы.

Отработка приема прокладки разделительного прутка.

Отработка приема навязывания заправочной косички в начале и конце основы.

Оборудование: ткацкие рамки для каждого ученика с пропилами для навивания  круговой основы.

7.3.1.4. Основы композиции, цветоведение. Теплые цвета.

Выполнение первой части эскиза композиции «Времена года»: «Осень».

Значение цвета в искусстве.

Знакомство с цветовым кругом.

Теплые цвета. Эмоциональная выразительность цвета.

Выполнение теплой цветовой растяжки с эмоциональной окраской.

Лист для работы должен быть расположен горизонтально.

Предлагаемые темы: «Светлая осень», «Дождливая осень», «Листья на асфальте», «Осенний ветер» и т.д.

Выбор наиболее удачных образцов.

Этапы создание эскиза. Разрезать лист с выбранной цветовой растяжкой на две равные части. Одна растяжка будет служить фоном, из другой - необходимо вырезать листок дерева, простой по форме, или просто прямоугольник. Вырезанные объекты должны быть соразмерны по формату. Вырезанный объект приклеить на фоновый лист, повернув на 180 градусов. Цветовая растяжка у фона и объекта должна быть встречной. Полученная композиция будет художественно - выразительной, цельной по колориту и доступной для выполнения в материале.

Оборудование: формат А4, краски, кисти, ножницы, клей.

7.3.1.5. Выполнение проекта в материале.

Заработка заправочного конца (0,5 см) с применением в уток хлопчатобумажной нити. Отработка приема прокладки и прибивки заправочного конца.

Установление длины уточной нити.

Отработка приема прокладывания утка по всей длине.

Отработка приема прокладки утка без стягивания кромок.

Отработка приема прибивки уточной нити.

Отработка приема раскладки отрезков цветных утков согласно рисунку.

Отработка приема поворота нити на границе цветового участка с образованием зазора между поворотами двух соседних утков.

Отработка приема поворота нити на границе цветового участка с закреплением на одной нити основы между поворотами двух соседних утков.

Отработка навыка сдвига цвета соответственно рисунку.

Отработка навыка прокладки нити с учетом усадки.

Отработка приемов заработки концов уточных нитей.

Оборудование: заправленные ткацкие рамки, эскиз, ножницы, колотушки (вилки стальные), иглы для ткачества, цветные нитки для утка (шерсть).

7.3.1.6. Заработка края изделия.

Знакомство с правилами срезки готового изделия с рамы.

Отработка навыков завязывания концов основы и подшивка верхнего и нижнего заправочных концов.

Оборудование: готовое изделие на раме, ножницы, игла.

 

7.3. 2. Основные приемы ремесла. Техники фактурного ткачества.

7.3 2.1. Основы композиции, цветоведение. Холодные цвета.

Выполнение второй части эскиза композиции «Времена года»: «Зима».

Техника выполнения эскиза подобна предыдущему варианту.

Знакомство с холодными цветами и их эмоциональной выразительностью.

Выполнение эмоционально наполненных цветовых растяжек на горизонтальном формате А4 на тему «Зимняя ночь», «Первый снег», «Морозное утро» и т. д.

Выбор двух наиболее удачных вариантов по цвету, различных по тону.

Один вариант служит фоном, другой - используется для вырезания елки или дерева простой формы (из одного, нескольких треугольников, ступенчатой формы).

Вырезанные фигуры должны быть соразмерны с фоновым форматом.

Полученная цветовая композиция будет цельной по колориту, контрастной по тону эмоционально выразительной и доступной для выполнения в материале.

Разработка эскизной схемы использования фактуры гобелена.

Оборудование: формат А4, краски, кисти, ножницы клей.

7. 3.2.2. Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы к ткачеству.

Закрепление навыков навивания основы на ткацкую раму.

Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы к ткачеству.

Отработка приема закрепления конца основы в начале и конце сновки.

Закрепление приема сновки нити вкруговую слева направо. Закрепление приема равного натяжения нитей по всей длине основы и укладывание нитей в пазы.

Закрепление приема прокладки разделительного прутка.

Закрепление приема навязывания заправочной косички в начале и конце основы.

Оборудование: ткацкие рамки для каждого ученика с пропилами для навивания круговой основы.

7. 3.2.3. Выполнение проекта в материале.

Выполнение проекта в материале с использованием способов фактурного ткачества.

Освоение способов фактурного ткачества (ткачество с настилом, узловязание, работа с вытянутыми петлями).

Отработка навыка работы с использованием двух утков.

Изучение вариантов образования фактур при одинарной и полной прокидке скрепляющего утка (при одинарной прокидке петли узлы пойдут вертикальными рядами, при полной прокидке – в шахматном порядке).

Отработка приема вытягивания петли на спицу по ширине выбранного рисунка (длина петли зависит от толщины спицы).

Отработка приема закрепления вытянутого ряда петель скрепляющим утком.

Знакомство со способами узловязания. Двойной ковровый узел.

Отработка навыков подготовки материала для ворсового ткачества (нарезка нитей утка одинаковой длины).

Отработка навыков навязывания двойного узла по всей ширине выбранного рисунка.

Отработка навыков прокладки скрепляющего утка при работе с узлами.

Отработка навыков стрижки ворса.

Оборудование: заправленные ткацкие рамки, эскиз, ножницы, колотушки (вилки стальные), иглы для ткачества, цветные нитки для утка (шерсть).

7.3.2.4. Заработка края гобелена.

Закрепление навыков срезки готового изделия с рамы.

Отработка навыков завязывания концов основы и подшивки верхнего и нижнего заправочных концов.

Оборудование: готовое изделие на раме, ножницы, игла.

7. 3. 3.Основные приемы ремесла. Криволинейные формы

7.3.3.1. Основы композиции, цветоведение. Гармония теплых и холодных цветов. 

Выполнение третьей части эскиза композиции «Времена года»: « Весна».

Выполнение вариантов графической схемы композиции. «Весенние холмы».

Кривые линии не должны быть очень крутыми.

Выполнение цветовых вариантов: «Весна света», «Весна цвета», «Весна цветения».

Каждый холм должен читаться по цвету и тону цельно, отличаться от расположенного рядом. Композиция должна оставаться эмоционально цельной и колористически выдержанной.

Выбор наиболее удачного варианта эскиза.

Оборудование: формат А4, краски, кисти, ножницы.

7.3.3.2. Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы к  ткачеству.

Закрепление навыков навивания основы на ткацкую раму.

Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы к ткачеству.

Отработка приема закрепления конца основы в начале и конце сновки.

Закрепление приема сновки нити вкруговую слева направо. Закрепление приема равного натяжения нитей по всей длине основы и укладывание нитей в пазы.

Закрепление приема прокладки разделительного прутка.

Закрепление приема навязывания заправочной косички в начале и конце основы.

Оборудование: ткацкие рамки для каждого ученика с пропилами для навивания круговой основы.

7.3.3.3. Выполнение проекта в материале с использованием способов фактурного ткачества.

Освоение приема свободной штриховки ступенчатой и прямой линиями.

Освоение приема – выделение контура (обвивка нитей основы по кривой).

Отработка навыков односторонней обвивки и встречной обвивки.

Отработка навыков натяжения нити при выполнении обвивки.

Отработка навыков ткачества круга: сохранение контура с помощью обвивки, заполнения контура, завершение обвивки круга косичкой.

Оборудование: заправленные ткацкие рамки, эскиз, ножницы, колотушки (вилки стальные), иглы для ткачества, цветные нитки для утка (шерсть).

7.3.3.4. Заработка края гобелена.

Срезка готового изделия с рамы.

Завязывание концов основы и подшивка верхнего и нижнего заправочных концов.

7.3.4. Создание творческих работ. Ткачество по шаблону.

7.3.4.1. Основы композиции, цветоведение. Эмоциональная выразительность цвета.

Выполнение четвертой части эскиза композиции «Времена года»: «Лето».

В композицию включается предметное изображение, например, стилизованного животного, птицы, бабочки и т. д. Изображение должно быть простым по форме и доступным для ткачества. Цветовые направления по теме выбираются самостоятельно или из предложенных вариантов: «Зной», «Летняя прохлада», «Ночь в июле», «Цветение» и т.д.

Выбор наиболее выразительного эскизного решения.

Оборудование: формат А4, краски, кисти.

 

7. 3.4.2. Заправка рамки основой. Подготовка основы к ткачеству.

Проверка навыков навивания основы на ткацкую раму.

Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы к ткачеству.

Проверка навыков закрепления конца основы в начале и конце сновки.

Прием сновки нити вкруговую слева направо.

Проверка умения ровного натяжения нитей по всей длине основы и укладывание нитей в пазы.

Проверка навыка прокладки разделительного прутка.

Проверка навыка приема навязывания заправочной косички в начале и конце основы.

Оборудование: ткацкие рамки для каждого ученика с пропилами, для навивания круговой основы. 

Учебно-тематический план по « Основы ткацкого ремесла»

третьего модуля

1-й год обучения

Месяц

Тема

Содержание

Итог занятия

  возраст(6 – 18лет)

1

Сентябрь

Вводное занятие.

Знакомство с видами крестьянской одежды, знакомство с основными  видами ткачества

Беседа « Искусство ткачества»  Сказка «Как рубашка в поле выросла», «Царевна лягушка» .Рассказ как выращивают лён. Рассказ о традиционном праздничном  костюме.

 Показ фотографий ткацкого станка, рамы .Показ слайдов крестьянской одежды.

2.

Октябрь

Знакомство с обработкой льна; знакомство с инструментами и материалом

Экскурсия в Краеведческий  музей.

Ткачество - полотняного переплетения

Натягивание нитей основы на раму (нити основы и нити утка).

3.

Ноябрь- декабрь

Без ворсовое ткачество. Заправка рамы. Русская прялка-знакомство с техникой прядения

Сказка «Сия прялка изрядна – хозяюшка обряда» Закрепление понятий - нити основы нити утка. Ткачество коврика для основы декоративного панно к новому году.

Готовый коврик с новогодними мотивами.

4.

Январь

Знакомство с плетением пояса на бердо. Основы композиции, цветоведение. Теплые цвета.

Игра «Плетем поясок» ,заправка берда. Теплая и холодная цветовая гамма Подбор нитей для изготовления .

Заправленное бердо по холодной и тепло цветовой гамме.

5.

Февраль

 Изготовление коврика на тему «Весна» Основы композиции, цветоведение. Гармония теплых и холодных цветов.

Смешиваем цветные  в меланж .На потном картоне делаем рисунок на тему весны. Натягиваем основу на раму. Начинаем ткать коврик.

Готовая заправленная рама.

6.

Март- апрель

Продолжаем доделывать коврик н тему «Весна» Заработка края изделия.

Ткем коврик согласно нарисованной схеме на картоне. Снимаем готовое полотно с рамы, заделываем кроя.

Готовое изделие коврик «Весна».

7.

Май

Показ  готовых изделий для родителей

Подготовка к выставки. Оформление изделий.

Проведение выставки в отделении центра.

Второй год обучения

Возраст (6 – 18 лет)

8.

Сентябрь – октябрь

Вводное занятие

знакомство с ткацким станком, рамой.

Беседа искусство ткачества «Осень к нам пришла» составление схемы узора коврика из шнуров. Рисование схемы на листе бумаги. Натягивание нитей основы на раму квадратной формы. Ткачество изделия по рисунку.

Готовые схемы на тему «Осень к нам пришла», натянутая рама. Готовое изделие.

9.

Ноябрь

Заправка вертикальной рамы основой, подготовка основы и утка к ткачеству Знакомство с приемами изготовления кисточек для оформления края изделия.

Подбор материала разного по фактуре. Изготовление кисточек из разных фактурных нитей.

Готовые кисти для коврика.

10.

Декабрь

Знакомство с прокидками. Криволинейные формы

Прокидка вперед-назад. Криволинейная или косая прокидка. Вид узора полоски.

Готовый образец разных видов узора.

11.

Январь- февраль

Как соткать уголок, горку, лесенку. Заработка края изделия.

Основы композиции, цветоведение. Холодные цвета.

Фактурное ткачество. Показ различных сцепок. Щели «рыле», ступеньки. «Зимушка – зима» натяжение нитей на раму. Ткачество чехла для телефона.

Готовый образец.

Готовое изделие.

12.

Март

Выполнение изделия по своему замыслу. Ткачество по шаблону.

«Весна, весна  на улице. Ткачество кошелечка.

Готовое изделие.

13.

Апрель – май

Ткачество шерстяными нитями. Разновидность узлов.

Выставка детских работ.

Турецкий классический узел для шерстяных ковров, испанский узел, обычный узел на одну нитку.

Подготовка  к выставки оформление работ.

Готовый образец узлов.

8.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

8.1Сводные данные по учебному времени

Содержание

Сроки

1

Начало занятий по программе

1 сентября

2

Окончание занятий

31 мая

3

Количество учебных недель

36 недель

4

Сроки проведения каникул (начало и окончание)

1-11 января

1 июня – 31 августа

5

Сроки проведения мониторинга

  1. – 25 мая

8.2Сводные данные по количеству часов

Программа

1-й год обучения

2-й год обучения

Всего за 2 года

Роспись по дереву

Основы ткачества

Количество часов а неделю

1

1

Количество часов в год

36

36

72

8.3.СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЧАСОВ ПО МОДУЛЯМ

Модули

Количество занятий в 1-й год

Количество занятий во 2-й год

всего

теория

практика

всего

теория

практика

Роспись по дереву

18

6

12

18

6

12

Основы ткачества

18

6

12

18

6

12

Итого за период обучения

36

12

24

36

12

24

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для успешного решения поставленных в программе задач созданы соответствующие материально-технические условия: оборудована творческая мастерская и актовый  зал.

Кроме того для реализации программы разработан методический комплекс: информационно-методическое обеспечение (учебно-методические пособия, пакет дидактических и наглядно-иллюстративных материалов, пакет методических материалов, СD с фонограммами , видеофильмы записи и др.)

программы оборудованными учебными кабинетами

(в разрезе модулей)

Название модуля

Место проведения занятий

МТО

1

Изобразительное искусство

Творческая  мастерская

Столы – 4 шт.

Стулья – 8 шт.

Телевизор

Видеоплеер

Музыкальный центр

Аудиодиски «Картины Русских художников» ,видео уроки «веселый художник», «Эрмитаж знаменитые музеи»

Репродукции картин Знаменитых художников.

Таблицы по стилям архитектуры.

Плакаты по цветоведению, перспектива.

Мольберты, краски гуашь, кисти, бумага формата А-4, А-3,акворель, пастель

2

Роспись по дереву

Творческая  мастерская

Столы – 4 шт.

Стулья – 8 шт.

Телевизор

Видеоплеер

Музыкальный центр

Аудиодиски «История мезенской росписи», видео уроки «техника росписи бочонка»,

Таблицы декоративно прикладное искусство, художественные технологии.

Плакаты по цветоведению.

Деревянные заготовки, краски – пигменты натуральные, кисти, бумага формата А-4, А-3,  желатин, мел, плитка электрическая для приготовления левкаса

Актовый зал

Столы – 6 шт.

Стулья – 12 шт.

Телевизор

Видеоплеер

Музыкальный центр

Аудиодиски «История мезенской росписи» ,видео уроки «техника росписи бочонка»,

Таблицы декоративно прикладное искусство, художественные технологии.

Плакаты по цветоведению.

Деревянные заготовки, краски – пигменты натуральные, кисти, бумага формата А-4, А-3, мел. Желатин, мел, плитка электрическая для приготовления левкаса.

3

Основы ткацкого ремесла

Творческая  мастерская

Столы – 4 шт.

Стулья – 8 шт.

Телевизор

Видеоплеер

Музыкальный центр

Аудиодиски «Ткачество пояса на бердо» ,видео уроки «ткачество пояса на дощечках»,

Таблицы декоративно прикладное искусство, художественные технологии.

Рамы, бердо, дощечки, нитки основы, нитки утка, картон, декоративный шнур, подкладочная ткань.

Методическое обеспечение

Модули программы

Формы и методы занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

11

Изобразительное искусство

В программе предполагается проводить занятия по таким видам деятельности, как: восприятие и изображение музыки; изображение движения через цвет; пространственное решение изображения (сценки) и создание объемной конструкции; изображение на бумаге. Дети должны почувствовать органическую связь различных видов искусств, их единую природу как видов художественного творчества, а также научиться понимать различия выразительных средств каждого вида искусства.

Печатные пособия: портреты русских художников, таблицы по цветоведению, перспективе, по стилям архитектуры. Схемы по правилам рисования предметов, растений, птиц. Животных, человека.

Музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, мольберты

2

2

Роспись по дереву

Беседа о истории возникновения росписи , просмотр готовых изделий расписанных мезенскими мастерами. Посещение музеев и выставочных залов. Упражнения в написании мезенских композиции.

Печатные пособия: таблицы по цветоведению, народным промыслам, декоративно - прикладному искусству . Схемы по правилам написания знаков огня, плодородия .ветра, воздуха.

Работа с материалом деревянные заготовки, плитка для изготовления левкаса.

3

3

 Основы ткацкого ремесла

Беседа о истории ткацкого ремесла, знакомство с материалами и инструментами.

Методические разработки с творческими заданиями, составление схем узоров, эскизов для мини гобеленов.

Бердо, уток, рамы для гобеленов.

4

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основная педагогическая деятельность направлена на активизацию процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, выработку и закрепление у них потребности в творчестве, представлений о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном  состоянии.

Содержанием занятий является творческая деятельность детей под руководством педагога.

Все педагогические задачи реализуются на занятиях с использованием вспомогательного иллюстративного материала, программных музыкальных произведений .

В программе предполагается проводить занятия по таким видам деятельности, как: восприятие и изображение; изображение движения через цвет; пространственное решение изображения (сценки) и создание объемной конструкции; изображение на бумаге по итогам прослушивания (чтения) литературного или музыкального произведения.

Дети  должны почувствовать органическую связь различных видов искусств, их единую природу как видов художественного творчества, а также научиться понимать различия выразительных средств каждого вида искусства. Это поможет выявить склонность воспитанников к какому-либо виду художественного творчества, увидеть взаимодействие разных способов художественного выражения мысли – через слово, жест, звук, движение, линию и цвет.  

Таким образом, на занятиях дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности. Для работы в области изобразительного искусства предлагается использовать такие материалы, как гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для работы в области графики – карандаш, тушь, перо, палочку, уголь, для росписи по дереву деревянные заготовки, пигменты, кисти, мел, для ткачества рамы, нитки. Программа предлагает освоение и таких видов техники как монотипия, книжная графика, лессировка.

В процессе занятий по данной программе педагог контролирует и направляет работу детей на достижение результата. При этом педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой - главным организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла. Ребенку обеспечивается возможность максимального проявления творческой воли и активности на всех этапах занятий. При этом основной формой общения педагога с воспитанником должен стать диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приемов для воплощения замысла, так как формальная сторона, в свою очередь, способствует активизации творческого процесса.

В работе должны быть задействованы по возможности  все органы чувств. Для этого необходимо работать в так называемых пограничных зонах, на грани различных видов искусства.

Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной группы .

В конце учебного года готовится большая выставка творческих работ, на которую приглашаются родители и друзья.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.


11. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.Агамирян Ж. Основы ткацкого ремесла. – М., 2018

2.Алексеева В.В. Что такое Мезенская роспись? – М., 2017

3.Аверина Г.С. Азбука мезенской росписи- М., 2018

4.Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1961

5.Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975

6.Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971

7.Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.,1975

8.Выготский Л.С. Психология искусства. – М.,1987

9. Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном искусстве // Искусство в школе. – 1993: №3

10. Кастерман Ж. Живопись. Рисуй и самовыражайся.  М., 2002

11. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. - М., 2016

12. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. – М.,1987

13. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. –М., 1981

14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 2015

15. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.,2018

16. Прете М.-К., Копальдо А. Творчество и выражение. В 2 ч.- М., 1981, 1985  

17. Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей /Под ред. Н.Н. Фоминой. – М., 2015

18. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. – М., 1969

19. Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности// Эстетическое воспитание школьной молодежи/ Под. ред. Б.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981

20.Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. М., 2018

21.Сокольникова Н.М. «Основы композиции», «Основы рисунка», «Основы живописи». Обнинск,  «Титул», 2018

22.Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2017

Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

Тематическое планирование по подготовке детей к школе по программе " Изобразительная деятельность ( аппликация)"

Пояснительная  записка + тематическое  планирование  на  два  полугодия  по  предмету " Изобразительная  деятельность ( аппликация)"  для  подготовите...

Методические материалы для учителя по программе "Изобразительное искусство и основы художественной культуры" 1-4 класс Авторы: Назарова С.Л., Перминова Г.Н.

Уважаемые коллеги!Данное пособие предназначено для учителей рисования, воспитателей детских садов,руководителей изостудий, учителей начальных классов и родителей. Даётся пошаговый алгоритм работы...

рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.

Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...