Развитие навыков самоконтроля у обучающихся с ОВЗ на уроках технологии (поварское дело)
материал по технологии

Маслова Надежда Николаевна

Описание  работы по развитию навыков самостоятельности и самоконтроля у учеников 5- 6 кл на уроках технологии (поварское дело). Приводятся примеры применяемых технологий и методов. Представлены графики исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков самоконтроля у обучающихся с ОВЗ на уроках технологии (поварское дело).

 Учитель : Маслова Н.Н.

Углублённое изучение данного вопроса и разработка методической темы возникли из необходимости решения следующих проблем при работе с нашими детьми:

- учебные действия контролируются педагогом, а не самим учеником;

- допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;

- желание сделать  детей  активными участниками процесса обучения, а не простыми исполнителями указаний учителя;

- неразвитость самосознания учащихся и, как следствие, травматизм, плохое выполнение заданий.  

В толковом словаре русского языка  Д.Н.Ушакова дается определение  самостоятельности – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. А самоконтроль -  это контроль над самим собой, над своей работой.

Перед нами постоянно стоит социально-педагогическая задача -  обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной жизни.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Важной составляющей самостоятельности является самоконтроль.  Он является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок.

Я хочу вам рассказать о своей работе по  развитию навыков самоконтроля у наших обучающихся  на уроках технологии (поварское дело). Предоставленные расчеты велись по 5 классу – 6 кл этого года.

Для  определения уровня развития навыков самостоятельности и самоконтроля  использовала метод целенаправленного наблюдения на уроках, в ходе которого фиксировали внимание на следующих параметрах:

1. способность поставить и удерживать  цель предстоящей деятельности (2 чел);

2. способность выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи (3 чел);

3. способность достигать положительного результата (7 чел);

4. умение адекватно оценивать результат (2 чел);

5. умение проявлять инициативу в трудовой деятельности (4 чел);

6. стремление к самостоятельности и активности (9 чел).

В своей работе стремлюсь к постоянному повышению у ребят самоконтроля.

Для того, чтобы процесс воспитания самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия: (перечислены на слайде)

При соблюдении данных условий максимально активизируются познавательная деятельность, развивается логическое мышление, формируются навыки работы, запоминание  материала, концентрации внимания. Они определяют готовность обучающихся к самостоятельному действию. Но мы все знаем, что не всегда обучающийся, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность.

Можно сказать, что какие бы замечательные и комфортные условия для
развития ребенка с ОВЗ не были, он никогда не сможет научиться сам управлять собой, поскольку не поймет необходимости в
этом. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самому, т.е. мотив.  Ребенка нужно замотивировать, заинтересовать, направить.  Это наша задача и работа. Научиться самоконтролю и саморегуляции он сможет только под руководством взрослого.

На уроках поварского дела большое внимание уделяю самостоятельной работе ребят. Работа по развитию навыков самоконтроля проходит в несколько этапов:

1.Этап подражания.

2. Этап частичной самостоятельности

3. Этап полной самостоятельности.

Когда эти начальные этапы ребятами освоены начинается более серьезная  работа к концу 5 кл..  Организация учебной деятельности по развитию самоконтроля на уроках поварского дела делится на 3 группы:
1) фронтальная проверка

(Перед занятием выдается технологическая карта приготовления блюда и проводится коллективный разбор приготовления блюда. В ходе этой проверки учащиеся разбирают этапы приготовления, определяются с необходимым инвентарем, с продуктами, с возможными ошибками и вариантами их устранения. Такая форма является наиболее простой и применяется, на каждом практическом занятии).

2) взаимная проверка (проводится по окончании занятия. Тк в кабинете бригадная форма работы, то учащиеся всей бригадой письменно  вспоминают, что делали на уроке, последовательность приготовления, затем  обмениваются работами, и выступают в роли рецензента.  Причем надо отметить последовательность у ребят получается очень детальная.  При проверке ребята отмечают допущенные товарищами ошибки,  объясняют их.  Порой у них возникает серьезный диспут. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля).

3) индивидуальная проверка (относятся все виды самоконтроля,
проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно).  Ребята знают, что учитель на протяжении урока внимательно наблюдает за каждым. И допущенные ошибки сразу исправляются (например: несет нож не правильно, тут же спохватился, исправился сам и посмотрел на меня – заметила ли я. Думает что не заметила, выдохнул и пошел дальше.)

Представляю вам  основные методы, используемых  мной для развития самоконтроля обучающихся.
− методы словесной передачи и слухового восприятия учебной
информации (сокращенно их называют словесными методами: рассказ,
лекция, беседа и др.);
− методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной
информации (сокращенное название – наглядные методы: иллюстрации,
демонстрации и др.);
− методы передачи учебной информации посредством
практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее
восприятия (сокращенно их называют практическими методами:
упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)

Хочу отдельно остановиться на методах проектной деятельности, интерактивные, игровые технологии.  Сейчас идет работа над проектом «Мое любимое блюдо».

Считаю, что крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, широко использую дидактический материал и игровую деятельность.

Обращаю ваше внимание на педагогические дидактические игры. Они подразделяются:

1.    По виду деятельности: физические, интеллектуальные, социальные, трудовые и психологические.
2.    
По характеру педагогического процесса:

  •         обучающие, контролирующие, тренировочные,

         обобщающие;

  •         развивающие, познавательные, воспитательные;
  •         творческие, продуктивные, репродуктивные;
  •         профориентационные, коммуникативные,

         диагностические.
3.    
По характеру игровой методики: имитационные, предметные,ролевые.
4.    
По игровой среде: комнатные, компьютерные, с предметами, без  предметов.

С помощью игры можно привить учащимся стремление пополнить недостающие знания, совершенствовать специальные умения и навыки, необходимые для повышения качества обучения.

В своей работе чаще использую игры:

- «Правильно расставь слова»;

- «Обустрой рабочее место»;

- «Домашнее задание для друга»;

- «Кроссворды»:

- «Найди овощ, фрукт и тп.»;

- «Ребусы»;

- «Пазлы» др.

Используемые мной технологии и методы развития самоконтроля дают свои положительные результаты.

Параметры определения уровня самоконтроля остались прежними, а данные значительно повысились:

1. способность поставить и удерживать  цель предстоящей деятельности (7 чел);

2. способность выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи (7 чел);

3. способность достигать положительного результата (9 чел);

4. умение адекватно оценивать результат (5 чел);

5. умение проявлять инициативу в трудовой деятельности (9 чел);

6. стремление к самостоятельности и активности (9 чел).

Работа по развитию навыков самоконтроля дает свои положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и развитие исследовательских способностей у обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках»

Обучение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техниче...

Описание системы работы , направленной на развитие навыка самоконтроля

.Для  учителей общеобразовательных школ базового и профильного уровня. Опыт может быть применён при работе с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельност...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутре...

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы

В статье раскрывается работа учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определение орфограммы....

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы

В статье раскрывается тема работы учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы....

Развитие навыков самоконтроля в условиях безотметочного обучения.Анализ работы учителя.

Представлен анализ работы учителя по развитию навыков самоконтроля в условиях безотметочного обучения в системе развивающего обучения....

Методическая разработка по английскому языку "Технологическая карта урока английского языка в 4 классе "Развитие навыков устной речи по теме "Одежда" с использованием технологии "Дебаты"

Тип урока- урок комплексного применения полученных знаний. Проводится на этапе повторения материала, изученного в 3-ем классе. Технология- модифицированные дебаты. Приёмы: круги контраста, класт...